Главные вкладки

    Театрализованная деятельность как средство развития памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребёнка дошкольного возраста
    статья на тему

    Колчева Нина Евгеньевна

    Значение театрализованной деятельности в развитии дошкольников. Советы воспитателям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teatralizovannaya_d.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализованная деятельность как средство развития памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребёнка дошкольного возраста

        Педагогический процесс в современном дошкольном образовании  представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых как на занятиях, так и во вне обучающей деятельности. Занятия являются ведущей, но не единственной формой обучения и воспитания дошкольников. В театрализованной деятельности закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Работа по театрализованной деятельности идёт в процессе групповых и вне групповых занятий, выполняя ряд важных педагогических функций.  Она даёт возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени.

      Одной из сложнейших задач театрализованной деятельности является преодоление извращенных вкусов у детей. Современные педагоги придают большое значение развитию детей в театрализованной деятельности, подчёркивая особую роль свободных творческих занятий в нравственном воспитании и формировании детского коллектива. Широкое привлечение детей к театрализованной деятельности даёт повышение эффективности идейно-эмоционального воздействия на детей, решает проблему развития  творческого воображения.

       Подготовка самодеятельных спектаклей, слушание художественных произведений, посещение и обсуждение театральных постановок и к/фильмов, работа в кружках и студиях, служит  действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности ребёнка дошкольника.

       Современное образование накопило большой опыт по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе учебной  деятельности. Работа  ведётся в различных областях искусства и в самых разнообразных формах. Театрализованная  деятельность способствует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности детей, удовлетворяют их духовные потребности.

      Современная психологическая теория, рассматривая самоценность каждого возрастного периода, кризисные явления, сопровождающие переход от одного этапа развития к другому, и психологические особенности каждого детского периода в их динамике, требует создания таких условий, чтобы ребёнок полноценно проживал свой возрастной период – своё детство. Роль театрализованной деятельности в этом процессе огромна и не подвергается сомнению. Поэтому  все программы по предметам художественно-эстетического цикла начинаются, как правило, с утверждения исключительной важности создания в раннем детстве каждому ребёнку такой художественной среды, в которой он бы жил и развивался. Иными словами: важно создать каждому ребёнку как можно раньше определённое художественное бытие. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Она помогает снять усталость, даёт детям радость от общения с искусством.

      Специфика театрализованной деятельности состоит в конкретности, непосредственном чувственном контакте и бескорыстной заинтересованности. Это отвечает эмоциональной природе ребенка с его эмоциональностью и непосредственностью, наивностью и подражательностью. Подвижность психики ребёнка, эмоциональная неуравновешенность заставляют нас, опираясь на интересы и склонности, тщательно отбирать произведения искусства.  Большую силу воздействия в этом направлении имеют сатира и юмор, которые вызывают смех. Смех снижает давление, усиливает кровообращение, укрепляет иммунную систему, нормализует работу кишечника. Как показывает практика, ребенок смеется около 400 раз в день, а взрослый человек лишь 15 раз. Смех является также средством духовного очищения.

     

        Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души? В этом должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. И это как никогда сейчас актуально. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи, т.е эмоционально развиваться. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть театрализованная деятельность развивает ребенка всесторонне.

         Театрализованная деятельность решает такие задачи:

    • Вызывает интерес и желания выступать вместе с коллективом сверстников.
    • Побуждает к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогает в создании выразительных средств.
    • Способствует тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
    • Учит согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
    • Развивает разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
    • Воспитывает гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
    • Вызывает желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
    • Развивает воображение, логическое мышление, слуховую и зрительную память, эмоционально-личностную сферу.

      Поэтому в свою работу с детьми старшего дошкольного возраста я включаю проговаривание стихов, работу над этюдами, инсценировки.

         Советы воспитателям:

     1) Создавать систематически-меняющуюся предметно-развивающую среду в театрализованном уголке.

    2) Систематически включать театрализованные игры во все виды деятельности педагогического процесса.

    3) Привлекать родителей к участию в наших праздниках, досугах.

    4) Совместно изготавливать родителям и детям атрибуты, различные виды театров.

    5) Проводить выставки и конкурсы среди родителей, изготавливать поделки из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.

    6) Использовать музыку, танцы, песни в театрализованных играх.

    7) Ежегодно обследовать знания, умения, навыки в театрально-игровой деятельности.

    8) В начале и конце года проводить педагогические оценки по всем видам деятельности, которые отражались бы в таблице показателей уровня и качества знаний по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

       Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует участие педагогов, детей, родителей. Участие детей в театрализованной деятельности  благоприятно влияет на развитие детей, способствует всестороннему целостному развитию личности, делая человека поистине прекрасным  и душой и телом, у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь. Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

    «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоционально – волевой сферы дошкольников»

    Консультация для воспитателей С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлен...

    Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

    Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста»

    Целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов....

    ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

    ТЕМА:  «ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ...

    «Театральная деятельность, как средство развития активного словаря и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет)».

    laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заста...

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...