Чудо дивное
классный час (подготовительная группа) на тему

Сандракова Ольга Ивановна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»

Предварительная работа:

 - Подобрать для каждой семьи русские народные пословицы и поговорки.

 - Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской».

 - Оформить групповую комнату детскими рисунками на тему
«Герои русских сказок»

 - Организовать чаепитие.

 -Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень
заинтересованности родителей данной темой, правильно построить
дискуссию.

Анкета «Народное искусство в жизни вашей семьи»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать ваше мнение о теме предстоящего собрания. Заранее спасибо за участие в анкетировании.

Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?

Какие виды народного искусства вы знаете?

Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?

Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные
пословицы и поговорки?

Какие русские народные промыслы вам знакомы?

Поете ли вы ребенку колыбельные песни?

Спасибо за сотрудничество!

Ход собрания

Родители приглашаются в группу, на доске обозначена тема собрания.

1. Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду. Выступление воспитателя.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача, актуальная во все времена. Эта работа не может быть успешной без глубокого знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Только в этом случае народное искусство — этот подлинный источник прекрасного - оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из его функций — воспитательная, надо только реализовать ее в полной мере. Народное искусство несет в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы, веру в торжество прекрасного, победу добра, справедливости. Народное творчество как часть искусства народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты:

Народное творчество носит коллективный характер: изделия
создаются целым коллективом, часто это является семейным делом.

Традиционность — народное искусство имеет корни, уходящие
в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные
черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит.

   Народное искусство всегда создавалось для человека и служило ему.

 Любая народная игрушка - дымковская, богородская, каргопольская - делалась для ребенка, чтобы его порадовать, развлечь.

Гуманность — русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее наполненной.

Праздничность - для русского народного искусства характерна
мажорность, отражающая полнокровное и оптимистичное восприятие
мира.

Н.П. Сакулина отмечала, что «народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате' чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовольствие от ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к труду мастера, создавшего их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

2. Устное народное творчество в воспитании дошкольников.

Выступление учителя-логопеда.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., — это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия русских народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.

Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной форме выражены практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнородными предметами, явлениями

Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.

Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, творчески использовать слово способствуют формированию воображения детей дошкольного возраста.

3. Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям старшего дошкольного возраста", которые легки для запоминания и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.

О дружбе

Птица сильна крылами, а человек друзьями.

Не мил свет, коли друга нет.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Верный друг лучше сотни слуг.

Старый друг лучше новых двух.

Нету друга — так ищи, а нашел — так береги.

Дружба и братство — дороже любого богатства.

О природе

Мороз не велик, а стоять не велит.

Солнце пригреет, и все поспеет.

Первый снежок не лежок.

Снег на полях - хлеб в закромах.

Зимою шубка не шутка.

Лето собирает, а зима подъедает.

Вода на лугу, сено в стогу.

О труде

Что посеешь, то и пожнешь.

Без трудов нет и плодов.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Делу время — потехе час.

Красна птица опереньем, а человек рукодельем.

Муравей невелик, а горы копает.

4. «Веселая мастерская».

На собрание приходят гости: дети и ведущий в народных костюмах. Дети  входят парами (мальчики держат девочек под руку). Звучит русская народная мелодия. Проводится хороводная игра «Плетень»

Ведущий.     Здравствуйте, люди добрые,

                       Что вы сидите, грустите,

                       Друг на друга не глядите.

                       Из-за леса, из-за гор

                       Едет дедушка Егор.

'                      На скрипучей на телеге

                       Да на сивой лошади!

                       Ехал дед на хуторок,

                       Потерял свой коробок.

К коробу подходят дети.

1-й ребенок. Эй, заглянем в короб тот,

                        Может, сказка тут живет.

2-й ребенок. Ой, глядите, чудеса,

                        Тут такая красота.

Ведущий.       А вы ребятишки-

                        Девчонки да мальчишки

                        Что понравится – возьмите

                        Нам скорее покажите,

                        Покажите- расскажите.

Дети достают предметы и показывают родителям.

3-й ребенок.   Вот индюк нарядный

                          Весь такой он складный

                          У большого индюка

                          Все расписаны бока.

                          Посмотрите, пышный хвост,

                          У него совсем не прост.

                          Точно солнечный цветок

                          И высокий гребешок.

                          Красной горкою горя.

                          Как корона у царя!

4-й ребенок.   Посмотрите, как хороша-

                         Эта девица душа.

                         Щечки алые горят,

                         Удивительный наряд.

                         Сидит кокошник горделиво.

                         Барышня, так красива!

5-й ребенок.  А вот олень на стройных ногах,

                        Вся краса у оленя - в рогах!

6-й ребенок.   Вот барашек свисток.

                         Левый рог- завиток.

                         Правый рог – завиток,

                         На груди у барашка цветок.

7-й ребенок.  Конь домчит до карусели,

                        На седло залез Емеля

                        Влез, встал, засвистал,

                        Засвистал и поскакал.

8-й ребенок.  Утка Марфутка

                         Бережком идет

                       Уточек Марфуточек

                       Купаться ведет.

9-й ребенок.  Синие птицы по белому небу

                        Море цветов голубых

                        Кувшины и кружки

                        Быль или небыль?

                        Изделия рек золотых.

                        Синяя сказка-

                        Глазам загляденье,

                        Словно весною капель

                        Ласка, забота, тепло и  терпенье

                        Русская звонкая гжель!

10-й ребенок.  А вот поднос, сам всю дорогу нес.

                         Не цветы, а просто диво!

                         Нарисованны красиво.

                         Маки, лютики, ромашки

                         Оживут из русской сказки.

                         Поражает всех она,

                         Расписная Хохлома!

Ведущий.    Разные ложки и ковши

                     Ты, разгляди- ка, не спеши!

                      Ударяйте ложки в звонкие ладошки

                      Ой, жги- говори, заиграли ложкари.

Игра на ложках под р.н.м.

Ведущий.   Хорошо играют,нас забавляют.

11-й ребенок. Ай да птички

                         Сами летят, сами свищут,

                         Сами покупателя ищут

                         Сами клюют, сами питаются

                          Сами с девчонками забавляются.

12-й ребенок.  А вот матрешка

                          Под ярким сарафаном;

                          И вся семья в матрешке,

                          Как в доме деревянном.

                          Поют матрешки в хоре.

                          Живут не зная горя

                           И дружно и счастливо

                           И весело на диво!

Песня «Матрешки»

Ведущий. Для вас мы очень постарались, теперь аплодисментов ждем.

Мальчики провожают девочек к родителям, затем сами садятся за столы.  

Все изделия выставляются на общее обозрение.

Ведущий.     Дорогие гости, сидеть без дела не годится.

                       Ваше старанье нам пригодится.

                       Закатайте рукава,

                        Краски, кисточки, вода-

                        Все для вас имеется,

                        Пусть никто не ленится.

Родители под фольклорную музыку раскрашивают дымковские игрушки, можно использовать глиняные заготовки или плоские трафареты.

Ведущий. Не будет скуки, когда заняты руки.

После завершения оформляется выставка работ.

В группу вбегает скоморох, в руках у него леденцы на палочках.

                           Ой, люди добрые.

                           Люди умелые,

                           Дайте на красоту посмотреть,

                           На ваши работы поглазеть.

                           Вот так диво, как красиво!

                           Заслужили вы призы,

                           Вам в награду за уменье

                           Эти чудо- леденцы.

Скоморох угощает всех детей.

5. Чаепитие «Самовар- барин да ватрушки- подружки».

Воспитатели приглашают детей и родителей в группу на чаепитье.

В оформлении используется расписные самовары, вязанки сушек, к чаю подаются блины и ватрушки.

6. Обмен мнениями, подведение итогов собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по проекту " Чудо-чудное, диво-дивное".

В помощь воспитателям, занимающимся проектной деятельностью....

Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"

План работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ"

Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ" После выступления ведущий зад...

Родительское собрание: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Тема: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской ...