Тренинг для педагогов "Познай себя" профилактика эмоционального выгорания
тренажёр

Садовая Оксана Владимировна

«Нет ничего увлекательнее,

чем  разгадывать загадки, заданные человеку

 его собственной природой».

«Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть самим собою».  Вильгельм Гумбольдт
«Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром». 
Антонии Шефтсбери

 

Цель: эмоциональное развитие педагогов. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Участники: Педагоги и специалисты ДОУ.

       Консультативная часть.

       Педагоги вынуждены всегда дарить и отдавать. Свои силы, опыт, мысли, энергию, настроение, здоровье. Т.е. внутренние ресурсы. Но чтобы было ЧТО отдавать, надо сначала восполнить, где-то взять, чем-то наполняться.

      Эмоциональное выгорание как профессиональный термин появился недавно, применительно к людям «помогающих» профессий. Это медики, волонтеры, соц.работники, педагоги… Дополнительные факты риска - это многозадачность, цейтнот, большие ожидания общества, хронический дефицит ресурсов, люди не умеют заботиться о себе. Вызвано он перенапряжением как физическим, так и психологическим. Начинается постепенно, накапливается усталость, появляется опустошенность, раздражительность, апатия, затем и агрессия. Не корректно ставить перед собой задачу никогда в такое состояние не попадать. Лучше учиться его замечать и вовремя переключиться, начать о себе заботиться. Чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_poznay_sebya.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг педагога-психолога

для педагогов «Познай себя»

«Нет ничего увлекательнее,

чем  разгадывать загадки, заданные человеку

 его собственной природой».

«Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть самим собою».  Вильгельм Гумбольдт
«Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром». 
Антонии Шефтсбери

Цель: эмоциональное развитие педагогов. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Участники: Педагоги и специалисты ДОУ.

       Консультативная часть.

       Педагоги вынуждены всегда дарить и отдавать. Свои силы, опыт, мысли, энергию, настроение, здоровье. Т.е. внутренние ресурсы. Но чтобы было ЧТО отдавать, надо сначала восполнить, где-то взять, чем-то наполняться.

      Эмоциональное выгорание как профессиональный термин появился недавно, применительно к людям «помогающих» профессий. Это медики, волонтеры, соц.работники, педагоги… Дополнительные факты риска - это многозадачность, цейтнот, большие ожидания общества, хронический дефицит ресурсов, люди не умеют заботиться о себе. Вызвано он перенапряжением как физическим, так и психологическим. Начинается постепенно, накапливается усталость, появляется опустошенность, раздражительность, апатия, затем и агрессия. Не корректно ставить перед собой задачу никогда в такое состояние не попадать. Лучше учиться его замечать и вовремя переключиться, начать о себе заботиться. Чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

      Эмоциональный интеллект - понимание и распознавание эмоций своих и окружающих для более качественного взаимодействия с окружающим пространством. Эмоции отвечают за нашу реакцию. Эмоции служат нам для того, чтобы показывать другим людям наше состояние. Проявлять эмоции – нормально. Эмоциональное напряжение должно выходить. Подавлять – опасно. Осознание своих чувств и эмоций - первый шаг над управлением своим эмоциональным состоянием. Некоторые эмоции запрограммированы на генетическом уровне.

Как научиться управлять своими эмоциями?

1 шаг  – Осознание, что я испытываю в данный момент. Различить чувства. Самопознание, т.е мы способны идентифицировать свои эмоции, не путаем гнев с раздражением.

2 шаг – Проявление эмоций – могу ли я показать в полной мере злость или раздражение сотруднику, коллеге. Социальные навыки – то, как мы устраиваем отношения с людьми

3 шаг – Саморегуляция. Как я могу справиться с чувством, которое меня одолевает. Мы умеем контролировать свои чувства и сдерживать импульсы.

Не давать эмоции себя захватить. Например, с помощью глубокого дыхания.

Полезно развивать ЭМПАТИЮ - это механизм восприятия и понимания людьми друг друга при общении. Если мы учитываем чувства других людей при принятии решений. Умеем сопереживать и сочувствовать.

Чтобы освободиться от негативной эмоции нужно, чтобы она была идентифицирована, прожита и принята.

Идентифицировать эмоцию значит определить эмоцию в теле как ощущение (комок в горле) и назвать ее (обида, гнев, страх). Многие не могут ни ощутить, не назвать. Это потеря связи с эмоциями, ведущая к психосоматическим заболеваниям - алекситимия.

Управляйте своими эмоциями, будьте в ресурсе!

Сценарий тренинга (практическая часть)

Итак, переходим к практической части, записываем:

Упражнение «Только хорошее»: Участникам предлагается вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.

Упражнение «Что я умею делать лучше всего». Вспомнить о 1 до 3 умений. Можно больше.

Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть еще одна важная сторона работы над собой, она заключается в обнаружении в себе друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их бывает нелегко. Некоторые люди даже считают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры.

Хочу обратить ваше внимание, что «сильные стороны» — это не положительные черты характера или достоинства. Сейчас каждый участник тренинга в течение 3-4 минут должен подумать о своих «сильных сторонах», о том, что даёт ему чувство внутренней уверенности, что является точкой опоры в различных жизненных ситуациях.

Притча «Увидеть возможности»

Крупная обувная компания отправила в командировку в Африку продавца. Через неделю он в телеграмме начальству написал следующее: Забирайте меня отсюда. Нет никаких перспектив. Здесь все ходят босиком».

Через некоторое время компания решила предпринять еще одну попытку. Послали второго продавца.

«Это большая удача! - с восторгом написал второй. Высылайте все, что есть, рынок практически не ограничен. Здесь все ходят босиком!»

Мораль этой притчи такова: события и вещи сами по себе не бывают плохими  или хорошими. Их делает такими наше отношение. Умеете ли вы в событиях своей жизни разглядеть возможности или видите только ограничения?

Упражнение: «Камушек».

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с камушками (по числу участников). Психолог высыпает камушки в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свои камушки, изучают свою структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Приглашает ими поиграть: постучать камешками друг о друга, о камешки других игроков. Затем камушки складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются  в центр круга. Задача каждого участника – найти свой камушек. Как правило, свой камушек узнается с первого взгляда. После того, как все камушки нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой камушек запомнил, какой стратегией пользовался, чтобы его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои камушки, а в конце останется нужный).  На первый взгляд, кажется, что все камушки очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательнее, то можно заметить, что они разные и почти невозможно перепутать свой камушек с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

Упражнение «Если бы я был растением, то каким. Если бы я был украшением, посудой, оружием, то каким» Нарисуйте, кем бы вы могли быть если бы…

Упражнение «Опиши свой день в 6 слов» Можно использовать глаголы, прилагательные, наречия, существительные.   

Кстати, Вы любите какую- то песню,  потому, что она ассоциируется с эмоциональным событием.

Упражнение  - тренинг «Угадай эмоцию»

Эту эмоцию мы испытываем, когда смотрим старые фотографии:

Меланхолия     Эйфория        Трепет             Тоска

Эту эмоцию мы испытываем, когда слышим: «Мам, хочу вот эту шоколадку, и мороженое, и еще 3 киндера, купи-и-и-и!»:

Смятение    Обида    Ужас    Стыд

Эту эмоцию мы испытываем, когда увидели лишние кг на весах:

 Удивление  Возмущение  Равнодушие  Жадность

Эту эмоцию мы испытываем, когда нашли место для парковки в час пик в центре города:

Радость       Изумление      Паника      Спокойствие

Эту эмоцию мы испытываем, когда курьер вместе с роллами привез еще и волос повара:

        Благодарность   Бешенство  Ужас  Отвращение

Эту эмоцию мы испытываем, когда увидели первый шажок своего малыша:

Восторг     Изумление      Нежность      Интерес

Эту эмоцию мы испытываем, когда сходили на тренировку, несмотря на дождь:

Гордость      Легкость      Энтузиазм     Страх

Эту эмоцию мы испытываем, когда нас критикуют:

Ужас     Гнев    Обида    Печаль

Эту эмоцию мы испытываем, когда внезапно пришли деньги на карту:

Эйфория     Восторг   Удивление    Щедрость

Упражнение «Изобрази походку»

     Уважаемые коллеги, я предлагаю подвигаться. Сейчас под музыку вы будете изображать походку людей, которых я буду называть.  Для этого встаньте в круг.

Вы - стройный молодой человек, на которого заглядываются все девушки. (пауза) Вы 90-летняя старушка, вам тяжело идти (пауза). Вы опасаетесь погони и слежки, очень напуганы и постоянно озираетесь (пауза). Вы пытаетесь станцевать ламбаду подо все, что слышите (пауза). Вы сачком ловите бабочек ( пауза). У вас прыгающая походка, как на луне.

Упражнение «Странный Пушкин»

Помните первое четверостишие из «Я вас любил, любовь еще быть может…?» Сейчас ваша задача - прочитать его по-особому. Как именно- узнаете из заданий на 5 карточках. Текст: «стараетесь сдержать смех», «очень хотите спать и засыпаете», «только что пробежали 100 метров за 3 минуты», «говорите с набитым ртом», «просите милостыню».

Упражнение «Карта моего внутреннего мира»

Цели: формирование представлений о себе; осознание и выражение своих чувств; эмоциональное развитие.

Описание упражнения:

Покажите участнику различные географические карты.

«Перед вами лежат различные географические карты.  Как вы видите, они нам могут рассказать о том, как располагаются материки, океаны, моря, горы; об особенностях природы; об устройстве  и развитии городов; о различных народах. На карте находит отражение всё то, что смогли открыть и изучить люди.  Хотя  когда-то наша Земля была совсем неизведанной, люди мало чего знали о том, что их окружает. 
Но всё это мир внешний. А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный.
Так давайте с вами создадим карты нашего внутреннего мира. Они будет похожи на карты, которые мы сегодня рассматривали, только  все названия на них будут у нас особенные. Например, «океан любви», «водопад отчаяния», «река тревог» или «гора смелости». Обозначим сначала то, что уже открыли в себе, знаем. И оставим место для наших дальнейших открытий». Совершите экскурсию по вашей карте.

При просмотре уделите внимание:

- что преобладает на ваших картах: какие чувства, состояния, цветовая гамма;
- какой  был выбран «маршрут» продвижения по карте, с какого места началось путешествие и на каком закончилась;
- какие области были оставлены для дальнейших открытий; какие хотелось бы открытия сделать;
- спросите себя, что вам было сложнее всего изобразить

Упражнение - Релакс: «Плод доброго дерева».

- Итак,  каждый из нас — плод мудрого дерева!

Мы — плоды добрых деревьев (включается музыка «Звуки леса. Лето»). Но каких? Давайте это узнаем. Расположитесь поудобнее. Закройте, пожалуйста, глаза, вдохните глубоко и свободно. Прислушайтесь к звучащей мелодии. Перенеситесь мысленно в тенистый парк или в цветущий фруктовый сад. Вокруг вас множество деревьев — это плакучие ивы, стройные березки или каштаны, душистые липы и акации, величественные заснеженные ели, могучие дубы, яблони, груши, сливы, вишни в цвету, или уже склонившиеся под тяжестью плодов. Рассмотрите эти деревья внимательно. Найдите свое родное дерево, доброе дерево, плодом или семечком которого вы являетесь. Поговорите с ним. Почувствуйте его кору, потрогайте листики. Поверьте, оно вас слышит. Вы можете находиться в тени своего дерева так долго, сколько пожелаете. Когда насладитесь беседой с ними, возвращайтесь к нам. Медленно и глубоко вдохните. Откройте глаза.

 

Вредные привычки, которые пожирают нашу энергию.

Тревога, чувство вины, ссоры, неуверенность в себе, обиды, излишняя самокритика, переедание, недосыпание, низкая активность – это то, что отнимает ресурс. Учитесь переключаться, видеть лучшее в себе, учитесь расслабляться. Пить воду достаточно. Вода несет в себе электролиты для электрической активности ГМ. Питайтесь полезной пищей витаминами. Займитесь йогой, пилатесом, скретчингом, ходьбой.

Рефлексия. Что полезного узнали о себе?

Хочу закончить наш тренинг следующим высказыванием:  Хочешь помочь миру (изменить мир)- начни с себя.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Материалы тренинга для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Сценарий семинара-тренинга для педагогов по проблеме профилактики эмоционального выгорания...

Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"

23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель тренинга:сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.В ходе тренинга решаются следующие задачи:- усовершенствовать общение в команде;- освоить навыки обратной связи;- расслабиться...

Психологичекий тренинг «Выявление и профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ»

Цель: Эмоциональное благополучие педагогов в образовательной среде.  Задачи: - Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов; - Создание условий для групповой сплоченност...

Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Цель тренинга: профилактика синдрома эмоционального выгорания; изменение коллективного настроения, посредством группового вз...

Тренинг для педагогов: " Профилактика эмоционального выгорания"

Педагоги на тренинге научатся практическим приёмам снятия эмоционального выгорания....