Тренинг для учителей-логопедов по профилактике эмоционального выгорания.
материал на тему

Ситникова Елена Викторовна

Профилактика профессионального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie_logopedov.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для учителей-логопедов Северного округа                                   по профилактике эмоционального выгорания.

Цель:

создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

• знакомство участников с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

• создание благоприятных условий для продуктивной работы над собой;

• развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

• оптимизация самооценки педагогов;

• снятие эмоционального напряжения;

• развитие групповой сплоченности коллектива учителей-логопедов;

Ожидаемые результаты:

• повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;

• раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

• повышение мотивации учителей-логопедов  к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Продолжительность – 3 часа.

Ведущий тренинга: педагог-психолог МБДОУ №171 Ситникова Елена Викторовна.

Оборудование: бейджики, фломастеры, запись музыки, листы с изображением лошади, карандаши, ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника, камушки, ракушки, клей, различные мелочи для украшения картин.

План тренинга:

Вступительное слово

1.Бейджики

2. Правила

3. Знакомство. Вопросы

4. Игра «Ассоциации»

5. Тест «Лошадь»

6. Мини-лекция «Профессиональное выгорание педагога»

7. Упражнение «Плюс-минус»

8. Образные техники. Упражнение «Место покоя»

9. Рисунок «Место покоя»

10. Обсуждение.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Ход тренинга:

Здравствуйте, уважаемы коллеги! Давайте познакомимся. Меня зовут Ситникова Елена. Я работаю в этом детском саду педагогом-психологом. У нас сегодня с вами необычная встреча. Сегодня у нас тренинг по профилактики эмоционального выгорания. Буду его вести я. Тренинг –  способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение и активное участие всех участников.

Обычно тренинги проводятся в круге. Тогда каждый участник видит другого. Здесь равное положение относительно других. Все видят вас, когда вы говорите, и вы говорящего.

  1. Бейджики. Теперь я предлагаю вам взять бейджики и написать на них свои имена, так как вы бы хотели, чтобы вас здесь называли. Это нужно чтобы не путаться. Давайте поможем друг другу.

     2. Правила. На любом тренинге есть правила участия в группе. Правила озвучиваются:

- Правило эмоциональной открытости. Если участник чувствует или думает что-то «здесь и сейчас», то ему необходимо это озвучить группе. Выразить, сделать это достоянием группового опыта;

- Правило «здесь и теперь». Главное то, что вы испытываете прямо сейчас в группе. Важны актуальные переживания;

- Правило «СТОП». Всегда можно не говорить о том, о чем больно говорить;

- Правило «Я - высказывания». Все сказанное должно быть от своего имени;

- Правило участия. Нет главных, наблюдателей, «оценщиков» и т.п.;

- Правило «Нет советов». Нельзя давать советы. Совет это ваш личный способ действия, он может не подходить для другого человека. Совет даже может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика, может быть воспринято как ограничение свободы личности;

- Правило личного вклада. Больше проявляйте личную активность. Больше вашего участия – больше обратной связи – больше опыта и пользы для вас – больше возможностей для вашего личностного роста. В итоге больше опыта для всей группы;

- Правило запрета на диагнозы или оценки. Оценка поступков других членов группы воспринимается как ограничение личностной свободы. Это порождает тревогу других, может привести к закрытости членов группы, стремлению поступать исходя из принципа желательности;

- Правило конфиденциальности. Рассказывать о поведении участников в группе, когда вы вне группы неприемлемо. Групповые процессы обсуждаются в группе, а не за ее пределами.  

- Правило выключенного мобильного телефона.

3. Знакомство. Теперь я попрошу каждого представится и высказаться по кругу, отвечая на вопросы:

- С каким настроением, с какими мыслями вы пришли на тренинг?

- Что бы вы хотели получить по завершению сегодняшнего тренинга?

- Был ли у вас опыт участия такого рода мероприятиях?

4. Игра «Ассоциации»

Посмотрите, на столе лежат ассоциативные фотографические карты «Спектрокарты». Рассмотрите карты и выберете ту, которая ассоциируется у вас со словом “работа”. Поделитесь своими ассоциациями.

Я очень рада, что слово работа не вызывает не у кого отрицательных, конфликтных ассоциаций.

5. ТЕСТ «ЛОШАДЬ»

Какой вы работник

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Ключ к тесту

В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.

6. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».

В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Термин эмоциональное выгорание введен американским психиатром Х. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения, с ощущением собственной бесполезности.

Представители профессии «человек – человек» из – за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Предлагаем педагогам перечислить эти профессии.

Например, медицинские работники, руководители, продавцы, секретари, работники почты, полицейские, педагоги и т. д.

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по следующим причинам:

1. По мнению родителей, педагог должен быть: (ответы воспитателей)

- образцом

- контролировать свою речь

- все знать, уметь

- на все правильно реагировать

- адекватно вести себя в конфликтных ситуациях

- никогда не ошибаться

- нести ответственность за детей (их здоровье, знания) и т. д.

2. Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов:

- к инновационной активности

- к творчеству педагогов

- к новым идеям

- к навыкам взаимодействия с детьми, коллегами, родителями и т. д.

3. И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе.

В их представлении настоящий педагог - это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

 «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

У людей заметно снижается:

• энтузиазм в работе;

• пропадает блеск в глазах;

• нарастает негативизм и усталость.

Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит «психоэнергетическая опустошенность» человека.

Типы личности, которым угрожает СЭВ

"педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)

"демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы

"эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления:

чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

 

Физические симптомы

Резкое повышение утомляемости

Хроническая усталость

Головные боли

Восприимчивость к изменениям внешней среды

Изменение артериального давления

Астения (бессилие, слабость)

Ограничение движений в шее, боли в спине

Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость

Увеличение или потеря веса

Одышка

Бессонница

Эмоциональные

Пессимизм

цинизм

чёрствость

безразличие

агрессивность

раздражительность

тревога, чувство вины

Поведенческие

желание отдохнуть

безразличие к еде

оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

Интеллектуальное состояние

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам

Социальные симптомы

низкая социальная активность

падение интереса к досугу, увлечениям

социальные контакты ограничиваются работой

скудные отношения на работе и дома

7. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

8. Образные техники. Упражнение «Место покоя»

Выполняется в течение четырёх- пяти минут в спокойном, слабо освещённом помещении + музыка

Упражнение помогает успокоиться, отдохнуть, расслабиться. Найти для себя  ваше место покоя... Место, где вы сможете восстанавливать силы, где вы будете наполнять себя жизненной энергией.

Сядьте удобно и спокойно на стул и закройте глаза. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно...

Представьте его себе во всех деталях... Посмотрите вокруг, что вы видите... Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки... Возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Вас окружают различные запахи, звуки… Представьте, что у вас в этом месте есть убежище. Это может быть маленький домик в деревне или квартира в городе- всё, что угодно, даже пещера в горах. О вашем убежище никто из друзей и близких не знает. В нём Вы можете делать всё, что захотите и что вам нравится. Там нет обязательств и занятий, которыми Вы вынуждены заниматься из чувства долга. Там не нужно никуда спешить, не нужно планировать дела, рассчитывать время, учитывать обстоятельства. Там нет телефонов, телевизоров, радио. Там - полная свобода и спокойствие. Побудьте немного в своём «убежище», помечтайте о приятном, почувствуйте удовольствие от безделья и созерцания.

Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте... Это ваше место покоя... Это ваше место, где вы восстанавливаете силы, где вы наполняете себя жизненной энергией. А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться.

9. Рисунок «Место покоя»

Участникам предлагается нарисовать свое «место покоя» или что-то, что напоминало бы им это место. После того, как рисунок будет готов можно предложить, что-то добавить в рисунки, как-то украсить их. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать.

10. Обсуждение. После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли.

11. Подведение итогов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Данный тренинг проводится с целью ознакомления (закрепления) с понятиями «профессиональное выгорание», «особенности проявления признаков выгорания»; развития групповой сплоченн...

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания

quot;Синдром эмоционального выгорания" -– патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, возникающим в трудовой сфере....

Тренинг для педагогов "Познай себя" профилактика эмоционального выгорания

laquo;Нет ничего увлекательнее, чем  разгадывать загадки, заданные человеку его собственной природой».«Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть са...

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»

Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»...