Авторская разработка. Дидактическая игра "Веселые гномики"
учебно-методическое пособие на тему

Коноплинова Елена Петровна

Разработанная мною дидактическая игра «Веселые гномики» для дошкольников дает детям знания в форме, связанной с их жизненными интересами. Дети сами стремятся получить эти знания, так как игра имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Новизна игры состоит в ее видоизменяемости в зависимости от знаний, умений и навыков детей, их восприятия и отзывчивости на тот или иной вариант игры, внесении в известную игру новых элементов для поддержания интереса детей и достижения определённого результата. Благодаря регулярному использованию этой игры я добиваюсь прочных и осознанных знаний, умений и навыков детей 4-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.    

Дидактическая игра  для дошкольников  «Веселые гномики»,

разработанная воспитателем МБДОУ ЦРР – д/с № 11 «Родничок»

Коноплиновой Е. П.

(Игра предназначена для детей 3 – 7 лет)

Актуальность

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации дидактических игр дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка.

Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях.

Разработанная мною дидактическая игра «Веселые гномики» для дошкольников позволяет не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.  Игра «Веселые гномики» дает детям знания в форме, связанной с их жизненными интересами. Дети сами стремятся получить эти знания, так как игра имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Новизна игры состоит в ее видоизменяемости в зависимости от знаний, умений и навыков детей, их восприятия и отзывчивости на тот или иной вариант игры, внесении в известную игру новых элементов для поддержания интереса детей и достижения определённого результата. Благодаря регулярному использованию этой игры я добиваюсь прочных и осознанных знаний, умений и навыков детей 4-6 лет.

Цель:  способствовать развитию интеллектуальных   способностей детей, развивать познавательную активность, самостоятельность в поиске решений игровых задач.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с семью цветами спектра и их названиями.
  2. Развивать зрительное восприятие, умение группировать цвета на холодную и теплую гамму; употреблять названия цветов в речи.
  3. Выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
  4. Развивать внимание, память, мышление, речь, слуховое восприятие.
  5. Воспитывать чувство товарищества, желание играть вместе, дружно.

Описание игры.

Данная игра будет полезна детям, как  младшего дошкольного возраста, так и старшего. Игра многофункциональная, поэтому использовать её можно в нескольких вариантах.

Оборудование: 

  1. Гномы желтого, оранжевого, красного, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов.
  2. Муляж часов.
  3. Игровой макет «Королевство Снежинки и Солнышка».
  4. Набор фруктов: слива, апельсин, лимон, банан, яблоко красное и зеленое, груша, виноград.
  5. Набор овощей: баклажан, перец красный, желтый, зеленый; морковь, помидор, огурец.

Варианты игры для знакомства с 7 цветами спектра.

Первый вариант:

 «Угостить гномов фруктами и овощами»

Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?
Например, желтый гномик любит банан, красный – красное яблоко.
Как вы думаете, почему?

Дети угощают гномов.

Второй вариант:

«Королевство Снежинки и Солнышка».

Задача знакомства с теплыми и холодными цветами решается при использовании пособия «Королевство Снежинки и Солнышка». Пособие представляет собой два прямоугольных полотна, в центре которых обозначены символы теплоты-холода – Солнце и Снежинка и гномики разного цвета.

Задача: определить, к какому "королевству" они относятся.

Варианты игры различны и зависят от выдумки и фантазии педагогов.

Варианты игр для изучения и закрепления знаний дней недели.

Третий вариант:

 «Веселые гномы»

Ход игры:

  • Кто первым приходит в дом недели?
  • Понедельник красный гном в красный цвет покрасил дом, ели гномы помидоры и болтали всякий вздор.
  • Второй в дом недели приходит Вторник. В этот день все вокруг стало оранжевым все вдруг. Ели гномы на обед семь оранжевых конфет.
  • Третий в дом недели приходит Среда. Этот гном любит все желтое, он и нарядился в желтый наряд. Желтый  цвет есть  в яйце, в цыпленке, в  масле, что лежит в масленке, в  каждом спелом колоске,  в солнце, в сыре и в песке.
  • Четвертый в дом недели приходит Четверг. Это гном любит все зеленое. Цвет зеленый, цвет весенний. Цвет природы оживления.
  • Пятый в дом недели приходит Пятница. Этот гном любит все голубое. Он сверкает голубым, словно речка изо льдин. Бледно – синею поземкой, и сосулькой сладко – звонкой.
  • Шестой в дом недели приходит Суббота. Этот гном нарядился в синий наряд. Он любит все синее.  Синие, синие васильки  необыкновенной красоты.
  • Седьмой в дом недели приходит Воскресенье. Воскресенье седьмой гном в фиолетовый  цвет раскрасил дом. Они любят баклажан и сливы. С ними они  довольны  и счастливы.
  • Мы с вами знаем, что гномы каждый день сменяют друг друга по очереди. И никогда не путаются, потому что у них есть специальные часы. Эти часы цветные. Как вы думаете, на какой части часов должна стоять стрелка сегодня, во вторник? (на оранжевой) Переставляем стрелку на часах гномов.

Четвертый вариант.

«Какого гномика не стало».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.

Пятый вариант.

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.

    Шестой вариант.

Кроме этого, внутрь двух человечков насыпана крупа, других двух скрепки, других двух – макароны. Ребенок должен по слуху найти его пару. Если ребенок дважды не угадал, то педагог может открыть яйцо-киндер и показать ребенку, какой компонент там присутствовал. Игра начинается снова.

Ожидаемый результат.

У детей сформированы четкие представления о последовательности дней недели, цветах спектра. Дети умеют применять полученные знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Речь детей обогащена новыми терминами и понятиями, которые дети применяют по назначению, осознанно. Развито образное мышление, фантазия, чувство товарищества, стремление помочь другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка дидактический двусторонний коврик "Хочу все знать"

Ход игрыНа столе карточки с рисунками деревьев лиственных и хвойных. Воспитатель называет дерево или загадывает загадку о нём. Ребенок находит это дерево. Ставит в верхний кармашек. Другие дети по оче...

Авторская разработка дидактической игры“Баш киемен милли орнамент белән бизә»

Данную игру можно использовать как во время организованной образовательной деятельности, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Игру можно использовать с д...

Авторская разработка. Дидактическая игра "Времена года".

В данном материале описывается дидактическая игра "Времена года", которую я создала для детей своей группы. Мне было интересно придумать для детей что-то новое, и я вижу, что ребятам понрави...

Авторская разработка дидактическая игра "Профессии"

Знакомить детей с профессиями в детском саду начинаем с младшего возраста. Чтобы  было интереснее и боступнее освоить новый материал, я разработала игру  "Профессии". Ставила перед...

Мои авторские разработки. Дидактическая игра "Противоположности" (Круги Луллия)

Для совнршенствования речевой активности дошкольников, развития речевого творчества и создания  мотивации общения детей с взрослыми и со сверстниками мною был использован игровой метод - технолог...

Авторская разработка "Дидактическое пособие "Бизиборд""

Занимаясь с бизибордом, у детей развивается мелкая моторика, координация движения, внимание, усидчивость, цветовосприятие, воображение, память. Развитие навыков мелкой моторики является важным еще и п...

Авторская разработка "Дидактическое пособие "Лэпбук"

        Лэпбук «Познаем мир» содержит разнообразные увлекательные задания по темам: «Одежда, обувь», «Игры и игрушки», «Овощи и фру...