«Театральная деятельность, как средство развития активного словаря и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет)».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Володькова Марина Александровна

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Говоря о театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_deyatelnost.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Театральная деятельность, как средство развития активного словаря

 и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

 (4-5 лет)».

Методическая разработка


 

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Говоря о театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении,

грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

В дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Дети с удовольствием используют в игре различные виды театра.

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.  В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с

-художественным образованием и воспитанием детей; 

-формированием эстетического вкуса; 

-нравственным воспитанием; 

-развитием памяти, воображения, инициативности, речи; 

-развитием коммуникативных качеств; 

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,

решением конфликтных ситуаций через театральную игру. 

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей

- умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения. 

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа. 

Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного искусства. 

Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. 
 

Концептуальность. 

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах: 

- постоянная обратная связь, 

- диалогизация образовательного процесса, 

- оптимизация развития (активная стимуляция) 

- эмоциональный подъем, 

- добровольное участие (свобода выбора), 

- погружение в проблему, 

- свободное пространство, гармонизация развития. 

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. 

Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. 

Месяц

Задачи

Средства развития творческих способностей и театрального мастерства

Репертуар

Сентябрь

  Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол.
  Продолжать сочинять с детьми сказки с помощью воспитателя и без него, самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения , мимики.
 
 
 Привлекать к самостоятельным играм с верховыми куклами.
  Активизировать словарь детей , развивать их память и внимание
  Привлечь к совместному изготовлению с родителями книжек-малышек, учить рассказу по книжкам
 Приобщать родителей к воспитанию детей через театральные игры

Кукольный театр. Ширма
 
 
Шапочки, маски, театр прихваток, пальчиковый театр, театр резиновой игрушки, театр на рулончиках.
«Расскажи руками»
 
Верховые куклы
 
 
Работа у зеркала
Игры с пальчиками
 
Альбом, краски, карандаши
 
 
Мастер-класс с родителями по изготовлению театральных кукол
 

«Репка»
«Теремок»
 
 
Этюды на мимику и движения:
«Изобрази жестом»
«Идет петушок»
«Радость»
«Цок, цок»
«У медведя во бору»
Сказки: «Дед и репка»
«Колобок и дедушка»
«Заяц и медведь»
«Теремок»
«Репка»
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Колобок»
«Гуси-лебеди»
«Красная шапочка»
 

Октябрь

  Формировать положительное отношение к играм-драматизациям
  Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жесты)
  Побуждать детей сочинять песни и танцы персонажей кукольного спектакля
  Знакомить детей с игрушками-инструментами
 
 
Развивать коммуникативность, умение выступать перед зрителем. развивать выразительность речи. мимику и  жесты
 
 
 

Драматизация в костюмах и декорациях
Настольный театр, пальчиковый театр
 
 
Фонограммы, костюмы, куклы для спектакля
 
 
Свирель, дудочка
 
 
 
Костюм котенка, клубок
 

«Колобок»
«Теремок»
 
«Колобок»
«Теремок»
«Маша и медведь»
 
Песенки Колобка, Мышки, Лягушки, Зайчика, Лисы, Волка, Медведя
 
Оркестровое сопровождение к пляске Лисы и медведя
А. Барто «Котенок»

Ноябрь

  Продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада младшими детьми
  Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в них
  Развивать умение понимать содержание сказок, оценивать поступки героев и давать им объективную оценку

Проведение праздника
 
Ритмопластика
 
 
 
Игровой хоровод
Пальчиковый театр
Верховые куклы
 
Театр на ковре
Театр на палочках
Игра-драматизация

«Колобок в осеннем лесу»
«Колобок»
«Мишки»
«Зайцы»
«Прятки с волком»
«Огород»
«Колобок»
 
 
«Гуси-лебеди»
«Путешествие в сказку «Теремок»

Декабрь

  Продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, младшими детьми.
  Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.
  Поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в них

Проведение Новогоднего праздника
 
 
 
Работа у зеркала
Этюды
Театр мягкой игрушки
 
 
 
Драматизация в костюмах

«Заюшкина избушка»
 
 
 
 
«Это я», «Отдай»
«Сосулька»
«Шалтай-болтай»
«Коза-хлопота»
«У медведя во бору» и др.
«Сказка о глупом мышонке» С.Маршак

Январь

  Развивать у детей желание сочинять небольшие рассказы, придумывать диалоги.
  Обучать приёмам вождения верховых кукол на ширме.
  Подводить детей к сочинению песен и танцевальных импровизаций
 

Шапочки, маски
 
 
 
Ширма, куклы театральные

«Кума»
«Перчатки»
загадки
 
«Лисичка-сестричка и серый Волк»
Песенка Лисы

Февраль

  Продолжать воспитывать любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях.
  Обучать детей приемам игры на игрушках-инструментах.
  Привлекать детей к самостоятельным играм

Кукольный спектакль
 
 
 
 
Металлофон, погремушки
колокольчики

«Кукареку»
 
 
 
 
 
 
 
«Зимовье»
«Лисичка-сестричка и серый Волк»

Март

  Вызвать желание участвовать в утренниках, поддерживать интерес к происходящему на сцене.
  Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение
  Поощрять желание участвовать в районном конкурсе
 
 
  Продолжать знакомить с творчеством детских писателей – К.И.Чуковский

Проведение праздничного утренника
Дидактические игры «Путешествие в мир эмоций»
Работа у зеркала
 
 
Карандаши, краски, альбом
 
 
 
Инсценировка отрывков в костюмах, масках

«8марта»
 
 
«Удивление»
«Цветок»
«Злюка»
«Гроза» и др.
 
 
«Любимые герои сказок в картинках» (к сказкам Чуковского)
«Айболит»

Апрель

   Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле
  Продолжать приобщать родителей к сотворчеству с детьми
 

Театр би-ба-бо
 
 
 
 
Проведение вечера досуга

«Заюшкина избушка»
 
 
 
«В гостях у сказки»

Май

  Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей

Маски, шапочки. Костюмы, декорации

«Под грибом» В.Сутеев или «Кто сказал «Мяу?»

Ведущая педагогическая идея. 

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя. 
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи, как: 

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок; 

позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками; 

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы; 

воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия; 

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности; 

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания. 

Работа с родителями по театрализованной деятельности.

Цель: создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.

Задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности:

- вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;

- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;

- педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;

- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;

- вызвать желание родителей участвовать в жизни сада;

- совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве;

- перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу;

- совместное посещение театров, театральных постановок города, с последующим обсуждением;

- посещение экскурсий.

Ожидаемый результат

Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности ребенка.

Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.

Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.

Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.

Литература :

Теоретическая база основывается на публикации таких авторов, как: 
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.:ТЦ Сфера, 2009.; 

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.; 

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса,2004, 

Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О.П. Волгоград: Учитель, 2009; 

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС 2003., 

Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками: Програм. - методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С.И.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ТЕАТАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста...

Проект по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»

ВведениеВ современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувст...

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....