Главные вкладки

    Работа с педагогическим коллективом (занятие с элементами тренинга). Тема: « Что такое стресс и как с ним бороться».
    методическая разработка

    Маргарита Александровна Суханова

    Не секрет,что профессия педагога, чаще чем большинство других профессий ,подвержена стрессам. А стресс, как известно, способен скапливаться в организме,нанося большой вред. Данное занятие, входящее в цикл тренинговых занятий, направлено на формирование стрессоустойчивости у педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chto_takoe_stress_i_kak_s_nim_borotsya.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с педагогическим коллективом (занятие с элементами тренинга).

    Тема: « Что такое стресс и как с ним бороться».

    Цели:

    • Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
    • Формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы.

    Оборудование:

    листочки и ручки для теста, карточки с буквами, аромалампа с маслами, мягкая игрушка ( антистрессовая подушечка).

     

    1 этап: Начало работы.

    Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного

     настроя на работу.

    Упражнение-энергизатор“ Ипподром”

    Участники становятся в круг, ведущий объявляет:

    “ Сейчас мы поиграем в ипподром. Подняли правую руку. Это наше правое копыто. Подняли левую руку. Это наше левое копыто. Теперь немного присели и положили свои “копыта” на колени – это наш ипподром.

    Вот так мы бежим по песочку (потереть ладони друг о друга).

    Вот так мы бежим по камешкам (потереть кулаками друг о друга).

    Вот так мы бежим по водичке (слегка бить кулаками по надутым щекам).

    У нас есть барьеры (показать руками, как будто прыгаем через барьер).

    Есть повороты вправо и влево (“бег“ с наклоном корпуса вправо или влево).

    У нас есть зрители слева и справа (хлопки слева или справа).

    Игра началась”.

    Ведущий может произвольно менять действия.

    Игру можно завершить так: “Подняли правое копыто. Утерли лоб. Подняли левое копыто. Сделали то же самое. А теперь поднимаем с земли большой лавровый венок и вешаем его... на соседа справа”.

    Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

     

    Ведущий: Я не случайно начала наше занятие с этого упражнения, т.к мы с вами , часто, в силу жизненных обстоятельств уподабляемся этим красивым, грациозным, трудолюбивым и выносливым животным, взваливая на себя непосильную ношу забот и обязанностей. И в итоге доводим себя до стрессового состояния. Итак :

    Что же такое стресс?

    Логичнее всего начать с самого определения данного слова. Итак, «стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность.

    Стресс — это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

    Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему.

    ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»

    (по А.И. Тащевой, 2000)

    Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

    1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

    2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

    3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

    4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

    5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

    6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

    7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

    8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

    9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

    10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

    2этап: Основная часть.

    Задачи: настрой на умственную деятельность, подготовка к групповой работе, «мозговому штурму»; активизация личного опыта, выражение собственных установок, чувств; сплочение, осознание возможности позитивного выхода при наличии мотивации; выработка групповых стратегий решения проблемы.

    Мини-лекция.

    Влияние стресса на организм.

    Желание снять стресс естественно, ведь стресс — это насилие над организмом. Что бы понять это достаточно начать работать над собой. Для этого нужно разобраться с одним очень интересным фактом.

    Стресс проявляет себя на трех уровнях: интеллект, мысли, эмоции.

    Причем сначала идет интеллектуальная обработка информации (сознание и подсознание), потом эмоциональное ощущение (сильное или слабое) и только потом эти процессы закрепляются на физическом уровне.

    Снятие мышечного напряжения знакомо нам с детства: « Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

    «Прислушайтесь» к своему телу. Вы обязательно заметите, что какие-то мышцы напряжены без какой-либо необходимости. Это могут быть сжатые челюсти или напряженный пресс, мышцы спины. Известный немецкий психолог Курт Райх назвал это явление «мышечный панцирь». Он образуется у людей не умеющих отдыхать, т.е. снимать стресс. Мышечные зажимы отражают определенные психологические проблемы человека. Мышечные зажимы — это остаточные явления напряжения, появившиеся из-за отрицательных эмоций и не реализованных желаний.

    Шея. Остеохондроз, характеризуемый болями в области шеи и головы, получил столь широкое распространение во многом благодаря мышечным зажимам. В связи с резким ростом количества людей, работающих за компьютером, число больных сильно возросло. От того, как мы держим голову, зависит работа всего организма. Шея соединяет два главных нервных центра: головной и спинной мозг. В современной медицине принята такая формула: «Человек считается живым, пока живы клетки мозга». В этом смысле народная мудрость, рекомендующая держать голову высоко, приобретает новый практический смысл.

    Осанка. Приучите себя следить за своей осанкой. Правильная осанка — это правильное взаимное расположение всех органов, правильная работа позвоночника. Есть очень простое и эффективное упражнение:

    Упражнение «Гора с плеч»

    Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

    Процедура: Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

    Мозговой штурм

    С помощью метода «мозговой штурм» участники круга предлагают различные способы регуляции эмоционального состояния.

    Составление коллажа.

     Участники занятия делятся на группы (по 4—5 человек). Каждая группа составляет коллаж на тему: «Способы регуляции эмоционального состояния или о том, как поднять себе настроение».

     В конце участники представляют свои работы.

    Примечание: В случае затруднения участников при назывании способов ведущий предлагает свои варианты.

    -релаксация

    -ароматерапия

    - физическая нагрузка (тацы)

    - листок релаксации

    -зевать

    -смена обстановки

    Кто же поможет преодолеть стресс?

    Очень важно самому и своевременно справляться со своими стрессами.

    Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, для меня перевернутая чашка с чаем или кофе или другой жидкостью — это пустяк, я могу быстро это убрать, а для моего мужа это повод для развода.

    Другими словами, стрессор один, а реакция на него абсолютно разная.

    Можно разделить стрессоры на три категории.

    Первая — это стрессоры, которые практически нам не подвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. Конечно, мы можем нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку, но кроме повышенного уровня артериального давления и концентрации адреналина в кровь, мы ничего не добьемся. Гораздо эффективнее в это время применить техники мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения или технику позитивной визуализации.

    Вторая категория — это стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять. Это наши собственные не конструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии.

    Третья категория — события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Сюда можно отнести все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

    Я рекомендую Вам прочесть рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Герой рассказа в театре чихнул и обрызгал лысину генерала. От своих переживаний, по поводу произошедшего, он вскоре умер.

    Если Вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к этой ситуации

    Очень позитивная притча:

    У одного африканского короля был близкий друг, с которым он вместе вырос. Этот друг, рассматривая любую ситуацию, которая когда-либо случалась в его жизни, будь она позитивная или негативная, имел привычку говорить: «Это хорошо!» Однажды король находился на охоте. Друг, бывало, подготавливал и заряжал ружья для короля. Очевидно, он сделал что-то неправильно, готовя одно из ружей. Когда король взял у своего друга ружьё и выстрелил из него, у него оторвало большой палец руки. Исследуя ситуацию, друг как обычно изрёк: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!», — и приказал отправить своего друга в тюрьму. Прошло около года, король охотился в районе, в котором он мог, по его мнению, находиться совершенно безбоязненно. Но каннибалы взяли его в плен и привели в свою деревню вместе со всеми остальными. Они связали ему руки, натаскали кучу дров, установили столб и привязали короля к столбу. Когда они подошли ближе, чтобы развести огонь, они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели того, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили. Возвратившись, он вспомнил тот случай, когда он лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за своё обращение с другом. Он сразу же пошёл в тюрьму, чтобы поговорить с ним.

    — Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца.

    И он рассказал всё, что только что с ним произошло.

    — Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо.

    — Нет, — сказал его друг, — это хорошо!

    — Что ты говоришь? Разве это хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?

    — Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой.

    «Антистрессовые» продукты

    Науке стало ясно, почему дети, да и взрослые, любят мороженное: оно великолепно снимает стресс. Молоко и сливки содержат триптофан — эффективный природный транквилизатор, успокаивающий нервную систему, поднимающий настроение, помогающий справиться с бессонницей.

    Так же есть продукты, содержащие «гормон радости». Самые распространенные из них: гречка, овсянка, бананы.

    Упражнение «Звуковая гимнастика»

    Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

    Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

    Припеваем следующие звуки:

    А – воздействует благотворно на весь организм;

    Е – воздействует на щитовидную железу;

    И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

    О – воздействует на сердце, легкие;

    У – воздействует на органы;

    Я – воздействует на работу всего организма;

    М – воздействует на работу всего организма;

    Х – помогает очищению организма;

    ХА – помогает повысить настроение.

    3 этап: Рефлексия.

    Материал: мягкая игрушка

    Задачи: осознание темы; сплочение группы.

    Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:

    Что для меня было важно?

    Что было трудно?

    Что понравилось?

    Мне очень нравится одно высказывание: «Если вы не умеете снимать стресс- не надевайте его!».

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     

    Литература

    1. Берковская М.И., Комаров К.Э., Родионов А.В., Сухоруков Н.В. Методические рекомендации по применению средств психологической реабилитации участников локальных военных конфликтов // Социально-психологическая адаптация участников боевых действий. Методические рекомендации по организации работы. — М., 2002.

    2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.

    3. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.

    4. Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. — М., 2002.

    5. Жилина А. Что такое стресс и как с ним бороться.- М, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

     Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмот...

    "Организация методической работы с педагогическим коллективом по взаимодействию детского сада с семьей"

    Организация деятельности старшего воспитателя направлена на методическую работу с педагогами. В описании опыта прослеживается система работы по данной теме и ориентирована на конкретный результат и пр...

    Использование деловых игр в работе с педагогическим коллективом

    Метод деловых игр известен с 17-18 века и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как “военная или предпринимательская”. Первое упоминание деловой...

    Работа с педагогическим коллективом по реализации федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях

    В статье рассматривается проблема - как организовать методическую работу в ДОУ  по реализации ФГТ так, чтобы эта работа была наиболее эффективной...

    Мастер – класс как успешная технология, используемая в работе с педагогическим коллективом ДОУ

    Сегодня одним из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства является мастер – класс. Мастер-класс – хорошо...

    Формы работы в педагогическом коллективе по обмену опытом педагогического мастерства

    Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное раз...

    Занятие с элементами тренинга на тему: «Профилактика стресса у педагогов»

    Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. Задачи: знакомство с понятием стресс, эмоциональное выгорания, его характеристиками; определени...