Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка

"Синдром эмоционального выгорания" -– патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, возникающим в трудовой сфере.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_vygoranie.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Поза Наполеона» (Разминка)

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего«Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать

"Синдром эмоционального выгорания" -– патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, возникающим в трудовой сфере.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к детям и родителям. они воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Этому  феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Будем с этим состоянием бороться!

Проработка идет на трех уровнях:

органический, эмоциональный, рациональный

1 Органичекий уровень

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя.

Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.  Зачем нам этим заниматься?

Все напряжение и стресс имеют свойство накапливаться в теле человека. Иллюстрация.

Первая помощь при снятии напряжения – это  мышечный контроль и дыхание

Упражнения.

2 блок

 Эмоциональный

 Истинной причиной стресса является:

люди?       нехватка опыта?     отношения?        возраст?    

ошибки?    невезение?          страх?               завышенные   ожидания?

то, как вы к этому относитесь

Но для начала необходимо это отношение в себе отследить.

Прием «Ярлык»

Если в голову пришла негативная мысль – надо мысленно отстраниться  от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть тобой.  Например, когда вы выделили эту негативную мысль – нужно  представить, что вешаете на нее ярлык, а лучше брызнули на нее краской из баллончика- ядовито –зеленой или канареечно-желтой) и уже теперь наблюдаете со стороны

Негативные мысли имеют силу только в том случае,  когда вы реагируете на нах страхом, тревогой. Они получают силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть.  

Теперь разберемся что делать с этой мыслью.

Рефрейминг – (фрейм-рамка) дословно –переоформление в другую рамку. способность увидеть ситуацию в другом ракурсе.

. Любая проблема, ситуация или кризис имеют в основе позитивный ресурс, рефрейминг помогает переосмыслить и увидеть происходящее в новом контексте.

Примеры

На пеньке стоит ёжик и кричит: 
- Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на ёжика. Того уносит в кусты.
Ёжик встает и произносит: 
- Я сильный, но легкий!

- Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: "Туп и упрям".
- Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
- А что писать?
- Напиши: "Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении".

Маленький верблюжонок разговаривает с мамой.
- Мама, у меня на спине горбы, а у лани такая гладкая спинка...
- Зато благодаря этим горбам ты можешь много дней обходиться без воды. 
- Мама, у меня такие огромные уродливые копыта, а у лани такие маленькие, хорошенькие...
- Зато ты не проваливаешься, когда ходишь по песку.
- Мама, у меня шерсть клочьями, а у лани такая гладкая шерстка...
- Зато ты не замерзнешь в холода и не обгоришь на солнце.
- Да, мама, но зачем это все здесь, в зоопарке?

 Упражнения на рефрейминг.

1. Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными:

  • Это прекрасный опыт для будущего руководителя.
  • Это прекрасный опыт для настоящего или будущего родителя (детей надо всему научить и постоянно отвечать на вопросы).
  • Раз обращаются, значит, ценят и уважают.
  • Руководитель будет вам благодарен за то, что вы выполняете часть его работы.
  • Собственный PR — такие моменты очень часто оцениваются при решениях о продвижениях или включении в кадровый резерв.

2. Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее:

  • Есть у кого учиться.
  • Бесплатный тренинг.
  • Возможность продемонстрировать высокий уровень обучаемости. Тренировка в более сильной команде всегда дает больше.
  • Вызов самому себе: смогу ли я?

3. Нет карьерного роста:

  • Меньше должность — меньше ответственность.
  • Руководителю приходится зависеть от других, в то время как вы сами себе голова.
  • Руководителю часто приходится больше работать. Руководитель — буфер между подчиненными и высшим руководством.
  • Руководителям всегда приходится разбирать все самые сложные конфликты и проблемы.
  • Руководителю приходится делать гораздо больше отчетов, планов и т.п.

4. Частые совещания:

  • Зато в рабочее время.
  • Можно проявить себя.
  • В обсуждении легче отшлифовать идеи.
  • Тренируются навыки убеждения, влияния, управления групповой динамикой.

Ответственность уже не только твоя персональная, но и других участников совещания.

  • Знаешь планы руководства.

5. Требовательный руководитель:

  • Скорее научишься.
  • Точно будешь знать, что делать.
  • Точно будешь уверен, что похвала действительно заслужена. Требует не только с вас, так что обижаться не на что.
  • Зато все понятно и четко.
  • Зато результаты хорошие.

3. Рациональный уровень

Колесо баланса

Колесо жизненного баланса – это разделенный на сегменты круг, в котором каждая зона соответствует какой-то сфере жизни.

Оцениваем каждую сферу по 10-бальной системе – минимальный бал ставится ближе к центру круга, максимальный – к границе.

Анализируем готовый результат.

Что оценивать? Округлость полученной диаграммы. Чем четче полученный круг, тем увереннее он катится по жизни. Тем ярче повседневность и интереснее будни. Плохо, когда какая-то из сфер имеет особенно низкие показатели. Это тормозит общий темп жизни и отнимает массу энергии. Колесо жизненного баланса показывает, что просело в текущий момент времени и подсказывает направления для работы.

Если низкие баллы набирает семья, можно запланировать совместный отдых или ввести какую-то приятную традицию. Если в минусе карьера, продумать пути профессионального развития. Если колесо тормозит духовная сфера, обдумать варианты развития этого направления.

Не стоит писать глобальные планы. Лучше реальные – на неделю, максимум месяц. И не один вариант, а два, три, четыре. Чтобы каждые несколько дней делалось что-то для улучшения состояния конкретной сферы жизни.

Спустя месяц активной работы, стоит заново сделать колесо жизненного баланса и оценить изменения. Посмотреть новые результаты и продумать дальнейший план с охватом новых сфер или усовершенствования имеющихся.

Притча о колодце

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Корзинка пожеланий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Методическая разработка цикла из двух семинаров-тренингов для педагогов на тему «Профилактика эмоционального и профессионального выгорания»

Актуальность проблемыУчитель – одна из главных профессий  «группы риска» по эмоциональному и профессиональному выгоранию. Режим повторения «из года в год» приводит к накоплению психоэмоциональног...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Данный тренинг проводится с целью ознакомления (закрепления) с понятиями «профессиональное выгорание», «особенности проявления признаков выгорания»; развития групповой сплоченн...

Тренинг для педагогов "Познай себя" профилактика эмоционального выгорания

laquo;Нет ничего увлекательнее, чем  разгадывать загадки, заданные человеку его собственной природой».«Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть са...

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»...