Дисциплина без насилия
статья по теме

Портянников Евгений Николаевич

В статье освещается вопрос весьма актуальный для педагогики: как в условиях группы детского сада вводить правила и ограничения без насилия, как сделать, чтобы дети принимали правила жизни в детском саду добровольно и с удовольствием?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distsiplina_bez_nasiliya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина без насилия.

Эта работа посвящена тому, как научить дошкольников сотрудничать, и сотрудничать прежде всего с воспитателем. Помимо всего прочего воспитатель должен научить ребенка подчиняться многочисленным правилам совместной жизни с другими людьми, правилам жизни в обществе. Зачастую такие правила ограничивают непосредственное удовлетворение желаний ребенка и свободное выражение его эмоций. Поэтому дети начинают сопротивляться воспитателю и его правилам, стараются сделать так, как им хочется, а не так, как «надо». И хотя вводимые правила процентов на 80 соответствуют интересам самих детей, защищают их здоровье, безопасность, возможность в перспективе занять достойное место в обществе, да и просто делают пребывание ребенка в садике разнообразным и интересным, но сам ребенок этого не понимает. С его точки зрения все эти правила нужны не ему, а воспитателю, и при этом он чувствует, что ущемляются его актуальные желания. Значит сопротивление ребенка правилам вещь абсолютно естественная и закономерная. И не менее закономерно у воспитателя возникает проблема: как поддерживать дисциплину, как преодолеть сопротивление ребенка и обеспечить следование правилам?

В каких же ситуациях, типичных для жизни садика, возникает проблема с дисциплиной? На совещании прошедшем 23 января 2014г в МДОУ №49 педагоги сформулировали следующий список таких ситуаций:

  • Дети ссорятся друг с другом.
  • Дети нарушают правила поведения в определенной ситуации. Имеются в виду правила этикета. Например, правила поведения во время приема пищи. А также правила безопасности. Например, правила безопасного поведения на прогулке.
  • Дети не хотят осваивать образовательную программу, а хотят играть.
  • Дети не хотят соблюдать режим дня. Например, есть во время обеда или спать в тихий час.
  • Ребенок на данный момент чем-то расстроен, у него плохое настроение.
  • Один ребенок нарушает правила и тем самым подстрекает к этому остальных.
  • Ребенок нарушает правила регулярно в силу особенностей своего характера (проблемные дети).

Как происходит обучение ребенка правилам? Обычно применяется так называемый прецедентный метод. Т.е. если ребенок нарушает какое-то правило, то воспитатель для начала объясняет ему, что так делать нельзя. Если он еще раз нарушает это правило, то воспитатель делает нечто неприятное для ребенка (на психологическом языке это называется отрицательное подкрепление). В прошлые темные времена педагоги в таких случаях использовали физическое насилие – в классных комнатах всегда стояли розги. Но сегодня такую «роскошь» для поддержания дисциплины могут позволить себе только родители, для педагогов же физическое насилие табу. И они заполняют этот пробел психологическим насилием, к которому относятся: громкий крик на ребёнка, грубое и оскорбительное обращение, резкая критика, обзывание, высмеивание, унижение, угрозы и т.п. Другими словами если ребенок нарушает правило, то воспитатель кричит на него, критикует, читает длинные нотации противным голосом, обзывает, унижает (часто в присутствии других детей), угрожает (придет бабай и съест тебя), начинает игнорировать этого ребенка, давая ему понять, что теперь он должен заслужить ее любовь хорошим поведением.

Надо сказать, что данный метод действительно работает, большинство детей, столкнувшись с давлением воспитателя прекращают (по крайней мере, в данный момент) делать запретные вещи. Однако есть два серьезных возражения против психологического насилия как метода поддержания дисциплины. Во-первых, такое отношение со стороны взрослых приводит к формированию отрицательного образа себя («я» - негодяй) и возникновению патологических черт характера, что в свою очередь приводит к нарушению социализации. Во-вторых, он не эффективен, в долгосрочной перспективе психологическое насилие ведет к нарастанию сопротивления детей и усугублению проблемы дисциплины. Т.е. чем дольше применяется этот метод, тем хуже себя ведут дети. Другими словами, если педагога от использования психологического насилия не останавливает забота о ребенке, то его должна остановить хотя бы забота о себе.

Почему метод психологического насилия неэффективен? Во-первых, детей в группе можно разделить на две категории: на тех, с кем дома родители обращаются мягче, чем воспитатель и тем, кого родители воспитывают более жестко. Для ребенка, которого дома не бьют и не ругают, враждебность воспитателя является шоком, повторения которого ребенок будет избегать всеми силами. Но для ребенка, которого бьют родители и на которого они постоянно кричат, наезд воспитателя не более чем укус комара. Возможно, он и остановит свои действия на время, пока воспитатель на него кричит и на него смотрит, но как только воспитатель отвернется, он продолжит нарушать правила с удвоенной силой. Т.е. враждебность воспитателя для таких детей все равно, что красная тряпка для быка. Дети, которых дома воспитывают жестко, становятся «лидерами сопротивления». И достаточно одного такого непокорного ребенка, чтобы сорвать познавательное занятие или тихий час. А если таких детей в группе несколько, то работа воспитателя превращается в ад. И с каждым поколением (в связи с ситуацией в обществе) таких детей в группах становится все больше.

Во-вторых, при таком подходе к поддержанию дисциплины, ребенок воспринимает правила как нечто чуждое, навязанное ему извне. Он подчиняется им не добровольно, не по собственному желанию, а из страха перед наказанием. Поэтому дисциплина, построенная на насилии, улетучивается, как только воспитатель перестает непосредственно контролировать ребенка, как только ребенок выпадает из поля наблюдения воспитателя. И ясно, что задача постоянно наблюдать за двадцатью и более детьми является непосильной и может, кого угодно свести с ума.

В данной методичке представлен альтернативный гуманистический метод обучения правилам и поддержания дисциплины. Ниже приведена таблица отличий этого метода от традиционного насильственного метода.

Насильственный

Гуманистический

Прецедентный

Профилактический

Эпизодический, бессистемный

Системный

Обратная связь дается в форме наказания

Обратная связь дается в форме естественных последствий

Ребенок следует правилам из страха перед наказанием

Ребенок следует правилам добровольно, по собственному желанию

Основан на унижении личности ребенка и подавлении его свободы

Основан на уважении к личности ребенка и признании свободы ребенка на самовыражение

Предлагаемый здесь метод является профилактическим, т.е. правила начинают вводится воспитателем и осмысливаться ребенком задолго до момента нарушения. В момент самого нарушения воспитатель лишь задействует уже готовые, заранее сформированные механизмы самоконтроля ребенка.

Этот метод является системным. Как показал опрос воспитателей нашего сада, не существует определенного списка правил для каждой ситуации жизни в детском саду. И на вопрос, какие правила поведения детей существуют, воспитатели затрудняются ответить сразу. Они в конкретной ситуации понимают, что ребенок нарушает правила, но заранее сформулировать их затрудняются. Мы предлагаем четко сформулировать список правил для каждой ситуации заранее! Хорошенько подумать над этими списками и вычеркнуть те, без которых можно обойтись. Оставить только необходимый минимум обоснованных правил! После этого необходима абсолютная последовательность во введении этих правил: из правил не должно быть исключений. Если сегодня воспитатель что-то запрещает, а завтра то же самое позволяет, то не стоит ждать положительного эффекта. Ничего хорошего не выйдет и в том случае,  когда воспитатель что-то запрещает одним детям и разрешает то же самое другим (любимчикам). И, наконец, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы санкции за нарушение правил применялись неукоснительно, и от них невозможно было бы уклониться.

Воспитатель специально создает ситуации, в которых даже дошкольник способен осознать, что соблюдение правил в его интересах! Для этого используются специальные игры и упражнения, которые позволяют ребенку почувствовать на собственном опыте, что соблюдение правил делает его жизнь наиболее комфортной, интересной и счастливой, а их нарушение неизбежно приводит к разочарованию. Т.о. обучающая среда организуется так, что ребенок может совершенно безопасно для себя и окружающих может ощутить естественные последствия своих действий, как положительные, так и отрицательные. Получается система с обратной связью: сделал правильно – испытал радость, сделал неправильно – испытал разочарование. Это подобно естественной обратной связи при строительстве домика из кубиков. Если ребенок учитывал физические законы, то его дом получился высоким и устойчивым. А если не учитывал, то его дом развалился. Наказание, применяемое в традиционном подходе, есть нечто искусственное, не вытекающее из природы самих действий ребенка, а основанное на произволе взрослого. При использовании наказаний ребенок делает вывод не о том, что он заслужил такие неприятности, а о том, что плохой взрослый  причиняет их ему по причине своей злонамеренности. Поэтому возникает не желание исправить свое поведение, а желание бороться со взрослым. Хотя полностью отказаться от наказаний и заменить их естественными последствиями не удастся, нужно к этому стремиться. И использовать только такие санкции (наказания), которые бы не унижали достоинство ребенка. Это может быть лишение ребенка чего-то важного. Например, участия в любимой игре, которую проводит воспитатель для детей. Хорошо если санкции имеют такую логическую связь с поступком ребенка, которую он в силах осознать. Например, «конфискация орудия преступления» или прекращение игры, во время которой ребенок баловался и нарушал правила.

И, наконец, традиционное воспитание основано на пренебрежительном отношении к личности ребенка. Это проявляется в том, что желания и эмоции ребенка, стоящие за нарушением правил объявляются воспитателем плохими. Делается попытка подавить сами желания (например, желание отомстить обидчику, желание поиграть во время занятия) и сами эмоции (например, гнев). Гуманистический подход признает право ребенка испытывать любые желания и эмоции, т.е. право быть собой! Ограничения распространяются лишь на определенные способы реализации этих желаний и выражения этих эмоций. Поэтому запреты вводятся не на внутренние состояния, а на конкретные действия. До ребенка доносится, что он при любых условиях, при любых желаниях остается хорошим для взрослого и принимается, но некоторые действия для взрослого являются неприемлемыми. И всегда, когда вводится запрет на какой-то конкретный способ удовлетворения желания, взрослый предлагает ребенку альтернативный приемлемый способ удовлетворения того же самого желания. Так реализуется принцип: запрещая – разрешай! До ребенка доносится истина: ты свободен выражать себя, но так чтобы не ущемлять других! Когда воспитатель начинает уважать детей (их желания и эмоции) и их право на самовыражение, дети очень быстро отвечают ему тем же. Они начинают очень чутко заботиться о душевном состоянии педагога. И во многих случаях могут отказаться от нарушения правил просто из уважения к воспитателю!

Вышеописанный метод поддержания дисциплины на начальном этапе (2 – 3 месяца) требует от педагога затрат времени и сил больших, чем традиционный насильственный. Однако по завершении этого адаптационного периода он способен снять 80-90% напряжения, возникающего в работе педагога. Поскольку отпадает необходимость тотального контроля за большим количеством детей, ведь дети теперь контролируют себя сами. И исчезает постоянная «нервотрепка», т.е. педагогу больше нет необходимости злиться, обижаться и разочаровываться, для того чтобы восстановить порядок в коллективе детей. Напомним, что насильственный метод предполагает постоянную генерацию воспитателем гнева и других негативных эмоций с целью наказать ребенка за нарушение правил.

Выше мы изложили обобщенные, так сказать, философские принципы гуманистического подхода к воспитанию. Далее мы опишем конкретные практические формы его реализации. Сделано это будет на примере обучению детей правилам доброжелательного отношения и бесконфликтного общения со сверстниками. Почему именно на этом примере? При опросе педагогов о том, в каких ситуациях дети нарушают дисциплину (см. список на с.1), конфликты детей были названы педагогами в первую очередь. По моим ощущениям именно на конфликты детей приходится большая часть случаев нарушения дисциплины (около 50%).  Во-вторых, при обучении правилам доброжелательного общения со сверстниками легче всего создать ситуации с обратной связью, с значимыми для ребенка естественными последствиями. Именно на примерах взаимодействия со сверстниками легче всего начать формирование механизмов самоконтроля. И уже после перенести сформированный самоконтроль на соблюдение других правил в других ситуациях. В-третьих, именно на примере обучения доброжелательности и прекращению вражды между детьми лучше всего видна несостоятельность традиционного насильственного подхода к воспитанию. Ибо нельзя насилием отучить от насилия и привить доброжелательность нельзя при помощи враждебного отношения. Т.о. обучение сотрудничеству с воспитателем мы предлагаем начинать с обучения детей сотрудничеству друг с другом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое насилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие

Теоретическое сообщение с видеопрезентацией на тему: "Физическое наилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие"...

проект «Эмоциональное насилие и его последствия для ребенка» с психопрофилактической программой «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми».

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно...

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми  в семье«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» Цель:1.Соблюдение  прав и интересов детей;2. Профилактика жестокости и на...

В рамках акции «Остановим насилие против детей» показала презентацию для родителей и воспитанников на тему: "Детский мир против жестокости и насилия".

Общие представления о правах для детей и родителей. Была представлена работа в виде слайдов в стихотворной форме....

Дисциплина без насилия

Родители не владеют знаниями о законах развития детского мозга, не знают, как устроена психика. Не понимают, на какие «кнопки» нажать, чтобы был результат. Поэтому жмут на все подряд по на...