Воспитание правовой культуры у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

Волкова Ольга Александровна

 

                       Значимость и уникальность детства признаются многими деятели науки, культуры, образования. Об этом говорили и писали выдающиеся  отечественные психологи А.Н.Монтьев, А.В.Запорожец, польский педагог-гуманист Я.Корчак, французский писатель А.де Сент-Экзюпери и др. В начале ХХ в. прогрессивные педагоги выражали надежду  на то, что предстоящее столетие станет веком ребенка, в котором основные потребности детей займут достойное место среди основных идей цивилизации и смогут  воплотиться в жизнь. Однако этот прогноз не оправдался. Напротив, в настоящее время детство находится под угрозой. Под предлогом «требований современности» дети все чаще становятся жертвами физической, духовной и информационной эксплуатации, а иногда и насилия.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_vospitaniey.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад комбинированного вида №79

Выступление на педсовете на тему:

«Воспитание правовой культуры у детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Волкова Ольга Александровна

2014 год

 г.Раменское

«Все взрослые сначала были детьми,

только мало кто их них об этом помнит»

Антуан де Сент-Экзюпери

        Значимость и уникальность детства признаются многими деятели науки, культуры, образования. Об этом говорили и писали выдающиеся  отечественные психологи А.Н.Монтьев, А.В.Запорожец, польский педагог-гуманист Я.Корчак, французский писатель А.де Сент-Экзюпери и др. В начале ХХ в. прогрессивные педагоги выражали надежду  на то, что предстоящее столетие станет веком ребенка, в котором основные потребности детей займут достойное место среди основных идей цивилизации и смогут  воплотиться в жизнь. Однако этот прогноз не оправдался. Напротив, в настоящее время детство находится под угрозой. Под предлогом «требований современности» дети все чаще становятся жертвами физической, духовной и информационной эксплуатации, а иногда и насилия.

        Силы, разрушающие детство, принимают сегодня все более очевидный и масштабный характер (жестокое обращение с детьми, детская наркомания, симплификация, т.е. обеднение развития ребенка, сиротство  при живых родителях, бродяжничество и т.п.).

        В начале ХХ1 Столетия социальная ситуация развития ребенка оказалась настолько угрожающей, что возникла насущая необходимость принимать глобальные меры по защите прав детей, включая их право на детство. Поэтому неслучайно Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2001-2010г.г. Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.

        Дети находятся  в полной зависимости от окружающих взрослых- родителей и педагогов, которые обязаны обеспечить им надлежащий уход, полноценное развитие и защиту от всех форм проявления жестокости в соответствии с установленными  мировым сообществом и государственной властью нормами и правами.

        Каким же образом применительно к современным условиям можно реализовать идею по воспитанию правовой культуры дошкольника? Нет сомнений, что эта идея непосредственно связана с удовлетворением его важнейших психологических потребностей. Они же должны стать основным ориентиром при организации целенаправленной воспитательно- образовательной работы с детьми.

- Потребность в любви, нужности другому (проявляющейся уже с первых дней жизни, выступающая  необходимым условием полноценного личностного развития).;

- Потребность в  понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий ( не учитывать это- значит абсолютно не понимать ребенка, что, в свою очередь, может стать одной из первопричин конфликта «отцов и детей»);

- Потребность в доверии к окружающему миру, другим людям (если ребенок привыкает к тому, что слова мало что значат и сам начинает бросать их на ветер, утрачивая способность верить людям);

- Потребность в новых впечатлениях, притоке информации (которая уже в дошкольном возрасте перерастает в познавательную потребность);

- Потребность детей в самостоятельности (включая их право на ошибку, если не угрожает жизни и здоровью ребенка и других людей. Опыт самостоятельных действий развивает инициативу и ответственность; формирует способность ставить сознательные цели, предвидеть последствия, выполнять то, что намечено);

- Потребность в четком соблюдении непротиворечивых правил (дети испытывают эту внутреннюю потребность в процессе социального взаимодействия);

- Ритмичная организация жизни детей (последовательное чередование «вдоха» и «выдоха», где «вдох»- это получение впечатлений и информации извне, а «выдох»- свободная творческая реализация переработанного опыта.

        Деятельность дошкольных  образовательных учреждений  регулируется Типовым положением, в соответствии  с которым ребенку гарантируются права  на защиту, охрану здоровья, образование и развитие как в детском саду, так и в семье. Однако права эти не всегда соблюдаются. Анализируя состояние  работы в детском саду по соблюдению и защите прав детей, были обозначены главные причины нарушения прав детей:

- низкий уровень правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

- недостаточная профессиональная подготовка кадров по проблеме;

- формальный подход  к взаимодействию с родителями по вопросу соблюдения прав детей.

        Решение правовых задач шло по направлениям:

- Повышение правовой  и педагогической культуры воспитателей;

- Разъяснительная  просветительная, профилактическая  коррекционная работа  педагогов  с родителями;

- Воспитание в детях уверенности в себе, самоуважения и уважения к другим через серию упражнений и игр.

        Работа по правовому  образованию детей и родителей дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами  к педагогам, более внимательно изучают наглядно-информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий по правовому воспитанию.  Они с энтузиазмом приняли участие в организации выставок творческих работ «Наши права», изготовили альбом «Все обо мне», в проведении утренников и досугов.

        Дети усвоили  основной перечень  своих прав, научились выражать свое  мнение о правах человека при чтении художественной литературы, в беседах-размышлениях, при выполнении творческих работ. Постепенное  осознание своих прав и обязанностей у ребенка формируется жизненная  позиция: он учится быть свободным, уважать себя и других людей; понимать их чувства, поступки и мысли.

        Ребенок- это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения как в семье. Так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Список используемой литературы.

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., - 2001, - 234 с.
  2. Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье //Дошкольное воспитание, - №8, - 2001, - С.6-9
  3. Дубинина Д.Н. Мир вокруг меня. – Мн., 2006, - 165 с.
  4. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.   В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в ...

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, чтолюбить при...

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Формирование основ правовой культуры у детей дошкольного возраста

В данной работе я представляю  работу по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры....

Проблема формирования правовой культуры у детей дошкольного возраста

Формирование правовой культуры у дошкольников, является важным аспектом работы с родителями, и с самими дошкольниками...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...