Тема самообразования " «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ноговицына Ольга Николаевна

Работа заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«План по самообразованию педагога»

Ноговицыной Ольги Николаевны

       25 лет___                        I кв. категория__

                                        (стаж работы)                              (кв. категория)

Тема: 

 «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

2022 – 2023г.

(учебный год)

    подготовительная группа  

                                                        (возрастная группа)

Цель:

  1. Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры с блоками Дьенеша.

Задачи:

1. Способствовать освоению исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование)

2. Развивать представление о логических способах познания (сравнение, классификация.

3. Воспитывать самостоятельность, ответственность, находчивость в преодолении трудностей.

 Актуальность темы:

 

Актуальность данной выбранной темы обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов (памяти, внимания, воображения, логического мышления) необходимо с дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы материалов по развитию логического мышления у дошкольников

  Цель моей работы заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.

Новизна заключается в разработке авторских планов и конспектов НОД. Опыт работы может быть рекомендован как начинающим, так и опытным педагогам. Он может быть применён в конструировании - в процессе моделирования, в подвижных играх, в рисовании и аппликации- моделируем узор, орнамент, в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной игровой деятельности.

Технология

Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена цель: определить, насколько эффективно использование блоков Дьенеша при обучении детей математике в детском саду

Постановка целей и задач

1.Развитие элементов логического мышления с использованием блоков Дьенеша

2.Совершенствование навыков классификации путем подбора развивающих игр

3.Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения

4 Предметно-развивающая среда и игровой материал

5.Активизация памяти и мышления в процессе игр

6. Закрепление навыков ориентировки в пространстве.

Данные задачи решаются мной во всех видах деятельности; на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности детей.

Результативность работы

Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, утверждаю, что:

Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Могут установить определенную последовательность некоторых событий.

Примерно ⅓ детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.

Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Работа по развитию мышления дошкольников при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды.

Дети с легкостью усвоили геометрические фигуры, научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.

Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.

Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого.

Дошкольники, которые логически мыслят стали более раскрепощёнными: у них хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции, они составляют алгоритмы, кодируют и декодируют информацию, обобщают предметы по одному, двум. трем сходствам и различиям.

Месяц

Формы работы

с детьми

педагогами

самообразование

родители

Сентябрь

1-2 неделя

Знакомство с блоками Дьенеша.

 Д/и «Найдите,

такую же фигуру, как эта по цвету (форме,

размеру)» (с показом, без показа).

Знакомить с логическими

блоками, повторить

название геометрических

фигур, основных цветов.

понятия «большой-

маленкий».

Информационно – аналитический этап:

-Выявить уровень развития логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

-Составить перспективный план работы

-Выявить уровень развития логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

3-4 неделя

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Что изменилось».

Учить детей находить

геометрические фигуры

наощупь. Закрепить

знание о цвете.

Развитие у детей

внимания, памяти и

связной речи.

Октябрь

1-2 неделя

 Д/и «Найди не такую».

Д/и «4-й лишний».

Продолжать знакомить с логическими блоками.

Развитие умение

выделить существенные

признаки.

3-4 неделя

Д/и «Продолжи ряд».

Учить находить

закономерности в ряду картинок и продолжать

этот ряд. 

Ноябрь

1-2 неделя

Д/и «Найди пару». Развивать внимание,

умение анализировать и

делать выводы,

объяснять, развивать

связную речь

Консультация для педагогов Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 4–7 лет

3-4 неделя

Д/и «Второй ряд». Развивать внимание,

умение анализировать и

делать выводы,

объяснять, развивать

связную речь. умение

находить

закономерности

Декабрь

1-2 неделя

Д/и «Клад». Развивать связную речь,

память, внимание.

Д/и «Игра с одним обручем».

Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.

Стендовая консультация «Что такое блоки Дьенеша»

3-4 неделя

Д/и «Чего не хватает».

Д/и «Игра с двумя обручами»

Развитие мышления,

внимания, учит делать

умозаключения.

Учить классифицировать

по 2 признакам (цвет-

форма).

Январь

2 неделя

 Знакомство с карточками с изображенными

свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет».

Познакомить детей с

карточками с

изображенными

свойствами блоков.

3-4 неделя

 Д/и «Заселим в домики». (2 признака) Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам - признакам.

Учить детей

классифицировать блоки

по 2 признакам.

Консультация для педагогов игры с блоками денеша

Февраль

1-2 неделя

Д/и «Переводчик».

Д/и «Художник».

Знакомить детей с

знаками – Х

Развитие творческого

мышления.

3-4 неделя

 Д/и «На свою веточку». Учить детей определять

свойства блоков по

карточкам.

Март

1-2 неделя

Д/и «Кто хозяин». Закрепить умение

определять свойства

блоков по карточкам.

Развивать память,

связную речь.

Консультация для родителей Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

3-4 неделя

Д/и «Игра с двумя обручами». Учить детей обобщать,

классифицировать,

развивать связную речь.

Апрель

1-2 неделя

 Д/и «Заселим в домики».

(3 признака) Учить детей

классифицировать блоки

по 3 признакам.

3-4 неделя

Д/и «На свою веточку».  

Закрепить умение

определять свойства

блоков по карточкам.

Развивать память,

связную речь.

Май

1-2 неделя

Д/и «Волшебный мешочек».

 Учить детей находить

геометрические фигуры

наощупь.

3-4 неделя

Д/и «Художник».

Развитие творческого мышления.

Литература:

«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет.

ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург. «Давайте вместе поиграем»

Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).

        

Месяц

Формы работы

с детьми

педагогами

самообразование

родители

Сентябрь

Упражнение: «Разложим ягоды по тарелочкам». (На основании словесно обозначенных свойств блоков (три свойства круглые красные большие, желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные ягоды)).

Цель: Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства.

Информационно – аналитический этап:

-Выявить уровень развития логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

-Составить перспективный план работы

-Выявить уровень развития логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

Упражнение: «Построим два забора». (Строим заборы так, чтобы рядом были блоки разного цвета и размера (1-й забор), разного размера и формы 2-й забор)).  

 Цель: Развивать умение детей выявлять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам(два свойства – цвет и размер, размер и форма).

Упражнение: «Аквариумы для рыбок» (По карточке - инструкции)

Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (рыбки).

Развивать умение детей рассуждать логически.  

Октябрь

1-ая неделя

Упражнение: «Построим дорожку к домику для ежонка» (Только из больших не круглых камней). «Бортик для ёжика» (По правилу, записанному в таблице).

Цель: Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам (два свойства – форма и размер).

2-ая неделя

Упражнение: «Поможем геометрическим фигурам сесть в свою машину». (У фигур есть билет карточки-символы).

Цель: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер, толщина) предметов (два свойства), обозначать словом отсутствие какого- либо конкретного свойства предмета (не толстый, не круглый и т. п.).

3-ая неделя

Упражнение: «Поможем гномикам разложить овощи по ящикам». (Первый ящик все морковки, во второй маленькие помидоры и маленький перец, в третий большой перец, в четвертый- большие помидоры).

 Цель: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на несколько подмножеств, производить логическую операцию «не».

4-ая неделя

Упражнение: «Разложим овощи для салата по баночкам». (карточки-рецепты)

Цель: Развивать умение решать логические задачи.

Ноябрь

1-ая неделя

Упражнение: Самостоятельная работа.

 (Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки-символы свойств и карточки символы отрицания свойств).

Цель: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаковым символам.

2-ая неделя

Упражнение: «Разделим блоки для Буратино и Артемона». (Дети разбивают множество блоков на подмножества по двум совместимым свойствам (в каждой группе должно быть не более 4-5 блоков)  

Цель: Развивать умение детей разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».

Консультация для педагогов Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 4–7 лет

3-я неделя

Упражнение: «Разгадаем загадки Мальвины».

(Дети определяют форму недостающего цветка в каждой таблице).

Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий

4-ая неделя

Упражнение: «Поможем Винтику и Шпунтику заменить детали на сломанных автомобилях. (подобрать деталь с помощью карточки инструкции).

Цель: Развивать умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

Декабрь

1-ая неделя

Упражнение: «Поможем сказочным героям выбраться из леса». (выложить дорожку по правилу, записанному на карточке-схеме).

Цель: Развивать умения детей рассуждать.

Развивать умение строго соблюдать правила при выполнении действий, внимание.

2-ая неделя

Упражнение: Самостоятельная работа.

(Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки-символы отрицания свойств).

Цель: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. (два свойства-размер и толщина).

Стендовая консультация «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума»

3-я неделя

Упражнение: «Поможем гномам разложить конфеты и подарки Деда мороза по коробкам».

(Дети разбивают множество блоков на подмножества по двум совместимым свойствам.)

Цель: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».

 Развивать умение прослеживать в таблице движение одного «цветового сигнала»..

4-ая неделя

Упражнение: Самостоятельная работа.

(Дети выбирают среди предложенных карточек-символов необходимые для выполнения задания и вставляют их в соответствующие пустые окошечки).

Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов. (цвет, форма, размер). Развивать внимание детей.

Январь

2 неделя

 Упражнение: «В гостях у Доктора Пилюлькина». (Дети отбирают из всех предложенных для решения задачи блоков только те, которые удовлетворяют правилам, записанным с помощью блок-схемы, и прикрепляют их к магнитной доске внутри колбы).

Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «Блок-схема»).

3-я неделя

 Упражнение: «Пробеги дистанцию». (Дети берут по одному участнику соревнований (блоку) и помогают ему «пробежать дистанцию». При выполнении задания просить детей проговаривать вслух, на какую дорожку необходимо свернуть каждый раз).

Цель: Развивать умение расшифровывать информацию (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (два свойства) у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

4-ая неделя

Упражнение: Поставим Роботам недостающие кнопочки. (Найди форму недостающих фигур в каждой таблице).

Цель: Развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать

Консультация для педагогов игры с блоками денеша

Февраль

1-ая неделя

Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети самостоятельно выделяют признаки-основания классификации-и обозначают их с помощью карточек символов свойств).

Цель: Развивать умение самостоятельно выделять у предметов снования классификации и обозначать их с помощью карточек символов-свойств.

2-ая неделя

Упражнение: Поможем Кузе дойти до домика Лесовичка. (Дети берут по одному блоку и помогают ему дойти до домика, при выполнении задания необходимо, чтобы дети рассуждали вслух, на какую дорожку нужно свернуть каждый раз.)

Цель: Развивать логическое мышление, умение рассуждать. Развивать умение осуществлять поиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных и вертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного свойства (формы).

3-я неделя

Упражнение: Поможем перешить неправильно пришитые пуговицы. (Дети по карточкам –инструкциям выбирают блок, который удовлетворяет заданному правилу, и меняют один блок на другой).

Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

4-ая неделя

Упражнение: Поможем работника швейной фабрики разложить пуговицы по коробкам. (Коробки обозначены символами-свойств).

Цель: Развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».

Март

1-ая неделя

Упражнение: Поможем жителям Цветочного города подготовиться к празднику города. Развесим флажки на ниточках. (Раскладывают блоки по правилу, записанному в таблице).

Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах(флажки), абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий

2-ая неделя

Упражнение: Отремонтируем бордюр у фонтана. (Дети определяют недостающие фигуры в каждой таблице. Затем выбирают из блоков (камней), блок (камень), который удовлетворяет заданным условиям).

Цель: Развивать способность к анализу абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «блок-схема»).

Консультация для родителей Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

3-я неделя

Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети выкладывают из блоков Дьенеша постройки на своих основах для самостоятельной работы). (Детская площадка).

Цель: Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.

4-ая неделя

Упражнение: Поможем Звездочету написать письма. Самостоятельная работа. (Раздать детям тарелочки с блоками, карточки-письма, и карточки-символы свойств).  

Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина).

Апрель

1-ая неделя

Упражнение: Самостоятельная работа. (По таблице дети создают новые модели звездолетов для космических путешествий Звездочета).

Цель: Развивать способности к анализу, абстрагированию, творческое мышление, воображение.

2-ая неделя

Упражнение: Поможем доктору Айболиту разложить пилюли по отделениям коробки. (По горизонтали: в первом отделении – большие пилюли, во втором – маленькие; по вертикали; в первом отделении – пилюли треугольной формы, во втором – квадратной, в третьем – круглой и в четвертом – прямоугольной.

Цель: Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации, обозначать основания классификации с помощью карточек – символов.

3-я неделя

Упражнение: Развезем конфеты по магазинам. (Дети развозят конфеты по магазинам, ориентируясь на карточки – схемы свойств).

Цель: Развивать умение классифицировать предметы. Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

4-ая неделя

Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети по карточкам -  инструкциям выбирают логические фигуры (конфетки), которые удовлетворяют заданным правилам, и меняют одну фигуру (конфетку) на другую.

Цель: Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства-форма и толщина).

Май

1-ая неделя

Упражнение: Отправимся на почту. Поможем сотрудникам почты рассортировать посылки. (Дети берут одну из карточек-инструкций, находят блок- посылку с заданным условием задачи свойствами и кладут в заданную условиями задачи клеточку таблицы).

Цель: Развивать умение выявлять свойства в предметах и абстрагировать эти свойства от других, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета.

2-ая неделя

Упражнение: Заменим больные камни на здоровые (Дети по карточке – инструкции выбирают блок (камень), который удовлетворяет заданному правилу, и меняют один блок (камень) на другой. Карточки инструкции двухсторонние. С одной стороны карточки приклеены изображения цвета. С другой стороны, с помощью карточек-символов видоизменения свойств указано, какие свойства блока (камня) необходимо изменить).

Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

3-4-ая неделя

Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети выкладывают на столе из логических фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по записанным правилам, производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своих карточках).

Цель: Развивать умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Развивать умение строго выполнять правила при выполнении действий, внимания.

На 2022-2023 учебный год.

Месяц

Формы работы

с детьми

педагогами

самообразование

родители

Сентябрь

Информационно – аналитический этап:

-Составить перспективный план работы

-Выявить уровень развития логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

Закреплять знания и умения полученные ранее

Упражнение: «Посадим цветы на клумбах». (Дети определяют по карточкам-символам свойств (или по карточкам-символам отрицания свойств) форму и размер цветочка, находят среди лежащих в коробке цветок, соответствующий условиям задачи).  
Цель: Развивать умение детей расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (два свойства) у предметов (цветы) по их знаковым символическим обозначениям.

Упражнение: «Построим дорожки в Фигуроляндии» (По карточке-инструкции)
Цель: Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «блок-схема»).

Октябрь

Упражнение: «Поможем звездочету написать письма». (Для данного задания используются блоки, прикрепленные к магнитной доске, карточки-письма и карточки-символы свойств.
Цель: Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина).

Упражнение: «Поможем Пилюлькину разложить пилюли по коробкам». (Разложить блоки (пилюли) в таблицах (коробках), ориентируясь на карточки-символы отрицания свойств.
Цель: Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов (два символа) по их знаково-символическим обозначениям.

Упражнение: «Развезем пирожное по магазинам». (Дети развозят «пирожное по магазинам, ориентируясь на карточки-символы свойств установленные на развилке дорожек).
Цель: Развивать умение классифицировать предметы.
Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию

Ноябрь

Упражнение: «Исправим ошибку Незнайки и заменить детали в контейнерах». (По карточкам-символам выяснить, какими признаками новая геометрическая фигура (деталь) должна отличаться от фигуры (детали), которую мы меняем. Из логических фигур выбрать ту, которая удовлетворяет заданным правилам и поменять одну на другую.). 
Цель: Развивать умение детей выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину), обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства (или свойств) предмета (не прямоугольный и не маленький и не желтый и т. п

Консультация для педагогов Логические  упражнения с блоками Дьенеша 

Декабрь

Упражнение: «Приготовим антивирусное лекарство для гномов-помощников деда Мороза».
(Дети раскладывают блоки используя карточки-символы под номерами: 1, 2, 3. внутри красного, но вне синего круга (1). Внутри синего, но не вне красного (2). Пересечение двух кругов (3). За пределами кругов (4).
Цель: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Развивать умение строго выполнять правила при выполнении действий, внимание.

Упражнение: «Отправляем письма деду Морозу». (Дети определяют признаки недостающей фигуры (марки) в каждой таблице. Затем выбирают из логических фигур(марок) лежащих в коробке, ту, которая удовлетворяет заданным условиям, и приклеивает её к конверту вместо соответствующей цифры). блок).
Цель: Развивать умения детей рассуждать.
Развивать логическое мышление, умение декодировать информацию о свойствах предметов.

Январь

Упражнение: «Поможем деду Морозу добраться, заменив указатели на пути к детскому саду».
(Дети по карточке-инструкции выбирают блок(указатель), который удовлетворяет заданному правилу, и меняет один на другой.)
Цель: Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, строго выполнять правила при выполнении действий..

Упражнение: «Поможем работникам почты рассортировать посылки». (Разложить посылки согласно карточкам-инструкциям. На карточке-инструкции цифра - порядковый номер полки; закрашенный кружок-ячейка, в которую необходимо положить посылку(блок); карточки-символы свойств-цвет, форму и размер посылки (блока Дьенеша).
Цель: Развивать умение выявлять свойства в
предметах и абстрагировать эти свойства от других, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета.
определяют форму недостающего цветка в каждой таблице).

Февраль

Упражнение «Спасаем парк от мусора». (Собрать «мусор» в специальные контейнеры-утилизаторы. Разложить блоки (мусор) по отделениям таблицы (коробки), ориентируясь на указанные основания классификации.
Цель: Развивать умение классифицировать.

Упражнение «Найдём сокровища с помощью карты». (Дети выбирают какие ряды таблицы (вертикальной и горизонтальной) необходимо заполнить цифрами и фигурами черного цвета. Кладут в каждую клеточку выбранного ряда фигуру заданной условиями задачи формы и заданную условиями задачи цифру).
Цель: Развивать умение прослеживать движение двух «цветовых сигналов» (вертикального и горизонтального) одновременно, устанавливать место пересечения одновременных сигналов.

Март

Упражнение-игра «Положи в круг». (Прикрепить к доске две атласные ленточки, так, чтобы получилось два пересекающихся круга и 16 блоков. Рассмотреть карточки (рис 18), подумать на какие вопросы нужно будет ответить.) Одно очко заработает тот, кто положит камни внутрь кругов без ошибок. Два очка заработает тот, кто сможет правильно ответить на один из вопросов, который написан в карточках.
Цель: Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Упражнение-игра «Найди и покажи». (Воспитатель показывает детям по очереди карточки-загадки. Дети находят среди блоков (камней), лежащих в тарелочке, соответствующий блок (камень)-отгадку и показывает его воспитателю. По итогам выполнения каждого задания воспитатель дает (или не дает) детям фишки. В конце игры посчитать очки и назвать победителя.
Цель: Развивать умения расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям

Упражнение «Поможем работника швейной фабрики разложить пуговицы по коробкам». (Коробки обозначены символами-свойств).
Цель: Развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».

Апрель

Упражнение «Поможем доктору Айболиту разложить пилюли по отделениям коробки». (По горизонтали: в первом отделении – большие пилюли, во втором – маленькие; по вертикали; в первом отделении – пилюли треугольной формы, во втором – квадратной, в третьем – круглой и в четвертом – прямоугольной).
Цель: Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации, обозначать основания классификации с помощью карточек-символов.»), творческое мышление, воображение.

Упражнение «Построим дорожку для Мальвины». (На доске прикреплены прикреплена таблица-дорожка. У детей карточки видоизменения (цвета, величины, цвета). Дети строят дорожку из карточек согласно заданному правилу. После того как дорожка будет построена, карточки переворачивают и проверяют правильность выполнения задания. Если при строительстве дорожки были допущены ошибки, их анализируем и исправляем.
Цель: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Развивать умение видоизменять свойства предметов (словесный образ) в соответствии со схемой.

Май

. Упражнение Игра «Рыболовы». (в ведре с водой плавают блоки (рыбки). Рыбак ловит на удочку блок (рыбку), кто первый отгадал все три свойства пойманной рыбаком фигуры, станет новым рыбаком.
Цель: Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину), обозначать словом отсутствие какого-либо свойства (или каких-либо свойств) у предметов (не красный, не синий, не толстый и т.п.).

Упражнение «Самостоятельная работа». (Дети самостоятельно выделяют признаки-основания классификации-и обозначают их с помощью карточек символов свойств).
Цель: Развивать умение самостоятельно выделять у предметов снования классификации и обозначать их с помощью карточек символов-свойств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Отчет о реализации темы самообразования Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

В процессе своей работы в детском саду заметила, как важно с самого раннего возраста развивать логическое мышление у детей. Большинство педагогических исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. ...