Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Ушанова Светлана Александровна

Консультация по теме: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_deneshu.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой формеЗанятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребёнка появляются умения классифицировать материал, сравнивать и анализировать. Начинать игровые занятия с блоками Дьенешам уместно уже с младшими дошкольниками-детьми среднего дошкольного возраста. Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием-даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После такого знакомства с блоками можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы: понятие «такой"- не "такой" или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе, младший дошкольный возраст, дети оперируют только одним свойством-цвет, на следующем, средний возраст, осваивают уже два свойства, затем три и четыре свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Денешам овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями. Дидактические игры с блоками Денешам отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка.

Используя блоки Денешам, воспитатель должен стремиться сформировать устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно их приобретать. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать логико-математические игры. Работа с блоками позволяет развивать у дошкольников мыслительные операции, познавательные процессы важными, как в плане математической подготовки, так и интеллектуального развития, воспитывать самостоятельность, инициативу и настойчивость в достижении цели. Достоинства и недостатки методики Дьенеша

Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Золтан Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и умозаключений.

Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.

Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

Однако находятся взрослые, которые считают теорию Дьенеша сложной и не вполне доступной детскому восприятию (при том, что российская педагогика признала методику очень эффективной не только для развития интеллекта, но и творческой личности дошкольника). В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:

  • недостаточное цветовое разнообразие;
  • некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные);
  • детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков;
  • в продаже в свободном доступе нет альбомов с упражнениями по методике Дьенеша.

Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

  • Образовательные:
  • закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
  • накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
  • формирование основ алгоритмического мышления.
  • Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
  • Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.

Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После такой адаптации можно предлагать дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством (например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Блоки Дьнеша как средство развития математических представлений дошкольников...