Программа занятий с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
консультация

В программе представлен цикл занятий для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3.2_trening_e_vygoranie_p.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

СОГЛАСОВАНО

Директор МАДОУ «Детский сад №4»

___________С.В.Семёнова

Программа занятий с элементами тренинга

для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Автор-разработчик:

Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №4»

Тырина Анастасия Ивановна

Программа тренинга рассчитана на 7 занятий.

Целевая группа: педагогический коллектив.

Занятия проводятся 1 раз в месяц.

Продолжительность каждого занятия 1,5 часа. Группа участников тренинга состоит из 20 человек.

Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи  программы тренинга:

- ознакомление с теоретическими знаниями по проблеме «профессионального выгорания»;

-  обучение  педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

- расширение диапазона творческих способностей;

- помочь участникам тренинга избавиться от душевной и телесной зажатости в общении, обучение выплескиванию гнева в приемлемой форме;

- отработка навыка взаимодействия в группе;

- способствование созданию доброжелательной атмосферы и сплочению в группе.

Место проведения: музыкальный зал детского сада

Правила работы в группе. Их предлагает психолог, а педагоги решают, принимать эти правила или нет. Принятие правил требует его соблюдения. Педагоги могут также предложить свои правила.

Правила работы в группе:

1. Участие в группе.

2. Конфиденциальность.

3. Доброжелательность.

4. Искренность.

Пояснительная записка

Представители профессии «человек – человек» (медицинские работники, руководители, продавцы, работники почты, полицейские, педагоги) из – за интенсивные общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким способом личность защищает себя от психотравмирующих воздействий. Став пустым, утратив жизненную силу, каких результатов может достичь педагог?  Возникает синдром хронической усталости, а он - основа для многих соматических заболеваний.

 В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Профессия педагога - одна из самых энергоемких.

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по следующим причинам:

1. По мнению родителей, педагог должен быть: (ответы воспитателей)

- образцом

- контролировать свою речь

- все знать, уметь

- на все правильно реагировать

- адекватно вести себя в конфликтных ситуациях

- никогда не ошибаться

- нести ответственность за детей (их здоровье, знания) и т. д.

2. Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов:

- к инновационной активности

- к творчеству педагогов

- к новым идеям

- к навыкам взаимодействия с детьми, коллегами, родителями и т. д.

3. И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе.

В их представлении настоящий педагог - это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

 В дошкольных учреждениях необходимо проводить работу по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Практическая часть

Занятие 1. «Психологический настрой»

Оборудование: мяч, листы бумаги и ручки на каждого участника, ножницы, журналы и газеты, аудиозапись спокойной музыки

Содержание занятия:

1. «Приветствие».

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок ведущего – здороваются за руку, 2 хлопка – плечами, 3 – спинами.

2. Упражнение «Трамвайчик».

Психолог: «Сегодня мы с вами отправимся в мир общения. Отправиться туда я предлагаю на трамвайчике. Прошу всех встать друг за другом. Водителем я предлагаю быть… .(И. О педагога) .

Первый пассажир должен сказать - «А я еду», следующий – «А я тоже». Третий – «А я зайцем». А четвертый – «А я с … (называет имя следующего участника – пассажира) »

3. Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Анастасия – активная.

4. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».

В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Термин эмоциональное выгорание введен американским психиатром Х. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения, с ощущением собственной бесполезности.

Представители профессии «человек – человек» из – за интенсивные общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Предлагаем педагогам перечислить эти профессии.

Например, медицинские работники, руководители, продавцы, секретари, работники почты, полицейские, педагоги и т. д.

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по следующим причинам:

1. По мнению родителей, педагог должен быть: (ответы воспитателей)

- образцом

- контролировать свою речь

- все знать, уметь

- на все правильно реагировать

- адекватно вести себя в конфликтных ситуациях

- никогда не ошибаться

- нести ответственность за детей (их здоровье, знания) и т. д.

2. Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов:

- к инновационной активности

- к творчеству педагогов

- к новым идеям

- к навыкам взаимодействия с детьми, коллегами, родителями и т. д.

3. И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе.

В их представлении настоящий педагог - это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

5. Тест «Состояние вашей нервной системы».

1. Тест

Тест «Состояние вашей нервной системы» (По К. Либельт)

Симптом нет редко да очень часто

1. Часто ли вы бываете, раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? 0 3 5 10

2. Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение? 0 2 3 6

3. Часто ли быстро устаете? 0 2 4 8

4. Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? 0 2 4 8

5. Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности? 0 2 3 6

6. Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? 0 2 4 8

7. Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением? 0 2 3 6

8. Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах? 0 2 4 8

9. Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? 0 2 4 8

10. Страдаете ли вы от зуда? 0 2 3 6

11. Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть на «высоте»? 0 2 4 8

12. Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание? 0 2 4 8

13. Копите ли вы неприятности в себе? 0 2 4 8

14. Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром? 0 2 4 8

15. Курите ли вы? 0 2 5 10

16. Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли вас страхи? 0 2 4 8

17. Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе? 0 2 4 8

18. Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие? 0 2 4 8

Обработка результатов.

Сложите обведенные цифры.

0 – 25: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26 – 45: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы сможете сделать для вашего организма.

46 – 60: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.

6. Упражнение на развитие интеллектуальной гибкости.

Предлагаем педагогам разделиться на 4 команды.

Психолог: «Интеллектуальная гибкость – это умение педагога учитывать индивидуальные особенности детей, проявлять артистизм. Нестандартность мышления в разных видах деятельности, менять тактику поведения в зависимости от сложившейся ситуации.

Главный элемент интеллектуальной гибкости – творческие способности. Творчество в свою очередь создает бодрое настроение педагога, формирует уверенность в своих собственных силах, вызывает положительные эмоции».

Педагогам предлагаем найти максимум свойств, объединяющих

- солнце и электричку

- мужчину и кофе

- осень и балет

- авторучку и ракету.

7. Упражнение «Тренируем эмоции».

Психолог: «Мы, педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоции, просто обязаны сами уметь определять эмоциональные состояния других людей».

Каждая команда получает задание: «Необходимо произнести фразу с разной эмоциональной окраской. А другие команды должны отгадать»

- «Зайку бросила хозяйка… » - как люди, увидевшие чудо

- «Идет бычок качается… » - как рота солдат

- «Уронили мишку на пол… .» - как дети, потерявшиеся в лесу

- «Наша Таня громко плачет… » - как люди в сонном царстве.

8. Мини – лекция «Правила рациональной организации труда и разумного отношения к профессиональной деятельности»:

- Перестань искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, деятельность.

- Расставьте приоритеты в деятельности: Вы не сможете успеть все, поэтому откажитесь от менее важных и лишних рабочих операций.

- Просыпаясь, человек всегда мысленно представляет, в каких условиях будет работать. Радуйтесь тому, что Вы идете не на заводской цех, и не на прилавок вещевого рынка, а в уютную, почти домашнюю обстановку детского сада.

- Учитесь трезво осмысливать происходящие события. Научитесь останавливать накатывающуюся волну эмоций приказом: «СТОП! А действительно ли происходит что – то архиважное, жизненно значимое, требующее избыточных нервных, эмоциональных и волевых ресурсов.

- Переживания и беспокойство наносят вред здоровью и не способствуют решению конфликтных и трудных профессиональных и жизненных ситуаций.

9. Коллаж «Привычки счастливого человека»

Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

10. Рефлексия.

Педагогам предлагается в свободной форме ответить на вопросы:

- Чем полезно для вас было данное занятие? Что нового вы узнали?

- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?

- Ваши пожелания на следующую встречу?

Занятие 2. «Карусель общения»

Оборудование: клубок ниток, картонные  геометрические фигуры, магнитофон с записями спокойной музыки, музыки с разным темпом, с шумом воды;

1. Упражнение «Приветствие».

Педагоги передают друг другу клубок ниток и приветствуют друг друга, произнося разные слова приветствия.

2.Упражнение «Улыбка»

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

3.Китайская поговорка

Существует китайская поговорка:

 «Расскажи мне – и я забуду

 Покажи мне – и я запомню

 Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

 Человек усваивает:

 10% того, что слышит

 50 % того, что видит,

 70 % того, что сам переживает,

 90 % того, что сам делает.

 4. Упражнение «Поза Наполеона»

 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

 Комментарий психолога:

 Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

5. Упражнение “Карусель общения”

 Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

 “Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

6. Упражнение «Тест геометрических фигур»

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Комментарий ведущего

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

 7. Упражнение » Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

8. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Ученые доказали, что различные звуки могут влиять по-разному на состояние человека. Попробуйте проверить это на себе.

Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

 9. Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Занятие 3.  «Вдохновение цветом»

Метод: арт-терапия.

Оборудование: магнитофон с записями спокойной музыки, музыки с разным темпом, с шумом леса; цветные легкие полотна, краски, белая бумага для рисования.

Введение: Профессия педагога - одна из самых энергоемких. Для ее реализации требуется огромные интеллектуальные, эмоциональные, психологические  затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став пустым, утратив жизненную силу, каких результатов может достичь педагог? Плюс еще разные страхи: страх долга, страх быть покинутым, страх контроля. Возникает синдром хронической усталости, а он - основа для многих соматических заболеваний.

Проблемы педагога - это проблемы всего общества и следует принимать меры профилактики, например, арт-терапию, излечение искусством. Почему искусство лечебно? Да потому, что музыка, танец, театр, рисование поэзия - все это ассоциируется у нас с детством - тем временем, когда мы были счастливы. Значит, для профилактики стресса полезно применять искусство.

1. Приветствие «Солнечные лучики»

Все участники в кругу. Стоят плечом к плечу. Вытянуть вперед руки, закрыть глаза и представить себя одним большим солнцем, каждый является теплым ласковым лучиком оного большого солнца. Погрейтесь в его лучах, ощутите тепло и расслабление. Вообразите себе его цвет и энергию. Откройте глаза, кому удалось почувствовать тепло и цвет? Как вы это ощутили?

2. Упражнение «Имя - цвет»

Цвет имеет огромное значение в жизни человека, в каждом из нас также живет цвет, попробуем заглянуть внутрь себя и ощутить все богатство необъятного мира своего «Я» (под музыку «Аромат роз») минуту слушаем свой внутренний мир и представляем свой цвет. Спасибо, теперь поделимся друг с другом впечатлениями. Называем по кругу свое имя и цвет, который вы ассоциируете с собой и почему.

3.  «Презентация цвета»

  Объединяются те, у кого цвета совпали и придумывают рекламу своему цвету: в песне, стихах, пантомиме, скульптуре…

4. Тест М. Люшера

С помощью цветодиагностики можно узнать собственный характер. Автор теста известный французский психолог Марк Люшер считал, что от того, какой цвет в данный момент человек ставит на первое место, у него отражается то или иное настроение, а, если этот цвет человек всегда выбирает первым, то у него и черты характера преобладают соответствующие. Хотите узнать? Решите, какой из 8 цветов вы бы поставили на первое место, а я назову черты характера.

Синий цвет выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время уравновешенные и спокойные. Испытывают потребность в эмоциональном общении.

Зеленый - предпочитают люди с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность своим статусом в коллективе. Они ответственны и любят похвалу

Красный - предпочитают энергичные, активные, деятельные. Обычно они оптимистичны, шумны, веселы. Бывают несдержанны.

Желтый - мечтательные, полные надежд, но не всегда готовые активно действовать, склонны к выжидательной позиции. Часто у них светлое хорошее настроение.

Фиолетовый - предпочитают немного инфантильные люди, склонные к тому, чтобы за ними ухаживали, помогали, умилялись их капризам.

Коричневый - предпочитают тревожные люди, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, страх.

Черный - отражает негативное отношение к окружающим и себе или низкую самооценку.

Серый - говорит об инертности, безынициативности.

Если возникнет несогласие, что ж стопроцентного попадания не бывает, а, быть может, мы не все о себе знаем. Есть ли среди нас те, у которых совпадения? Прекрасно!

Но с точки зрения оздоровления эти цвета трактуются совсем иначе:

Красный эффективен при депрессии, т. к. возбуждает.

Синий - оказывает болеутоляющее действие, помогает при бессоннице.

Зеленый - успокаивающее действие и при головных болях, гипертонии.

Фиолетовый - полезен при женских болезнях.

Коричневый - помогает расслабиться при усталости.

Серый - создает внутреннюю стабильность.

Желтый - полезен при жизненных разочарованиях, способствует поднятию настроения.

Черный - хорошо сказывается на состоянии организма, как общеукрепляющее.

5. Упражнение «Цветное дыхание»

Цвет лечит, этодоказано. Предлагаю попробовать с помощью цвета снять боль в теле или поднять настроение. Сядьте, пожалуйста, удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, настройтесь на своё дыхание (вдох - выдох). А теперь отметьте то место в теле, которое болит и представьте себе, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете  темные цвета. И так дышим 1 минуту.

Откройте глаза. Удалось ли упражнение? Что почувствовали?

6. «Цветные полотна»

Цель: профилактическая оздоровительная работа по развитию ощущений.

Группа делится на 4 подгруппы по количеству полотен: красное, желтое, голубое, зеленое. Под музыку все двигаются по залу, на паузу каждая подгруппа прячется под одним из полотен, на следующую паузу - под другим. Задание: запомнить свои ощущения под каждым цветом.

 Вывод: под каким было уютнее, спокойнее, тот цвет может помочь вам при снятии напряжения.

7. Рефлексия.

Обмен впечатлениями. Какой цвет вас успокоил, а какой придал энергию?

Занятие. 4. «Мы все разные...»

Оборудование: грецкие орехи в вазе; листочки, ручки.

1. Упражнение «Ритм»

Ведущий задаёт ритм первым и по кругу вся группа подхватывает ритм, когда человек задающий услышал его (заданный им ритм, то передаёт правой рукой рядом сидящему, тот задаёт свой ритм).

2. Упражнение «Орешки»

В вазе лежат грецкие орехи (по количеству участников). Ведущий предлагает взять каждому по ореху и запомнить его. Затем орехи возвращают в вазу, перемешивают, затем снова каждый участник должен найти свой орех. Ведущих подводит итог, что мы все настолько разные, как и грецкие орехи в вазе, но работаем в одном коллективе.

3. Упражнение "Кенгуру"

Участники делятся на пары. Один из них кенгуру - стоит, а другой - кенгуренок - сначала встает спиной к нему (плотно, а затем приседает).  Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, обойти помещение по кругу, попрыгать и т. д. (Участники меняются ролями)

4. Упражнение «Подарки»

Педагоги стоят в кругу. Одному из педагогов предлагается сделать подарок соседу, при этом, не называя, а описывая его. Партнер должен догадаться, что это за подарок. Упражнение продолжается по кругу.

5. Упражнение «Чувство»

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

Воспринимали ли вас адекватно?

Почему возникали затруднения в определении чувства?

Расскажите о своих впечатлениях.

6. Упражнение «Моечная машина» (25 мин)

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

7. Рефлексия

Получение обратной связи, завершение работы

Занятие 5. «Люби себя…»

Оборудование: фломастеры, листы.

1. Упражнение «Приветствие»

Здравствуйте, дорогие педагоги, я рада сегодня вас видеть на нашей встрече.

Передавайте этот весенний цветок друг другу и скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”.

Я очень рада, что слово «работа» у Вас связано только с положительными ассоциациями.

2. Мини – лекция «Эмоциональное выгорание»

В последнее время такое  явление, как профессиональное «выгорание», стало очень распространенным.

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

В области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

Возникают Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, низкой оценке окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

У людей заметно снижается:

• энтузиазм в работе;

• пропадает блеск в глазах;

• нарастает негативизм и усталость.

Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека.

- Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

3. «Антистрессовые приемы»

8 профилактических правил:

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.

5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

4. Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни.

5. «Техники радости и счастья»

Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой.

«Дышите глубже, если вы взволнованы»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!

 «Снятие мышечного напряжения»

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Техника  «ластик»

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

6. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Нарисуйте на листе бумаги круг. В кругу нарисуйте свой портрет схематично. Прорисуйте лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Вдоль каждого луча запишите свое качество.

При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя). Посчитайте свои лучи и напишите цифру!

Обсуждение:

• Сколько у вас получилось лучей?

• Есть ли у вас отрицательные качества?

• Замените отрицательные качества на положительные?

• У кого получилось лучей меньше 10, то дорисуйте и подпишите свое качество?

Чем больше получилось лучей, с положительными качествами, тем самым вы ясно, открыто представляете себя. У вас хорошая, адекватная самооценка!

8. Рефлексия.

Педагогам предлагается в свободной форме ответить на следующие  вопросы:

- Чем полезно для вас было данное занятие? Что нового вы узнали?

- Ваши пожелания на следующую встречу?

Занятие 6. «Умейте прощать»

Оборудование: листы бумаги, ручки

1. Упражнение – разогрев «Счет глазами»

Инструкция. Ведущий выбирает глазами того, кому он передает ведение дальнейшего счета и, глядя на него, говорит: «Один». Тот выбирает глазами того, кому он передает дальнейший счет, и говорит: «Два». И так далее. Необходимо следить за тем, чтобы пересчитанными оказались все.

2. Упражнение «Концентрация на счете»

Инструкция преподавателя:

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

3. Упражнение «Пять добрых слов»

Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен:

• обведите свою левую руку на листе бумаги;

• на ладошке напишите свое имя;

• Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.

В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое – нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

4. Упражнение «Прощение»

Участники становятся в пары с тем, с кем работают в группе. Ведущий предлагает воспитателям попросить прощения друг у друга (за что-либо конкретное). После выполнения упражнения все участники высказывают своё мнение по поводу этого задания: что понравилось, что вызвало затруднения, что не понравилось.

5. Притча о колодце

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осёл упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

6. «Простые правила»

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

7. Рефлексия

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!

Спасибо за работу!

Упражнение обратная связь «Мишень»

А сейчас поставьте метки на мишени на той цифре, на сколько, оцениваете наш тренинг.

Занятие 7. «Вместе мы – сила»

Оборудование: мяч, ручки, бумага.

1. Упражнение «Эхо»

Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.

2. Упражнение «Единый ритм»

Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.

3. Упражнение «Подчеркивание общности»

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

4. Упражнение «Подчеркивание значимости»

Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится...» - и называется то личностное качество, которое было найдено. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

5. Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»

Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

  • Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

6. Упражнение «Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

7. Упражнение «Дождик»

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

8. Памятка « Как избежать встречи с синдромом
профессионального выгорания»

1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

9 . Рефлексия «Все наши занятия...»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Все наши занятия...»

- Оправдались ли ваши ожидания?

- Помогали ли вам тренинговые занятия по профилактике эмоционального выгорания?

Подведение итогов  всех занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения,...

Программа занятий с элементами арт - терапии с детьми дошкольного возраста «Волшебные ладошки»

Для разновозрастной группы дошкольников  реабилитационного центра. Программа «Волшебные ладошки» составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития де...

Программы занятий для детей и педагогов "Сказки о главном"

Современное образование призвано помочь детям научиться развивать самих себя, стать творцами своей жизни. Главная задача образования на современном этапе - становление и поддержка саморазвивающейся ли...

«ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов«Профилактика эмоционального выгорания»Целевая группа: педагоги ДОУ.Цель:  профилактика синдрома профессионального выг...

Занятие с элементами тренинга на тему: «Профилактика стресса у педагогов»

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: знакомство с понятием стресс, эмоциональное выгорания, его характеристиками; определени...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Занятие направлено на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Упражнения и техники, предложенные в занятии способствуют снятию напряжения (физического и эмоционального), сплочению коллектива,...

Практическое занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизтческого напряжения,...