проект «Эмоциональное насилие и его последствия для ребенка» с психопрофилактической программой «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми».
проект по теме

Егорова Ирина Владимировна

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанной с защитой человека от негативных влияний и безопасности личности.  Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.

В проекте показаны проявления в поведении у детей, позволяющие предполагать эмоциональное насилие над ними, показаны, какие могут быть последствия психологического насилия В практической части представлена психопрофилактическая программа   по профилактике и коррекции эмоционального насилия в семье «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_nasilie.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Эмоциональное насилие и его последствия для ребенка»

выполнил   педагог-психолог МБДОУ д/с №3 "Незабудка" ГО Протвино

Егорова И.В.

 

 

Содержание

  1. Ведение
  2. Основная часть.
  1. Теоретическое обоснование проекта.
  2. Практическая часть
  1. Заключение
  2. Приложения
  3. Список литературы

                                                                                                                                                                   "Здоровый человек не издевается над другими.

Мучителем становится перенесший муки".

Карл Густав Юнг

I. Ведение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной их которых является насилие и жестокое обращение с детьми. Многие дети и подростки постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. По мнению И. А. Колесниковой, в каждой четвертой семье сегодня встречаются факты домашнего насилия в отношении ребенка (побои, оскорбления, издевательства, психологический террор, изоляция, пренебрежение).

Безусловным достижением явилось признание существования такой формы насилия, как психологическое или эмоциональное.

II. Основная часть.

2.1. Теоретическое обоснование проекта.

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанной с защитой человека от негативных влияний и безопасности личности.  

Как отмечает СВ. Ильина, опыт жертвы насилия оказывается многомерным и мультимодальным: дети страдают в семье, как правило, от нескольких сопутствующих друг другу насильственных действий. Английский исследователь П. Дейл полагает, что в основе любой формы семейного насилия, в том числе, сексуального, лежит насилие эмоциональное (депривация, отвержение), которое он называет "особенно коварным", "причиняющим значительный ущерб развитию личности". Российский психолог Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье  не меньшей степени, чем физическое или сексуальное, создает ситуацию, "непригодную для жизни ребенка". Такие феномены, как неадекватные родительские установки, желание "переломить", "усовершенствовать" ребенка, эмоциональная депривация и симбиоз, психологическое манипулирование, унижения и угрозы, заставляют его жертвовать своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителей. Если же ситуация давления становится хронической, то формируется особая личностная структура, характеризующаяся диффузной самоидентичностью, полизависимым когнитивным стилем, привязанностью самооценок к оценкам других людей; приостанавливается психическое развитие.

В исследовании ВОЗ «WorldSAFE» на детей кричат и/или  ругаются в 70-85% семей. Исследованием вопроса психологического насилия в детско-родительских отношениях в межличностном взаимодействии занимались: Орлов А.Б., Сафонова Т.Я., Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., Лари и Стефано.

А.Б. Орлов применял термин психологическое насилие как преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъективных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.д.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического развития.

Егоров. А.Ю. и Фрейдман О.Г. показали, что авторитарные и манипулятивные методы воздействия являются психологическим насилием, так как их целью является открытое или скрытое подчинение другого человека свои целям и влиянию.

По исследованиям Волковой  О. А. в 60% относительно благополучных семей жестокое обращение с детьми также временами присутствует, отличительной особенностью в этом случае является преобладание эмоционального насилия.

Психологическое насилие подразумевает наличие вербальных оскорблений,- шантажа, угрозы физического насилия, контроль над деятельностью жертвы, контроль над доступом жертвы к различным ресурсам, преследования и т.д.

Цымбал Е.И., давая определение психологическому насилию, говорил, что это эпизодическое или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений.

Сходное определение психического насилия дается Т.Я. Сафоновой, в котором психологическое насилие понимается однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утраты веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию. Исходя из определения, данное Сафроновой, можно полагать, что любое действие, наносящие вред психическому здоровью ребенка, считается психологическим насилием.

Анализируя различные подходы можно определить, что психологическое насилие - социально-психологическое воздействие, принуждающее другого человека к поступкам и поведению, которые не входили в его намерения; нарушающее индивидуальные границы личности, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида, а также всех законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному в

Последствия эмоционального насилия.

Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от этого вида жесткого обращения.

Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются: отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;        агрессивность;        импульсивность,        недостаточная способность к контролю над собственным поведением; низкая самооценка и повышенная тревожность; неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения; трудности в общении со сверстниками. нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение, поэтому эмоциональное развитие ребенка ставится под угрозу. В этом случае эмоции развиваются односторонне, искажается как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление. Вследствие односторонности эмоций ребенок не учится понимать чувства других людей и адекватно реагировать на них. Основными последствиями психического насилия над ребенком является задержка психического развития и эмоциональной сферы ребенка, что затрудняет социализацию ребенка в дальнейшем.

У детей, переживших эмоциональное насилие, хуже развита способность к эмпатии, они не способны понимать чувства других людей, сопереживать им. Во взрослом состоянии они не только не умеют выражать свои переживания, но и вообще как бы отказываются от них, боятся их и стремятся уйти из ситуаций, где затрагиваются чувства. Все это выливается в неспособность доверять людям, становящуюся преградой к построению своих межличностных отношений, утратой доверия к миру, неверием в искренность оказываемой ему поддержки; склонностью к уединению; аффективно-тревожном  восприятии одиночества.

А. Б. Орлов пришел к следующим выводам:

  1. Наиболее сущностным типом насилия является психологическое насилие;
  2. Наиболее сущностным аспектом психологического насилия является его интерактивный аспект, то есть неадекватное (патогенное) родительствование;
  3. Наиболее сущностным психологическим механизмом неадекватного (патологического) родительствования является механизм самонепринятия;
  1. Наиболее сущностным является самонепринятие по типу негативного оценивания (запрета) на проявления (поведенческие, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, личностные, сущностные) собственного Я.
  2. Наиболее сущностной формой самонепринятия является непринятие своей жизни, негативное оценивание жизни, запрет на жизнь.

        Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
  • сосет пальцы,   монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
  •  замкнут в себе,  задумчив или,  наоборот, агрессивен;
  • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм.

Физиологическая реактивность ребенка также может свидетельствовать о том,  что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

  • ночной и/или дневной энурез (недержание мочи);
  • психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области
    сердца,  сообщение ребенка, что ему плохо и т. д.;
  • замедление физического и общего развития ребенка.

Таким образом, психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.

2.2.Практическая часть.

Работа с родителями. Составление программы по профилактике и коррекции эмоционального насилия в семье.

Работа с родителями является наиболее сложной частью работы в случае эмоционального насилия. Здесь должна быть  намечена стратегия действий по двум основным направлениям: работа с ребенком и работа с родителями. Применительно к дошкольникам – работа с родителями – не насильниками (обучение навыкам психологической поддержки ребенка) и проработка травмы с ребенком (в безопасной ситуации с опорой на ведущий вид деятельности).

Но реабилитационные мероприятия не будут иметь смысла, если они не включены в контекст общей профилактической работы. Отвечающими задачам профилактики можно рассматривать широкий спектр программ просвещения общественности, родителей; программы, направленные на

преодоление различных личностных дефицитов (например, развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (например, программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях). Мною была составлена психопрофилактическая программа  с элементами психокоррекции «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми». На общем родительском собрании родителей детей старших групп был проведено анкетирование, целью которого было выяснить, какие меры воздействия на ребенка и формы наказаний применяют родители по отношению к детям. Мы получили следующие данные: физические меры воздействия применяют 17% родителей, другую комнату используют 10% родителей, вербально воздействуют (кричат, бранятся) 86% родителей, запреты применяют 86% родителей. Таким образом, эмоциональное насилие оказалось широко распространено среди родителей как мера воздействия на детей и программа по развитию навыков коммуникативного поведения оказалась востребована.

I. Пояснительная  записка.

 Данная программа направлена на развитие навыков коммуникативного взаимодействия родителей с детьми.

Занятия по программе проводятся 1 раз в месяц:

1 блок. В рамках работы клуба «Школа молодой семьи» с родителями детей старших групп. Длительность занятия – 40-60 мин

Общее количество занятий – 9.

Время проведения – по расписанию работы клуба «Школа молодой семьи».

2 блок. С подгруппой родителей (6 чел.,), показавшими на диагностике выраженные признаки психологического насилия над детьми, проводятся индивидуальные занятия по коррекции детско-родительских отношений. Общее количество занятий – 8. Время проведения – по согласованию с родителями.

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи  родителям детей старшего дошкольного возраста в развитии навыков бесконфликтного конструктивного общения  с детьми, коррекция негативных приемов отношений.

Задачи:

1. Обучение родителей анализу причин конфликтов с детьми, способам самостоятельно их регулировать; обучить стратегиям выхода из конфликта.

2. Обучение родителей позитивным поддерживающим приемам и способам взаимодействия с детьми.

3. Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

4. Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

До начала и после занятий проводится диагностика с учетом методик:

Работа с родителями

  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская)

Работа с детьми родителей коррекционной группы 

  • Проективная методика «Несуществующее животное» (изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка, автор  М.З. Дукаревич).
  • Проективная методика «Рисунок семьи» (диагностика восприятия ребенком внутрисемейных отношений, автор Г.Т. Хоментаускас).
  • Проективная методика «Человек под дождем» (изучение возможности к адаптации и устойчивости к воздействию стрессовых ситуаций, авторы Е. Романова и Т. Сытько).
  • Проективная методика «Незаконченные предложения» (модификация теста Сакса-Леви).
  • Тест Люшера (диагностика состояний и внутриличностных конфликтов).
  • Цветовой тест отношений (автор Эткинд).
  • Анкета о родителях (ж-л «Психолог в детском саду» №12.2013).
  • Методика «Метаморфозы» (изучение «образа Я» ребенка, отношения к значимым взрослым, автор Ж. Руайер).
  • Методика «Почта» (диагностика отношения ребенка к членам семьи. Модификация А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой).

II.   В содержании работы включены следующие методы:

  • методы телесно-ориентированной терапии;
  •  метод продуктивной деятельности (аппликация, рисование);
  •  метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
  •  метод музыкальной терапии;
  • метод психомышечной тренировки.
  • метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
  • метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
  • метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
  • метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
  • метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
  • метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

Показания к использованию программы:

III.Программа реализуется в четыре этапа: диагностический, организационный, коррекционно-развивающий, контрольный.

Диагностический: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблем.

Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.

Коррекционно-развивающий: Непосредственная работа клуба “Школа молодой семьи” и с семьями с высоким уровнем эмоционального насилия.

Контрольный – мониторинг результативности выполнения программы.

В структуру совместных мероприятий  могут входить следующие компоненты:

  • Слово воспитателя (руководителя) ДОУ по теме собрания;
  • Представление семейного опыта;
  • Выступление специалиста (по запросу родителей);
  • Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
  • Просмотр видеофильма;
  • Выступления желающих родителей;
  • Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
  • Выступление детей;
  • Подведение итогов.

       IV. Общая структура занятия

        Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

       Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

       Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

       Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

       Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

 1 блок.

V. Перспективно - тематический план  занятий  клуба .

Цель: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок — родитель».

1. Тема занятия «Общение без проблем».

Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

2. Тема занятия «Внимание: Гиперактивный ребенок!»

Цель: помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

3. Тема занятия «Маленькие агрессоры. Кто они?»

Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

4 Тема занятия . «Играя, обучаем вместе»

Цель: показать необходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам  формирования навыков сотрудничества с детьми.

5 Тема занятия «Вы спрашивали, мы отвечаем»

Цель: Удовлетворить потребность родителей в психолого-педагогической культуре через нагдядно-печатную информацию.

6. Тема занятия «Я злюсь, когда…»

Цель: отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева.

7. Тема занятия «Как работать с собственным гневом»

Цель: научить родителей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

8. Тема занятия «Как справляться с гневом ребенка»

 Цель: учить родителей контролировать поведение ребенка позитивными способами.

9. Тема занятия «Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей»

Цель: помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.

2 блок.

Индивидуальные занятия по коррекции детско-родительских отношений родителей детей, показавших на диагностике выраженные признаки психологического насилия над детьми:

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Дружная семейка»

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

актуализация позитивного эмоционального опыта, осознание семейных ролей и отношений, увеличение взаимной открытости, развитие способности конструктивного взаимодействия, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятие 1 «Я родился!»

Цель: актуализация чувства единения в диаде мать-ребенок.

Занятие 2 «Давайте познакомимся

Цель: развитие интереса друг к другу в диаде «родитель-ребенок».

Занятие 3 «Учимся сердиться».

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель-ребенок».

Занятие 4 «Эффективное взаимодействие».

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель-ребенок».

Занятие 5 «Пойми меня».

Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах «родитель-ребенок».

Занятие 6 «Приключения начинаются».

Цель: формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия в диадах «родитель-ребенок».

Занятие 7 «Один ум – хорошо, а два - лучше».

Цель: развитие познавательной активности детей в совместных играх с родителями.

Занятие 8 «След на память».

Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в диадах «родитель-ребенок».

III. Заключение.

В результате данной работы  взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка, перестраиваются неэффективные стереотипы взаимодействия с ребенком в психологически безопасные.

IV. Приложения.

Приложение 1.

Конспект практического занятия «Я злюсь, когда…»

Задачи:

  • осознание состояния агрессии и гнева,  
  • отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева,
  • проигрывание различных эмоций и состояний.

Ход занятия

  • Упражнение «Комплименты»

Цель: снятие напряжения, сплочение группы.

       Участники мероприятия становятся в круг. Каждый участник называет свое имя и приветствует рядом стоящего жестом, словами и говорит комплимент.

  • Упражнение «Связующая нить»

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

       Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, говорит: «Я злюсь, когда меня отвлекают от важной работы» и   передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, говорит тоже самое,  только свою версию, почему он злится, и передает клубок следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Ведущий говорит: «слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире, и у нас одни проблемы на всех, которые мы и будем решать вместе».

  • Упражнение «Представь себя…»

Цель: создание позитивного настроения, сплочения группы, развитие наблюдательности, раскованности, способности к самовыражению, возможности посмотреть на себя со стороны.

       Участники образуют большой круг. Каждый участник,  по очереди выходит в центр (придумывает заранее. От лица, какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя.

       Например: «Я – Золушка», «Я – Робин Гуд». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Человек, чье имя названо. Наблюдает за этим процессом со стороны.

  • Танец свободы и победы  «Святой Георгий»

Цель: снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению. Сплочению группы.

       Это древний танец, в котором стоящие участники группы «убивают» вообразимым копьем представленного в центре круга дракона (змея. Противника…). При этом благодаря эффекту группой динамики снимается значительная часть груза от чувства вины,  за проявленную агрессию служит другой повторяемый элемент танца  - танцующие идут под веселую музыку по кругу и радуются, что «убили дракона». При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно. Как хочет и как может.

  • Игра «Толкалки»

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, отработка навыков самоконтроля игры по правилам, снятие напряжения, расширение контакта в группе.

      Упражнение выполняется в парах. По знаку ведущего участники попарно упираются  друг в друга в ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места. Ведущий следит за тем за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

       Постепенно можно ввести новые варианты игры. Например, участники, взявшись за руки, тянут напарника на себя.

  • Игра «дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

       Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона».

«Голова» дракона пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий следит, чтобы участники не опускали друг друга.

  • Игра «Ворвись в круг»

Цель: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях. Развитие групповой сплоченности.

       Участники встают в круг и крепко держатся за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.

       Ведущий следит за тем, чтобы никому не причинили боли, чтобы была предоставлена возможность собственными силами  проникнуть в круг.

        После выполнения упражнения обязательно обсуждение.

- что вы чувствовали, когда были частью круга?

-  что вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг?

- что вы чувствовали, когда проникли в круг?

  • Упражнение «Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

      Участники встают в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, то есть «грузят баржу». Называют все, что может чувствовать  и переживать человек, например радость, грусть, злость, счастье….

  • Презентация «Игра без правил»

Цель: развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние, повышение самооценки.

      Тема упражнения «Я злюсь и раздражаюсь, когда …». В данном задании важно искренне, честно и открыто высказать свои чувства, посмотреть на себя глазами другого.

  • Упражнение «Только  вместе»

Цель: Физический контакт. Возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

       Участникам нужно разбиться на пары, встать спина к спине и попробовать медленно. Не отрывая своей спины от партнера, сесть на пол. И точно так же встать. Поменяться парами. После игры обсуждение:

- что было самым трудным  в этом упражнении?

- с кем вставать и садиться было легче всего?

  • Рефлексия «Колокол»

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

       Участники становятся в круг, поднимая поочередно правую и левую руки, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «БОМ!» и синхронно с силой бросают руки вниз.

       На вдохе поднимают руки. На выдохе произносят «БОМ» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.

      Подведение итогов, рефлексия.

Приложение 2.

Сводная таблица результатов первичного обследования матери (отца) ребенка (для коррекционной группы)

Фамилия, имя, отчество

 

Дата

 

Предлагаемые методики (на выбор психолога):

 

1. Социограмма «Моя семья»

 

2. СМОЛ (анкета «Психологический тип родителя»)

 

3. АТАТ (Адаптированный тематический апперцептивный тест)

 

4. УНП

 

5. 13 СХП

 

6. Тест М. Люшера

 

7. РАRI (ОРО, АСВ)

 

Психологический тип

 

Модель взаимодействия с ребенком (выбрать):

 

• модель «сотрудничество»

 

• модель «отказ от взаимодействия»

 

Коррекционная группа

 


Сводная таблица результатов повторного обследования матери (отца) ребенка  ребенка (для коррекционной группы)

Фамилия, имя, отчество

 

Дата

 

Методики1:

 

1. Социограмма «Моя семья»

 

2. СМОЛ (анкета «Психологический тип родителя»)

 

3. ATAT (Адаптированный тематический апперцептивный тест)

 

4. УНП

 

5. 13 СХП

 

6. Тест М. Люшера

 

7. PARI (ОРО, АСВ)

 

Общий результат психокоррекции

 

Модель взаимодействия с ребенком (выбрать):

 

• модель «сотрудничество»

 

• модель «отказ от взаимодействия»

 

 

V. Литература

  1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.,  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.—СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.—190., ил.
  2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина., Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми.—СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.—136с.: ил.
  3. Смирнова Т.П., Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей. Серия «Психологический практикум».—Ростов н/Д: «Феникс», 2003.—160с.
  4. Романов А..А., Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей.— М.: Школьная Пресса. -  48 с.—(«Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 39).
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.—М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000.—160 с. (В помощь психологу.)
  6. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Работа педагога-психолога В ДОУ: Методическое пособие.-М.: Айрис – пресс, 2005.- 384 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  7. Широкова Г.А. справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 384 с.
  8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: - М.: ВАКО, 2009.- 320 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  9. Елена Лютова-Робертс, Галина Монина. Статья № 23/2006 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Программа тренинга для родителей гиперактивных детей. «Учимся понимать своего ребенка».
  10. Материалы, находящиеся в свободном доступе интернет сайтах.
  1. Ссылка на сайт: психологический центр Адалин  (adalin.mospsy.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: "Профилактика эмоциональных нарушений у детей"

В материале раскрыты причины появления эмоционального неблагополучия ребенка, влияние наказаний и телевидения на эмоциональные состояния ребёнка.Представлены правила подержки дисцеплины....

Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания»

Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. В...

«Аутотренинг как средство профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ»

В современной жизни с ее ускоряющимися с каждым днем ритмами и увеличивающимися нагрузками всем нам необходимо уметь эффективно противостоять стрессам и психологическим перегрузкам...

Программа занятий с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

В программе представлен цикл занятий для педагогов по профилактике эмоционального выгорания...

Консультация для родителей Эмоциональное насилие и его последствие для ребенка.

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно...