Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания»
презентация на тему

Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. Вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения детей, от взаимоотношений с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация 1.36 МБ
Microsoft Office document icon Текст к презентации64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Психологический практикум

«Обучение педагогов бесконфликтному общению

как средство профилактики эмоционального выгорания»

Задачи:

- Создать в группе атмосферу доброжелательности,  снизить эмоциональное напряжение.

- Познакомить с этапами коммуникативного процесса и факторами, влияющими на продолжительность контакта.

- Рассмотреть факторы, которые препятствуют эффективной коммуникации и условия, которые необходимо соблюдать, чтобы преодолеть барьеры общения.

- Сформировать навыки распознавания невербальных компонентов общения.

- Научить замечать и конструктивно реагировать на «помехи» в общении.

Участники: педагоги ДОУ

(Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. Вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения детей, от взаимоотношений с родителями).

Слайд № 1

Упражнение «Буквы моего Я» (проф.  качества)

Педагогам предлагается на каждую букву своего имени написать профессиональное качество.

Что такое конфликт в вашем понимании? (выслушиваются выборочно ответы педагогов)

Слайд № 2


Конфликт — одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей (И. Ладанов, Н. Данакин и др.)

Конфликт - это различные виды противодействия противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Конфликт – это столкновение противоположных интересов на почве соперничества при отсутствии взаимопонимания, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Это, безусловно, чрезвычайно сложное и противоречивое явление, имеющее как позитивную, так и негативную составляющие.

Слайд № 3

Виды конфликтов

  • Внутри-личностный конфликт.
  • Межличностный конфликт.
  • Конфликт между личностью и группой.
  • Межгрупповой конфликт
  • Конструктивные
  • Деструктивные
  • Реалистические конфликты.
  • Неарелистические конфликты

Слайд № 4

«Конфликтоген» — «рождающий конфликты»:

это любое слово или действие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт.

Конфликтоген - это провокативный фактор.

Слайд № 5

Основными  словами-конфликтогенами  в общении являются :

  • слова, выражающие недоверие
  • слова-оскорбления 
  • слова-угрозы 
  • слова-насмешки 
  • слова-сравнения 
  • слова, выражающие отрицательное отношение 
  • слова-долженствования 
  • слова-обвинения 

Слайд № 6

Что нарушает контакт, способствует возникновению конфликта

  1. Перебивание собеседника.
  2. Принижение собеседника.
  3. Выведение собеседника из состояния равновесия: негативными оценками в отношении  собеседника, его слов, поступков; мелочными  придирками; непонимание  собеседника; избегание контакта глаз;
  4. Нападение: нападение на собеседника, защищаете себя; оскорбляете собеседника;

реагируете с сильной отрицательной эмоцией.

  1. Двойственность: говорите, что понимаете  собеседника, соглашаетесь с ним, а на самом  деле ни понимания, ни согласия нет.

Упражнение  «Конфликт понимания»

Цель: Показать, как непонимание собеседника приводит к конфликтным ситуациям.

Инструкция.  «Сейчас мой помощник держит перед собой лист бумаги с несложным рисунком.  В его задачу входит рассказать вам о том, что он видит, таким образом, чтобы вы могли максимально адекватно изобразить аналогичный рисунок на своих листах».

Слайд № 7

Вопросы индуктору: Какие трудности она испытывала при выполнении задания?

Представляет ли она себе, какие трудности испытывала группа при выполнении задания?

Вопросы группе: Есть ли у вас удовлетворение от работы индуктора?  Что хотелось бы от индуктора?

Слайд № 8

Что мешает пониманию проблем, интересов, мотивов и позиции собеседника.

  1. Игнорирование: не обращаете внимания, не учитываете интересы, точку зрения, позицию, мотивы и чувства собеседника.
  2. Эгоцентризм: пытаетесь найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют вас.
  3. Натиск: первыми же своими вопросами вынуждаете собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию.
  4. Пренебрежение: проявляете неуважение, недооцениваете собеседника.
  5. Ложное толкование: неверно истолковываете слова собеседника, его мотивы, интересы.

Слайд № 9

Упражнение  «Телефон сломался»

Цель: Показать значимость полного понимания услышанного в процессе общения;

насколько искажается информация услышанная и переданная нами.

Несколько человек выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий читает ему несложный текст. Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый входящий выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. После последнего участника, ведущий повторяет текст.

Обсуждение. Почему исказился смысл текста?  (каждый участник привносит в текст  свои чувства, опыт).   И как это влияет на дальнейшие взаимоотношения.  

Ваши ассоциации к конфликту.

Слайд № 10

«Айсберг».

Как же можно обойти конфликт?

Высказывания участников.

Упражнение  «Обаятельность»

Цель. Помочь участникам группы понять, что существует зависимость продолжительности общения от личного обаяния.

Как вы думаете,  от чего зависит продолжительность общения между людьми?  

Высказывания участников.

(блеск глаз, живость, пластичность движений, естественные непосредственные реакции, открытый взгляд, добрая улыбка и т. п.)

Слайд № 11

Ведущий подводит итог. Обобщает.

 

Слайд № 12

Что поможет установить и поддержать контакт с собеседником.

  1. Приветствие: улыбка, обращение по имени;
  2. Установление контакта глаз;
  3. Сообщение о вашем восприятии собеседника, его чувств, установок, эмоционального состояния «Мне кажется, что вы чувствуете ….», «Вы расстроены, из-за …..»;
  4. Предоставление выговориться;
  5. Подчеркивание значимости собеседника для вас;
  6. Уважение мнения, точки зрения собеседника;
  7. Мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние;
  8. Сохранение самообладания.

Слайд №  13

Но если все же   «назревает»  конфликт очень важно придерживаться определённых правил:

  • пытайтесь разрешить проблему
  • не обижайте друг друга словами и действиями
  • не прерывайте друг друга
  • следует отделить человека от проблемы
  • сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях
  • ищите пути к общему выигрышу
  • используйте объективные критерии

«Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!»

Впечатление, получаемое нами от другого человека,   определяется вербальной коммуникацией, т.е. словами, которые наш собеседник произносит. Но и не меньшее значение в общении имеет так называемая невербальная коммуникация, охватывающая все средства общения, кроме самих слов и их прямых значений.

Слайд № 14

Больше информации вам поможет получить невербальная коммуникация:

  • Тембр  голоса и интонация;
  • Ширина зрачка;
  • Пространство, разделяющее говорящего;
  • Частота дыхания;
  • Жесты, телодвижения;
  • Осанка;
  • Выражение лица;
  • Контакт глазами.

Слайд № 15

Рисуночный  тест «Не дайте человеку упасть» участникам предлагается дополнить рисунок необходимыми деталями

Далее дается интерпретация нарисованному.

Слайд № 16

Заключительная часть.

«ВОДОПАД»

А сейчас сядьте поудобнее, руки свободно положите на колени, расслабьтесь, закройте глаза. Ощутите себя здесь и сейчас.

А сейчас представьте себе красивый мощный водопад. Как вода с большой скоростью устремляется вниз.  Послушайте, как он шумит. Чуть позже вы замечаете, как над ним, на самом верху образуется небольшая, но очень красивая радуга от скопления маленьких капелек похожих на водяную пыльцу. Подойдя поближе, вы чувствуете, как эти маленькие капельки долетают и до вас…Неся с собой освежающую прохладу, они остывают как только соприкасаются с вашими руками, ногами, лицом…Понаслаждайтесь какое- то время его природной красотой и мощью…

А сейчас вы можете выбросить в этот водопад всё, что накопилось у вас за последнее время, все свои неприятности, ссоры, негативные мысли, тяжёлые воспоминания… Словом всё то, что мешает вам чувствовать себя уверенно и спокойно. Ненужное вам, может быть  в виде точек, капель, предметов… Делайте это до ощущения приятной лёгкости в вашем теле и приятной пустоты в голове…

И что бы ещё какое- то время понаслаждаться этим необычным состоянием, представьте себе картину или образ, от которого веет спокойствием и теплом. Позвольте себе побыть в этом удивительном состоянии…

Слайд № 17

Рефлексия:

  1. Что нового, интересного Вы узнали в ходе нашей встречи?
  2. Насколько значима для Вас данная тема?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Семинар-практикум с элементами тренинга "Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания"

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Цель данного семинара-практикума: сохранение псих...

«Аутотренинг как средство профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ»

В современной жизни с ее ускоряющимися с каждым днем ритмами и увеличивающимися нагрузками всем нам необходимо уметь эффективно противостоять стрессам и психологическим перегрузкам...

Семинар-практикум для педагогов "Психологическое здоровье педагога.Профилактика эмоционального выгорания."

Очень актуальная тема в настоящее время,так как психологическое здоровье педагогов действительно заслуживает бООльшего внимания. Предлагаю свой вариант семинара.Надеюсб,мой материал будет полезен....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Тренинг для педагогов: «Позитивное мышление как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Тренинг для педагогов: «Позитивное мышление как профилактика эмоционального выгорания педагогов»Цели: 1. Работа с синдромом эмоционального выгорания у педагогов....