«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
презентация

Фоменкова Татьяна Александровна
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский сад «Светлячок», филиал МКОУ Екатерининская ООШ Тема по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Фоменкова Т.А.

Слайд 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ - Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). - Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Способности к моделированию и конструированию. - Развивать представление о множестве, операции над множеством, пространственные представления - Развивать творческие способности, воображение, фантазию, речевую деятельность. - Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Слайд 3

БЛОКИ ДЬЕНЕША Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся 4 свойствами: Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; Цветом – красные, желтые, синие; Размером – большие и маленькие Толщиной – толстые и тонкие

Слайд 4

« НЕ МЫСЛЯМ НАДОБНО УЧИТЬ, А МЫСЛИТЬ» И. КАНТ

Слайд 5

Модель описания свойств блоков, знаки символы

Слайд 6

ВСЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 4 ГРУППЫ С ПОСТЕПЕННЫМ УСЛОЖНЕНИЕМ: для развития умений выявлять и абстрагировать свойства; - для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; - для развития действий классификации и обобщения; - для развития способности к логическим действиям и операциям.

Слайд 7

ИГРЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Слайд 8

Схемы

Слайд 9

Действуйте! Каждый миг возврату и обмену не подлежит… Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Программа

профессионального саморазвития педагога:

воспитателя

                                                Детского сада «Светлячок»

Фоменковой Т.А.

с. Екатериновка, 2019

Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»  

 Общие сведения о педагоге:

Ф.И.О. педагога: Фоменкова Татьяна Александровна

Специальность: «Воспитатель детей дошкольного возраста»

Образование:  среднее профессиональное  

Стаж педагогической работы: 3 года 8 месяцев

Квалификационная категория:  без категории

Курсы повышения квалификации:  Красноярский институт повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ дошкольников с ОВЗ на основе примерных АООП в контексте ФГОС ДО»

Дата начала работы над темой:  сентябрь 2018 год

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020год

Форма и место подведения итогов – выступление на педсовете (мастер класс для воспитателей)

Цель работы: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.

2. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.

3. Используя логические блоки Дьенеша развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.

4. Повысить компетентность родителей, педагогов

5.Мониторинг.

Пояснительная записка.

Современный ребёнок – это житель на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, а так же разнообразные гаджеты. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.

На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи. Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона..Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Этапы работы по теме:

I этап (2018 год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;

II этап (2019 год) – Создание информационной базы по блокам Дьенеша которые были направлены на устранение имеющихся проблем по развитию логического мышления, через логико-математические игры детей. Вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.

III этап (2020) – анализ результатов работы, формулирование выводов, внедрение блоков Дьенеша в основной образовательный процесс.

Литература:

1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами – издательство ООО «Корвет»

2. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.

3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.

5. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

6. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.

7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. 

Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов.

Доклад на тему «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста»

2018

     Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.

Формулировка цели и задач работы над темой

      Выступление на педагогическом совете по  теме: «Развитие логического          мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих технологий, Блоки Дьенеша»

2019

              Формирование методического комплекса

2019

               Наличие методической копилки по теме «Игры с блоками Дьенеша» (Папка с конспектами, картотеками, отчётами, фотографиями, беседами по теме самообразования)

2020

            Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

            Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2020

                 Наличие результатов работы по теме (создание уголка, изготовление пособий, игр, альбомов) самообразования.

              Распространение опыта среди педагогов (публикации, выставка авторских пособий, открытый показ, мастер класс, семинар практикум, выступление, показ презентации и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Блоки Дьнеша как средство развития математических представлений дошкольников...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Консультация по теме: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»...