Занятие с элементами тренинга на тему: «Профилактика стресса у педагогов»
методическая разработка

Литвинова Светлана Викторовна

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: знакомство с понятием стресс, эмоциональное выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

на тему: «Профилактика стресса у педагогов»

Г. Щелково

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

 Задачи: знакомство с понятием стресс, эмоциональное выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

 Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки,  памятки, сборник мелодий для релаксации.

 Ход занятия

 I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

 Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, стрессам. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

 Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Стресс – это неспецифическая реакция мобилизации.

Нельзя охватить одним занятие всю тему, поэтому сегодня мы ознакомимся только с частью техник, которые можно использоваться для борьбы со стрессом.

II. Практическая часть

 Существует китайская поговорка:

 «Расскажи мне – и я забуду

 Покажи мне – и я запомню

 Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

 Человек усваивает:

 10% того, что слышит

 50 % того, что видит,

 70 % того, что сам переживает,

 90 % того, что сам делает.

 1. Упражнение «Поза Наполеона»

 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

 Комментарий ведущего

 Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.

3. Упражнение «Пять добрых слов»

Задачи:

  • Получение обратной связи от группы
  • Повышение самооценки
  • Самопознание
  • Возможность сделать приятное другому человеку.

Необходимое время: 10 мин.

Материалы: принадлежности для рисования

Процедура проведения: Участники разбиваются на подгруппы по пять человек и получают следующую инструкцию «Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете своей лист соседу справа, а сами получаете5 рисунок от соседа слева. На одном из пальчиков полученной чужой ладошки вы пишите какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя, например: «Ты очень добрый», «Мне очень нравится твоя матера общения»……, пока лист не вернется к владельцу.

Упражнение можно продолжить. Когда все надписи сделаны, ведущий собирает рисунки и  зачитывает комплименты, а группа должна догадаться, кому они предназначаются.

В конце упражнения участники забирают листы со своими ладошками, еще одну памятку на «черный» день.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы испытали, когда читали надписи на своей ладошке?

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Существуют также психотехники такие как «Свободное дыхание»

  1. Расслабтесь любым возможным способом (техника дыхания «Волна»_
  2. Вспомните время, когда вам было хорошо и спокойно. Выберите один сюжет из мелькающих на внутреннем экране образов.
  3. Детализируйте то, что видите, слышите и чувствуете. Побудьте какое-то время в этом состоянии.
  4. Оставаясь в процессе воспоминания, зафиксируйте внимание на процессе своего дыхания. Как вы там дышите в своем воспоминании?
  5. Продолжайте смотреть на внутренний экран. И дышите столько, чтобы запомнить, как именно вы дышите, когда детализируете свое воспоминание.

Отныне воспоминание об этом сюжете вашей жизни будет автоматически вызывать такое дыхание. И наоборот, если вы отдельно смоделируете это дыхание, то будете переходить в состояние, характерное для вашего важного воспоминания.

Обычно при воспоминании приятных событий нашей жизни у нас появляется свободное дыхание. Именно поэтому эта психотехника называется «Свободное дыхание».

А теперь необходимо провести экспертизу сделанное работы.

  1. Вспомните какое-то недавнее событие, которое оставило неприятный осадок
  2. Что вы видете, слышите, чувствуете по поводу происшедшего.
  3. А теперь подышите своим «Свободным дыханием» 1-2 минуты
  4. Снова подумайте о том, что произошло
  5. Отметьте, что изменилось?

Если работа проведена правильно, то картина удаляется, стирается, свертывается.

Рекомендации. 

Показ презентации

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

 И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное

 Упражнение » Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

 «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

 Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ СТРЕСС

Слайд 2

Ставьте перед собой цели! 1. Отсутствие цели – самый сильный стресс Ключевую роль в защите от стрессов играет осознание своих целей.

Слайд 3

УЛЫБАЙТЕСЬ! 2. Хорошей профилактикой стресса, является чувство юмора. Оно позволяет переоценить значимость событий и помогает преодолеть негативные эмоции.

Слайд 4

Занимайтесь физкультурой! 3. Отрицательные последствия морально-психологических перегрузок усугубляются при отсутствии физических нагрузок. Чем более напряженный в психологическом плане был день, тем большая физическая нагрузка требуется организму.

Слайд 5

Разговаривайте с близкими! 4. Как здорово когда есть кто-то, с кем поболтать всегда охота. Эффективным способом снятия эмоционального напряжения, является разговор по душам с близким человеком.

Слайд 6

Учитесь правильно расходовать время! 5. Займитесь самым важным, отбрасывайте ненужные детали. Научитесь выполнять дела в порядке их значимости. Самый ценный подарок, который ты можешь преподнести кому-либо - это твое время, потому что ты отдаешь то, что никогда не сможешь вернуть...

Слайд 7

Оценивайте свои возможности реалистично! 5а. Не взваливайте на себя работу, на которую у вас не хватит времени и сил.

Слайд 8

Наслаждайтесь успехом! 5б. Радуйтесь даже самым маленьким достижениям! Поздравляйте окружающих и сами себя, когда удалось закончить какое-либо дело.

Слайд 9

1 . Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику . Как это можно сделать в условиях работы в детском саду: громко запеть; резко встать и пройтись; быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; измалевать листок бумаги, измять и выбросить . 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе . 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником . 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Слайд 10

Будьте благодарны! Благодарите себя, окружающих, обстоятельства, ситуации. Помните – ЖИЗНЬ за ВАС!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с педагогическим коллективом (занятие с элементами тренинга). Тема: « Что такое стресс и как с ним бороться».

Не секрет,что профессия педагога, чаще чем большинство других профессий ,подвержена стрессам. А стресс, как известно, способен скапливаться в организме,нанося большой вред. Данное занятие, входящее в ...

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Давайте чаще улыбаться!»

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения,...

Психологический тренинг «Профилактика стрессов у педагогов»

Психологический тренинг: «Профилактика стрессов у педагогов»...

Тренинг «Профилактика стрессов у педагогов»

На тренинге педагоги знакомятся  с понятием стресса, его признаками, исследуют стрессовые факторы в жизни человека и находят пути уменьшения их негативного влияния....

Занятие с элементами тренинга "Снятие стресс у педагогов"

Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции.Задачи:Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.Обучение способам управления...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети»

Психологическое занятиес элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети» Вступление         Настройка аудитории на воспри...

Психологический тренинг: «Профилактика стрессов у педагогов».

Познакомить педагогов с понятием стресса, его признаками, исследовать стрессовые факторы в жизни человека и найти пути уменьшения их негативного влияния....