Отчет о реализации темы самообразования Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Игнатьева Елена Владимировна

В процессе своей работы в детском саду заметила, как важно с самого раннего возраста развивать логическое мышление у детей. Большинство педагогических исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. Колмогорова, В.А. Крутецкого, Л. М.Векнера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева посвящено развитию логического мышления у дошкольников. А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский считали, что организуя работу с детьми, над логическими операциями значительно повышается результативность. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко предлагали осуществлять математическое развитие дошкольников и закреплять его с помощью игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_raalizatsii_opyta_po_teme_samoobrazovaniya.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 155 города Тюмени

Отчет о реализации темы самообразования

Тема: «Использование блоков Дьенеша

для развития логического мышления

у детей дошкольного возраста»

 

Подготовил: Игнатьева Елена Владимировна

                                                                                                воспитатель

                                             

                                 

                                                        2023 год

                                   Проектировочный компонент

Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления

у детей дошкольного возраста»

                                                Обоснование актуальности 

В процессе своей работы в детском саду заметила, как важно с самого раннего возраста развивать логическое мышление у детей. Большинство педагогических исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. Колмогорова, В.А. Крутецкого, Л. М.Векнера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева посвящено развитию логического мышления у дошкольников. А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский считали, что организуя работу с детьми, над логическими операциями значительно повышается результативность. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко предлагали осуществлять математическое развитие дошкольников и закреплять его с помощью игр.

Логика - это процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Его роль в жизни детей колоссальна. Благодаря логике дети способны:

  • анализировать ситуации,
  •  выявлять закономерности,
  •  устанавливать причинно-следственные связи,
  •  делать выводы.
  • логика является базой для важнейшего жизненного навыка- осмысления задач и ее последующего эффективного решения.

 В основе логического мышления лежит мышление образное. Его формирование начинается в возрасте 2-3 лет и продолжается на протяжении многих лет.

   Огромное значение для процесса формирования логики имеют специально разработанные упражнения и задачи. Представленные в форме игр и заданий, они привлекают детское внимание и эффективно развивают навыки логического мышления.

В дошкольных образовательных учреждениях имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности логического развития, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Все время находилась в поиске и подборе пособий и игр, которые бы развивали все мыслительные процессы в совокупности:

  • сравнение
  • синтез
  • анализ,
  •  классификация
  • доказательство и другие.

На курсах повышения квалификации нас познакомил с идеей Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша,  разработал это пособие венгерский психолог математик Золтан Пал Дьенеш для раннего развития логики и прежде всего, для подготовки мышления к восприятию и формированию элементарных математических представлений.

Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Хочу немного сказать о моем первом впечатление, мне показалось что это простенькое пособие с небольшим потенциалом, но, когда нам предложили выполнить задания    рассчитанные на старший детский возраст, мы едва с ним справились. Упражнения обыгрывались в интересной форме, также имелись в комплекте яркие альбомы с заданиями.  Заинтересовалась данным пособием, оно было вполне доступным и отвечало всем требованиям для работы в детском саду.

Проанализировав уровень личных профессиональных компетенций по данной теме, сделала выводы, что не владею методиками организации игр с логическими блоками Дьенеша, не знакома с интересными практиками современных педагогов, не имею в групповом пространстве данного пособия и картотек игр к пособию. Именно поэтому решила заняться изучением темы использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста путем самообразования.

Целью работы стало повышение собственного уровня профессиональной компетенции по вопросу развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством внедрения в воспитательно– образовательный процесс игрового пособия логических блоков Дьенеша.

Для достижения цели намечен ряд задач:

  • Повысить личное профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях путём изучения необходимой литературы в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста;
  • Познакомить родителей с приемами использования логических блоков для обеспечения системности логического развития детей и вовлечения в единое образовательное пространство;
  • Формировать логические процессы детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

                                           Деятельностный компонент

Обоснованность выбора методик, технологий, форм, методов, подходов на разных этапах образовательной деятельности.

                                   

Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, предложила ребятам самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Был составлен перспективный план с постепенным усложнением материала и игровых заданий. Вся работа планировалась в игровой форме. Использовался разный дополнительный материал: обручи, игрушки-герои, чудесный мешочек, ведерки, разные по форме коробки и т.д.

Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых - в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по цвету, форме, размеру, толщине.

На этапе ознакомления со свойствами блоков, составила картотеку простых игр, которые легко запоминаются и используются в разных вариантах:

  • «Рыбалка»

Котик наловил рыбы, и просит нас помочь ему, разложить рыбу по ведёркам. нужно сгруппировать блоки по цвету (синий, красный), далее можно играть, используя жёлтый и красный цвета, синий и жёлтый и наконец, все три цвета; далее - по форме.

  • «Садовники» с обручами

Кукла Маша хочет посадить цветы на эти клумбы и просит вас помочь ей. Цветы красного цвета – на красную клумбу. Синего цвета цветы на зелёную клумбу и цветы жёлтого цвета – на жёлтую клумбу. Далее можно раскладывать цветы по форме в заданные обручи.

  • «Подарки для кукол»

Сегодня у куклы Кати и у куклы Тани день рождения. Им подарили подарки, но они не могут разобраться кому какие. Давайте им поможем, разделим подарки. Кукле Кате подарили подарки круглой формы, а кукле Тане – подарки треугольной формы. Далее можно играть, используя круглую и квадратную формы и т.д., можно группировать блоки по двум признакам.

  • «Витамины»

Доктор Айболит послал витамины для больных зверей и просит вас помочь ему раздать их. Медведю – витамины круглой формы, зайчику – витамины треугольной формы и лисичке – витамины треугольной формы.

Далее можно играть, группируя блоки по форме; по двум признакам.

  • «Найди на ощупь»

Добрая Фея послала нам волшебный мешочек, там находятся драгоценные камни. Но достать эти камни из мешочка можно только тогда, когда вы определите их форму и размер. Попробуем на ощупь определить форму и размер драгоценных камней.

На этом же этапе познакомила детей с играми в альбомах- приложениях к логическим блокам Дьенеша:

  • «Мишка с шариками», «Велосипед», «Бабочки»,
  •  «Грузовик», «Гусеница», «Башня»,
  •  «Кораблик», «Трактор», «Кошечка»,
  • «Бусы для мамы», «Пароход», «Зайчик»

 Ребёнок выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.

В процессе игр, представленных в альбоме, дети приобретают:

  •  представление о форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цвете (красный, жёлтый, синий), и размере (большие, маленькие) фигур;
  •  расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, жёлтый, синий, большой, маленький; выражений: «все красные (синие, жёлтые)», «все большие (маленькие)», «все квадратные (круглые, треугольные, прямоугольные)», «все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый и красный» и д.р.
  • умения группировки по одному признаку: форме; понимание смысла «такой же по форме»;
  • умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения «такой же по цвету и форме»;
  • внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления;
  • умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа).

Как только дети усвоили свойства блоков, свободно называют те или иные признаки фигур, перешла к основному этапу это - знакомство детей с карточками символами свойств предметов.

Мы с детьми рассмотрели их, уточнили, какие свойства обозначены на них:

  • цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий);
  • форма - соответственно контурами фигур;
  • толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий);
  • величина - силуэтом дома (большой, маленький);

Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. С помощью символов дети составляли схемы т.е.кодировали, а затем декодировали информацию.

 На следующем этапе дети знакомятся с карточками отрицания, обозначающие отсутствие свойства. Для этого используются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Например, не красный, не большой, не круглый, не толстый.

 

Детям предлагаются следующие задания:

  • Найти две одинаковые карточки – символы (противоположности);
  • Перевести в слова то, что обозначает карточка;
  • С использованием карточек символов заселить блоки в домики; в роли мышек отобрать запасы на зиму; открыть замок; найти бабочку, найти клад и написать письмо, под каким блоком был спрятан клад; поделить подарки между персонажами мультфильма;
  • Угостить медвежат печеньем, но печенье в левой и правой лапе должны отличаться 1свойством, далее можно усложнить;
  • Написать картины по эскизу. Дети выбирают эскиз картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Далее они придумывают название к своим картинам, рассказывают, что изображено на картине;
  • Купить в магазине только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры;
  • С использованием логических кубиков украсить торт цукатами, собрать для мамы бусы, посадить на клумбы цветы, подарить подарки кукле Наташе.

В ходе работы с карточками -  символами у детей развивается логическое мышление, память, внимание, воображение, умение кодировать и декодировать информацию, умение классифицировать блоки по свойствам, называть их, умение сравнивать предметы по 1-4 свойствам, выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.

В своей работе использую такие формы работы, как:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Также использую методы и приемы: (объяснение, показ, беседа, игра).

                          Создание условий наполнения предметно-развивающей образовательной среды.

Для реализации поставленной цели и задач большое внимание уделяю предметно-развивающей среде.

Комплекты логических игр, которые находится в уголке конструирования, для удобства использования, поместила в пластиковые контейнеры.

Альбомы – приложения я разрезала на страницы и заламинировала.

 Создала несколько картотек по использованию логических блоков Дьенеша:

«Игры с использование блоков Дьенеша для усвоения признаков: цвета, формы, величина».

«Дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша».

«Сюжетно- ролевые игры с использованием логических блоков Дьенеша»

«Подвижные и мало-подвижные игры с использованием блоков Дьенеша»

А также различный печатный материал: карточки – свойства, карточки- отрицания, схемы, домики-схемы.

Совместная деятельность педагога и детей

  • В работе с детьми использую:
  • альбомы- приложения;
  • пальчиковую гимнастику, физкультминутки;
  • подвижные игры;
  • подручные материалы (обручи, мячи и т.д.); 
  • мнемотаблицы для  стихотворений, сказок 
  • конструирование;
  • рисование;
  • сюжетно- ролевые игры;
  • подвижные и мало-подвижные игры;

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности детей

 Логические блоки Дьенша организую с детьми в режиме всего дня.  В физминутках, релаксационных паузах, в настрое и как итог непосредственной образовательной деятельности.

В первую очередь, это формирование элементарных математических представлений .

 Развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).

Занятия по ФЭМП

Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по ФЭМП. На основе фигур  предлагаю детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет. 

Например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам. Себе же Маша испекла аппетитный тортик, который дети моделируют из блоков: большой жёлтый корж (большой круг) украшен двумя маленькими кружками и одним маленьким треугольником, причём все предметы имеют разный цвет.

Моделирование сказок на занятиях по развитию речи

 Используя набор Дьенеша,  строю увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков дети моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, дети символически обозначает главных героев сказки.

За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша

Подобным образом можно обыгрывать на занятиях сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Пых». Сказка «Теремок», например, интересна тем, что с помощью блоков Дьенеша дети закрепят представление о размерах животных: так, лягушка и зайчик будут маленькими треугольниками (соответственно, красным и синим), а лисичка и волк — фигурами большого размера (красный треугольник и жёлтый квадрат).Такая импровизация вместе с использованием набора Дьенеша делает занятие по развитию речи более увлекательным для детей и способствует развитию воображения.

Вместе с дошкольниками мы сочиняем свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства (у каждой группы — коробка с блоками). рассказываю сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определённого цвета в зависимости от царства).

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок — большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Дальше сказку можно продолжить в соответствии с замыслом самих дошкольников. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. д.

Блоки Дьенеша можно включить и в занятие по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала. 

- Использование блоков, карточек-символов при наблюдении за животными и растениями. Так, при сравнительном наблюдении за ростом зеленого лука на подоконнике и зависимостью его развития от влаги, тепла и света, мы вводим условные обозначения: вода – синий круг, свет – желтый круг, тепло – красный круг; тонкими фигурами обозначаем ограниченное количество, а толстыми – достаточное количество влаги, тепла и света.
- С помощью кодовых карточек и блоков мы стремимся обозначать выделенные признаки (цвет, форму, размер и др.) при характеристике или сравнении объектов природы (куст – кодовой карточкой, обозначающий маленький размер, а дерево, соответственно, символом, обозначающим большой размер и т.д.)
-Схемы-модели из блоков и их символы используются нами в экспериментальной деятельности. Например, оформление результатов опытов по выявлению свойств воды – не имеет формы и цвета - с помощью кодовых карточек на отрицание формы и цвета.
-Использование игр, в том числе авторских, при ознакомлении с миром природы («Вершки-корешки», «Подводное царство», «Собери овощи в два ящика», «Зыбучие пески» и др.) и при ознакомлении с миром предметов («Генеалогическое древо», «Поиск кометы», «Мастерская дизайнера» и др

Физкультурные занятия и подвижные игры

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более интересны и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами. 

Приведу примеры подвижных игр:

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот

И разгонит хоровод. 

На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.

Эстафета «Собираем урожай» («Рыбалка», «Перевозка грузов»). Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку.

Игра «Космический корабль». Дошкольники делятся на команды, у каждой — свой набор Дьенеша. Воспитатель на полу раскладывает обручи красного, жёлтого и синего цвета, над ними располагается изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.

Сюжетно-ролевые игры

Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия (область «социализация»). Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). В старшем дошкольном звене игра усложняется: предмет выбирается уже по двум признакам (к примеру, большая и круглая игрушка). Кроме отдела игрушек, в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты».

С помощью блоков Дьенеша можно организовать сюжетно-ролевую игру «Магазин», где фигуры будут выполнять роль денег

Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша, могут быть «Почта» и «Поезд»: с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места. 

В художественно-эстетическом развитии:

= Использование блоков Дьенеша в технологических картах, показывающих последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании, аппликации и художественном труде с помощью условных обозначений. Например, на занятии по рисованию «К магазину подъехал грузовой автомобиль» - использование схемы композиции рисунка, когда магазин изображен в виде большого толстого прямоугольника, а машина – маленького тонкого прямоугольника, частично закрывающего его.
-Использование схем постройки с помощью символов блоков в конструировании, а также моделирование постройки из блоков Дьенеша.
в) Использованием кодовых карточек при обсуждении предстоящей работы и анализе готовых продуктов детской деятельности: цвет, форма, размер объекта рисования, лепки и т.д.
-Моделирование декоративных узоров, предметных и сюжетных композиций в рисовании и аппликации, например выкладывание узора солнца из блоков в декоративном рисовании по мотивам чувашского орнаментального искусства «А у солнышка лучи ясные».
-Использование блоков при анализе опорных схем при декоративных рисовании и аппликации, например, при аппликации по мотивам чувашского орнаментального искусства «Сила солнца в его лучах».

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Логические блоки Дьенеша использую в течении всего дня в режимных моментах, например: во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна.

Логические блоки Дьенеша были включены в непосредственно образовательную деятельность;

Во время самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности  с пониманием нового материала.

Самостоятельная деятельность детей

Дети, зная множество игр с блоками, играют индивидуально во время свободной деятельности, играют в совместные игры, предполагающие общение со сверстниками. Охотно конструируют по образцу или по замыслу. А также в сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры.

Проектирование воспитательно – образовательного процесса

На основе методических разработок ведущих педагогов составила  перспективный план, позволяющий детям познакомиться с  различными  видами  игр с блоками Дьенеша. Для этого использовала методические приемы, способствующие развитию логического мышления.

Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий, работу с педагогами и родителями воспитанников.

 Систематизировала использование игр с блоками Дьенеша в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований. Включила  игры с блоками Дьенеша в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей.  Планирование своей работы по развитию детей осуществляю через систематизированный в тематических блоках материал: "Я и моя семья, имя", "Времена года", "Дикие животные", "Домашние животные", "Фрукты", "Веселый счет", "Сказки, сказочные персонажи"и.др.

Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

I этап – начальный (констатирующий)

II этап – основной (формирующий)

III этап – заключительный (контрольный)

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня сформированности логического мышления   у дошкольников.

На формирующем этапе было разработано и апробировано в условиях дошкольного образовательного учреждения: перспективно-тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста, циклы занятий, серия  игр с блоками Дьенеша.

Диагностика логического мышления дошкольников на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

В течение всего опыта активно велась и работа с родителями: 

Вся работа по развитию у детей логического мышления я построила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Для родителей были проведены:

  • Консультации в группе и на сайте детского сада о подборе игр по формированию логического мышления;
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
  • Родительское собрание;
  • Открытый просмотр — показ занятий с блоками Дьенеша;
  • Мастер-классы по ознакомлению родителей с приемами работы с дидактическим материалом — логические блоки Дьенеша;

. Опыт работы по теме представлен коллегам

          - в форме мастер – класса «Использование блоков Дьенша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»;

- консультация для воспитателей « Игры с блоками Дьенеша»;

- памятки «Играем с блоками Дьенша с детьми»

         

Рефлексивно - оценочный компонент

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные   издания и Интернет - ресурсы.

Изучила методическую литературу по теме:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования; - Москва.: «Издательство «МОЗАИКА –СИНТЕЗ» 2014.-368с.
  2. Е.Н. Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст). ТЦ «Учитель». Воронеж. 2006г. 77с.
  3. Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для малышей «Маленькие логики».Борисенкова Е. Ю. С – Пб.«Корвет» 2012г. 16с.
  4. Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для старших (5 – 8 лет) «Спасатели приходят на помощь». Б.Б. Финкельштейн. С – Пб.«Корвет» 2014г. 14с.
  5. Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для старших (5 – 8 лет) «Поиск затонувшего клада». Б.Б. Финкельштейн. С – Пб.«Корвет» 2014г. 12с.
  6. Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для старших (5 – 8 лет) «Праздник в стране Блоков». Б.Б. Финкельштейн. С – Пб.«Корвет» 2014г. 14с.

Методические советы по использованию игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами «Давайте вместе поиграем». Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. ООО «Корвет», Санкт – Петербург. - Создала электронную версию методической копилки с использованием ИКТ - технологий.

 Размещала свои работы на сайтах детского сада, личных сайтах в интернет - сети https://www.maam.ru/detskijsad/logicheskie-bloki-denesha-1408360.html.,

https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-s-blokami-denesha-1547077.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/10/23/ispolzovanie-blokov-denesha-dlya

  • - Разработала перспективный план по теме; 
  • -Разработаны конспекты НОД (с блоками Дьенеша) для детей старшего и среднего дошкольного возраста.
  •  Разработана программа кружка дополнительного образования «Цветная логика» для дошкольников. 

- Усовершенствовала предметно-развивающую среду: оформила центр позновательного развития детей, создала картотеку игр по логическому развитию  для детей среднего и старшего  дошкольного возраста.

 - Познакомила родителей с необходимой информацией по теме самообразования, сумела заинтересовать родителей использовать  логические блоки Дьенеша. Благодаря информационно – просветительской работе среди родителей удалось повысить их компетентность по проблеме развитие логического мышления в домашних условиях.

Для того, чтобы логическое развитие  детей было успешно сформировано, необходимо наметить пути его формирования. Для этого очень важно знать, каков уровень развития каждого ребенка. Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда можно судить об уровне развития каждого ребенка.

Поэтому  свою работу осуществляла в три этапа:

- констатирующий этап (первоначальная диагностика)

- формирующий (основной этап)

- заключительный (контрольный этап).

Основная задача констатирующего этапа исследовательской работы –.выявление первоначального уровня сформированности развития логического мышления при помощи таких методов исследования, как наблюдение, беседа с детьми, выполнения заданий и игр.

В процессе исследовательской работы был проведено диагностическое исследование уровня развития логического мышления и мыслительных способностей детей к логическим операциям, которыми владеют дети среднего дошкольного возраста. Получены следующие результаты:  

Таблица 1

Уровень

развития

сравнение

синтез

анализ

классификация

высокий

60%

50%

50%

65%

средний

35%

35%

40%

30%

низкий

5%

15%

10%

5%

.

На основании полученных результатов исследований организовала    работу по расширению и овладению логического мышления детьми. Работа осуществлялась в ходе формирующего этапа исследования.

В экспериментальную работу включила следующие направления :

  • сравнение
  • синтез
  • анализ,
  •  классификация 

Уровень развития логического мышления детей мы определяли по следующим критериям:

Высокий уровень – ребенок умеет делать правильный выбор, находит способ решения своими силами; самостоятельно сравнивает, анализирует, классифицирует предметы в группы, потребность в подсказке отсутствует, на выполнение методики было затрачено не более 5 минут;

Средний уровень – ребенок умеет не всегда сделать правильный выбор, выполняет задание с незначительной помощью педагога, он собирает группу предметов правильно, но в объяснении опирается на несущественные признаки или не может дать название группы, имеет место потребность в подсказке, на выполнение методики было затрачено 5-8 минут;

Низкий уровень – ребенок нуждается в подсказках, он не умеет делать правильный выбор, не находит способ решения своими силами; выполняет методику с помощью педагога, затрудняется в названии групп предметов и вещей, на выполнение методики было затрачено 8-10 и более минут.

По окончанию эксперимента получены следующие результаты:

Таблица 2

Уровень

развития

сравнение

синтез

анализ

классификация

высокий

80%

70%

60%

75%

средний

20%

20%

15%

25%

низкий

0%

10%

5%

0%

Подведение итогов проведенной работы в конце учебного года позволил сделать следующие выводы:

что реализация программы использования блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников в образовательном процессе ДОУ показала устойчивые результаты повышения уровня развития логического мышления детей дошкольного возраста:

дети научились думать, размышлять, а именно анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, логически мыслить; стали умнее и сообразительнее, удивляют быстротой и гибкостью мышления, умением творчески решать стоящие перед ними проблемы, быть целеустремленными и настойчивыми.

Надеюсь, что дальнейшая систематическая работа по использованию блоков Дьенеша в разных видах деятельности в ДОУ поможет развить у наших детей аналитические способности, способности к моделированию и конструированию, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

В перспективе работы планирую использовать наработанный опыт, отразив его в направлении развития.


  •  Разработка новых педагогически целесообразных и дидактически обоснованных авторских игр с блоками Дьенеша.

  •  Создание электронных развивающих игр с блоками Дьенеша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Тема самообразования " «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Работа заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша....