«Воспитание чувства патриотизма у детей через ознакомление с геральдикой родной страны».
методическая разработка по теме

Каюмова Равиля Аббясовна

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 215 «Калинка» Сормовского района.

Старший воспитатель Каюмова Равиля Аббясовна

по теме:

«Воспитание чувства патриотизма у детей через ознакомление с геральдикой родной страны».

Актуальность проблемы воспитания патриотизма

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта.

Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы впервые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, о быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

В тоже время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе такой: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребёнка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребёнком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечение членов семьи в педагогический процесс; создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетенции, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость и любознательность.

В связи со всем вышеперечисленным, мы поставили для себя следующую цель нашей работы: познакомить детей с символами родной страны, их значимости и особой роли России; формировать представление об историко-культурном наследии России; воспитывать чувство патриотизма.

Задачи нашей работы:

1)Заложить основу патриотических чувств и гражданственности у детей 6 года жизни.

2)Способствовать развитию интереса и потребности в изучении истории своей страны и своего города.

3)Изучить символы своей страны и воспитывать к ним бережное и уважительное отношение.

4)Воспитывать уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине и чувство гордости за свою страну.

5)Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.

6)Воспитывать любовь и уважение к своей нации и толерантного отношения к представителям других наций; учить понимать свои национальные особенности, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.

7)Формировать желания делиться своими знаниями с другими людьми.

8)Развивать речь детей (составление описательных рассказов, решение грамматических задач).

9)Развивать логическое мышление.

10)Способствовать решению задач по изодеятельности и ручному труду.

Для решения этих задач мы использовали следующее программно-методическое обеспечение:

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2010 г.

Ривина Е.К. «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами 2002 г.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2002 г.

Синова И.В. «Герб, гимн, флаг России» 2010 г.

Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» 2007 г.

Васькин В.В. Детская энциклопедия «Российская государственная символика» 2002 г.

Гризик Т.И. «Познаю мир»(знаки и символы) 2000 г.

Изучая педагогическую литературу, мы выяснили, что воспитание патриота своей Родины, самостоятельной личности, невозможно без расширения представлений ребенка о родной стране, её обычаях и культуре своего народа (праздники, традиции, народно-прикладное искусство, устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные игры). Большое значение придается изучению российской символики, гербов других российских городов, так как через них дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России. Так же в содержание патриотического воспитания входит знакомство с семьёй, её историей и членами, родословной и семейными традициями; с детским садом, его ребятами и взрослыми, играми и игрушками ; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, с достопримечательностями; со своей страной и его историей, с государственной символикой, с президентом, столицей и её достопримечательностями и выдающимися людьми прошлого и настоящего времени. Сюда же входит проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев др.

Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым условиям и ежедневно по необходимости.

Из всего вышеперечисленного, определилось содержание, позволяющее оценить те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшей группы. 
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. 
Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужен флаг, герб, гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране и ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный - отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить близких и свою Родину. 
Таково, на наш взгляд, основное содержание ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами России.


Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является педагогическая диагностика уровня знаний, которые усвоили дети. У нас педагогическая диагностика была организована по авторской методике (Миклявская Н.В., Новицкая М.Ю., Виноградова Н.А. «Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет»).

Необходимым условием для воспитания патриотизма детей является подбор игрового оборудования, дидактического материала, иллюстраций и экспонатов по данной теме.

Мы учитывали следующие ценности:

- познавательность;

- эстетическая направленность;

- соответствие игрового материала возрастным и индивидуальным потребностям и интересам детей.

Для этих целей в группе имеется материал и оборудование для постоянного осуществления самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, фотоальбомы, иллюстрации).

Есть книжный уголок, уголок для рисования. В методическом кабинете – уголок символики.

В начале года мы провели работу с родителями. Познакомили их с программой и задачами, которые будем решать в течение года. Провели с ними беседу о необходимости проведения какой-либо педагогической диагностики, сумели заинтересовать их нашей работой и ее результатами. При этом родители у нас являются равноправными участниками образовательного процесса.

При организации и проведении системы работы по патриотическому воспитанию детей мы использовали следующее:

провели с детьми тематические беседы «Семья и родной дом» (чтобы помочь понять каждому ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков). Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители активно включились в эту работу и дома рассказывали своим детям об истории создании их семьи.

«Кто заботится о нас в детском саду». Детский сад — вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Мы организовали наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, чтобы раскрыть детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Теперь дети стремятся беречь результаты туда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.

«Мой город». В старшей группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем предусмотренная во всех воспитательно-образовательных программах.

Основной целью проводимой работы являлось воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Для этого занятия мы собирали, анализировали и довели до детей интересную информацию о нашем городе.

«Родная страна» и «Государственные символы России». Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России. Старший дошкольник уже многое может понять, поэтому первые занятия мы посвятили объяснению происхождения таких символов, как флаг, гимн и герб. В доступной для детей форме мы рассказали о том, для чего стране нужны государственные символы, что они олицетворяют и что значат для каждого гражданина нашей большой страны. Беседы и занятия с детьми были подкреплены иллюстративным материалом, музыкальными композициями, художественным словом.

В свободное от занятий время ребята рассматривали книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Таким образом дети лучше поняли, что такое герб и для чего он нужен. Также они получили представление о том, что не только страна, но и каждый город имеет свой собственный герб в форме щита, как символ готовности к обороне.

Проект «Моё имя».

Начиная со средней группы, мы ведем работу по формированию у детей представлений о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, упражнения, а также другие виды детской деятельности. В этом году мы начали проект «Мое имя». Реализация семейного проекта «Моё имя» позволяет решать следующие задачи:

- помочь ребенку осознать собственную индивидуальность и повысить самооценку;

- понять собственную значимость в сердцах своих родителей (это особенно важно тем детям, чьи родители не склонны к проявлениям излишней нежности и чье воспитание отличается строгостью);

- увидеть ребенка глазами его родителей.

Проект представляется в виде красочно оформленного листа (формат А3), на котором родители стараются наиболее полно представить своего ребенка. Например:

дают объяснение, что означает имя ребенка (для детей обычно становится открытием, что их имя имеет перевод, оказывается, они не просто Илья и Настя, а “сила божья” и “воскресение”);

объясняют, почему было выбрано именно это имя или кто из родственников его выбирал;

приводят примеры, как можно ласково, по-разному, произнести имя ребенка (например: Настя, Настюша, Настенька, Настёна, Анастасия, Асенька и т.д.);

рассказывают о том, кто из великих людей носил такое же имя;

коротко рассказывают о характере и привычках ребенка;

придумывают стихотворение, посвященное своему ребенку или его имени.

Родители детей нашей группы подходят к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию.

Конечно, работа над проектом “Мое имя” не заканчиваться оформлением родителями листа-представления. На следующем этапе мы презентуем каждое представление детям группы. Следует отметить, что работа над проектом не ограничена во времени и может выполняться в течение полугода, а может быть, и года. Таким образом, презентации не будут очень частыми и не успеют надоесть детям. Проводится презентация имени воспитателем с помощью самого ребенка, если он достаточно активен. Если ребенок застенчив, то роль рассказчика полностью ложится на педагога. Для нас главное, чтобы в результате такого мини-рассказа у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к собственной персоне со стороны окружающих, как взрослых, так и товарищей.

В работе по патриотическому воспитанию детей, также активно используется художественное слово (чтение произведений русских писателей о Родине, о народе, о красоте русской природы, русские народные сказки; ребята разучивают стихи, песни, потешки, пословицы и поговорки о Родине, о маме; народные игры и хороводы).

Совместно с ребятами мы рассматриваем иллюстрации книг, атласы и карты нашей страны, области и города, открытки с изображениями нашего города и нашей столицы – Москвы, изображения флагов и гербов страны и города. Также мы слушаем музыкальные произведения патриотического характера, что способствует более глубокому проникновению патриотических чувств в души и сердца детей. Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической деятельности и творческой деятельности. 
Представления о цветах Российского флага формируются не только на занятии по ознакомлению с окружающим, но и в процессе изобразительной деятельности: рисование белоснежной березки, зимнего пейзажа, аппликации "гроздь рябины" и других.

Таким образом, проведя систему работы по ознакомлению детей с государственными символами России, проанализировав её, мы выяснили, что уровень знаний у детей вырос по сравнению с 1-ой педагогической диагностикой. Но при этом дети имеют разный уровень подготовленности по данной теме. Поэтому в своей дальнейшей работе мы планируем уделять больше времени на подгрупповые и индивидуальные формы работы. Это по нашему мнению приведет к улучшению показателей уровня знаний детей в конце учебного года.

Мы считаем, целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая изменения, выделяя конкретные задачи для совместного их решения. Так же успешность ознакомления детей с государственными символами России во многом зависит от согласованности действий всего педагогического коллектива. Задачи формирования у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей страны сложны, но их можно решать творчески и интересно.
Результатом этой работы, является возможность предупредить и преодолеть отрицательные проявления в поведении детей и вырастить из них достойных граждан нашей страны.

В работе мы взаимодействовали:

 С музыкальным руководителем.

  С нижегородскими детскими театрами и филармонией.

 С родителями (проведение собраний, бесед, конкурсов, проектов).

Выводы:

Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего.Дж. Байрон

В результате проведенной работы дети 5-6 лет:

1. Определяют понятие «государственные символы», их значение для России;

2. Различают символы своей страны (флаг, герб) среди символов других стран, бережно и уважительно к ним относятся;

3. Знают, что когда звучит гимн надо встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы;

4. Понимают значение бережного отношения к памятникам прошлого, проявляют заботу о родном городе;

5. Устраивают вместе с родителями мини-выставки личных фотографий своей семьи, выставки рисунков, мини-презентации и проекты;

6. Охотно делятся полученными знаниями с другими людьми;

7. Переносят полученные знания в повседневную жизнь (сюжетно-ролевые игры, самостоятельная художественная деятельность, трудовые действия, общение со сверстниками);

8. Имеют интерес и потребность в изучении истории своей страны и города.

Патриотизм - наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это не просто сведения, которые получают наши дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Поэтому для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной

Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...

Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.

В методической разработке представлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного кая...

Консультация Тема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

КонсультацияТема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»...

План-конспект: экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так к...

Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края

В статье раскрываются особенности воспитания у старших дошкольников  патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края...

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песнюКогда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую народную песню, то обяз...