Тренинг для педагогов: «Позитивное мышление как профилактика эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка

Скворцова Алена Александровна

Тренинг для педагогов: «Позитивное мышление как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цели: 1. Работа с синдромом эмоционального выгорания у педагогов.

            2. Расширение возможностей позитивного и креативного мышления.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг для педагогов22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов: «Позитивное мышление

как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Автор: педагог-психолог МАДОУ «МАЯЧОК» Д/С №170

Скворцова А.А.

Цели: 1. Работа с синдромом эмоционального выгорания у педагогов. 

            2. Расширение возможностей позитивного и креативного мышления.

  1. Знакомство с правилами работы в группе
  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • Обращение на «ты»;
  • Искренность в общении;
  • Активность;
  • Оцениваем не человека, а поступки;
  • Уважение к говорящему.

2. Краткое представление себя группе в креативном стиле:

Цель: знакомство с группой, сплочение участников.

Материал: мягкая игрушка.

Участники (передавая игрушку по кругу) представляет себя группе: немного рассказывают о себе, либо как-то оригинально демонстрируют себя.

3. Упражнение «Наши ожидания».

Цель: выявление ожиданий участников.

Материал: бумага А 4, ручки карандаши.

Отвечая на вопрос: «Чего вы ждете от данного тренинга? Какие результаты предполагаете получить?», каждый участник должен записать свои ожидания на лист бумаги. Затем все по кругу зачитывают свои записи.

4. Упражнение – разогрев «Вездеход».

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении.

Участники передвигаются по комнате и внимательно слушают задания ведущего. В соответствии с заданиями выполняются и проигрываются различные действия.

«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются… Оглянулись, а это Снежное поле, пронизывающий зимний ветер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп…, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой … Но очень холодной, градусов восемь – десять… Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Нет, показалось. Уф, я снова в детском саду!».

5. Упражнение на распределение эмоционального баланса «Это хорошо, это плохо».

Цель: выявление ресурсного состояния и моментов «перегорания» в рабочем течении.

Материал: игрушка. Участники сидят в кругу. Тренер озвучивает правила: первый участник озвучивает «тихое поведение детей это хорошо, тогда я могу….», второй человек подхватывает последнюю часть фразы предыдущего участника, но переводит ее в формат «плохо», например «когда я могу провести занятие, это плохо, так я не могу уделить время на документы», третий участник проговаривает с позиции «хорошо» и т.д.

6. Тест самодиагностики по определению уровня стресса учителей «Стирка»

Цель:  выявление уровня стресса у педагогов.

Тренер зачитывает задание и варианты ответа к нему (можно все изображать в виде слайдов). Участники выбирают себе вариант, а затем разбирают и анализируют интерпретацию к нему.

«Представьте, что вы живете в те времена, когда все стирали вручную. У вас скопилось грязное белье и вам нужно постирать его обязательно сегодня. Но вдруг вы заметили, что небо на улице заволокло тяжелыми тучами. Какие мысли приходят вам в голову?».

Варианты выбора:

1. «Вот так дела! Может быть, мне сегодня стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня, по прогнозу, не должно быть такой погоды».

4. «Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку».

Интерпретация выбора:

Вариант 1 – уровень стресса достигает отметки 80 по 100 бальной шкале. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько можете быть подвержены действию стресса, что малейшие неудачи портят вам настроение на долгое время. Рекомендации: Вам пора хорошенько отдохнуть и как можно лучше заняться своим здоровьем.

Вариант 2 – уровень стресса на уровне 50 по 100 бальной шкале. Неблагоприятные обстоятельств не сбивают вас с толку и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже в неприятных ситуациях. Вы стараетесь справляться с проблемами и все складывается благополучно. Рекомендации: помните, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к неудачам и препятствиям, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

Вариант 3 – уровень стресса близок к 0. вы не позволяете проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по их поводу. Возможно, вы открыли для себя одну житейскую мудрость: «Мое волнение не станет препятствием для дождя, он все равно пройдет».

7. Упражнение «Я подарю тебе кирпич».

Цель: разминка, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Материал: игрушка. Педагоги передают игрушку со словами «Я подарю тебе кирпич», что бы ты….(например, построил дом, сделал оградку для клумбы).

8. Рисунок «Образ выгоревшего педагога» .

Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей и посмотреть на себя со стороны.

Материал: музыка для разминки, ватманы, цветные карандаши, фломастеры.

Группе необходимо разбиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие ничего не слышали. Каждой мини-группе выдается ватман, на котором нужно изобразить придуманный образ выгоревшего педагога. Это может быть все что угодно, единственное НО: словами описывать нельзя! К придуманному образу также придумывают название и пишут на обратной стороне ватмана. Затем мини-группы по очереди показывают свои творения, сами авторы при этом молчат. Остальные группы рассказывают все, что видят на рисунках. Наконец, авторы говорят название своего рисунка и рассказывают свой настоящий замысел на рисунке. Когда все расскажут, рисунки передаются по кругу соседней группе. Теперь задача каждой группы – переделать рисунок так, чтобы вместо выгорания там было что-то позитивное. Название также придумать новое. Обсуждение картин происходит аналогичным образом [4].

9. Обратная связь «Доска рекомендаций».

Цель:  конкретизация личностных ресурсов при стрессе, обмен мнениями, анализ вариантов поведения при выходе из стресса, накопление опыта по борьбе со стрессами.

Материал: доска (флипчарт). Заготовленные листочки по пять штук раздаются участникам. Также нужны ручки. Ветки дерева имеют свои названия: семья, ученики, коллеги, рабочее место, деятельность/творчество. Участники пишут на карточках, как данные сферы жизни (названия веток) помогают им бороться со стрессом. Затем каждый делится своими идеями и наклеивает листочки на дерево на соответствующие ветки.

Вопросы для обратной связи по всему тренингу:

  • Как вы можете оценить сегодняшнее занятие (поделитесь впечатлением)?
  • Оправдались ли ваши ожидания, которые были у вас в самом начале работы?
  • Ваши пожелания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.В связи с актуальностью темы сохранения психологического...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Данный тренинг проводится с целью ознакомления (закрепления) с понятиями «профессиональное выгорание», «особенности проявления признаков выгорания»; развития групповой сплоченн...

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания

quot;Синдром эмоционального выгорания" -– патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, возникающим в трудовой сфере....

Тренинг для педагогов "Познай себя" профилактика эмоционального выгорания

laquo;Нет ничего увлекательнее, чем  разгадывать загадки, заданные человеку его собственной природой».«Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть са...

Работа педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ методом арт-терапии (упражнение «Лучи солнца»»)

Профессия педагога одна из самых эмоционально затратных, работая с детьми невозможно быть не включенным эмоционально в общение с ребенком и родителем. И часто это приводит к растрате эмоциональных рес...