Адаптация ребенка в детском саду.
консультация (младшая группа) на тему

Надежда Афонасьевна Кривченко

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

 

Задачи:

ü Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ;

ü Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками;

ü Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;

ü Формировать у родителей практический опыт игрового партнерства с детьми.

 

Участники: педагоги, родители, (законные представители).

 

Ход встречи.

 

Упражнение «Визитки»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу, посвященную вопросу адаптации детей к ДОУ. Многие из нас знакомы, но не все, давайте, чтобы стать ближе друг другу, познакомимся.

Я по кругу буду передавать игрушку. У кого она окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:

1.     Как вас зовут?

2.     Какой у вас любимый завтрак?

3.     Ваше любимое занятие?

 – Ну вот, мы с вами и познакомились. Каждый из Вас индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разный цвет глаз, волос, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.

Правила тренинга.

Воспитатель:  Для того чтобы нам было легче общаться, давайте оговорим правила работы в группе. Как вы думайте, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске.

Например:

1.     Не перебивать друг друга.  (Будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает?)

2.     Доверительный, доброжелательный стиль общения.  (Такое условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог)

3.     Искренность в общении. (говорим правду или молчим)

 

 

4.     Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица. (общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые не присутствуют сейчас)

5.     Помним, что поведение человека и его личность – это не одно и тоже. (каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки)

6.     Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

 

Игра на сплочение «Встреча руками»

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в круг так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки:

·        Сначала найдут друг друга;

·        Познакомятся;

·        Проявят симпатию;

·        Потанцуют;

·        Подерутся;

·        Помирятся;

·        Попрощаются.

Спасибо, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы

·        Легко ли вам было выполнить это упражнение?

·        Что мешало?

Это упражнение направлено на сплочение нашей команды.

 

Упражнение-вузуализация  «Воспоминания»

На экране фотографии родителей в дошкольном возрасте, звучит музыква

Воспитатель: Попробуете вспомнить свои первые детские впечатления, о детском саде, о школе.

Рассказы родителей.

Подытожить общий настрой группы, фиксирует различные появления настроения.

Уважаемые родители, думаю вы согласитесь с тем, что подсчитать количество адаптационных периодов в жизни человека точно невозможно, и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств: поступление в детский сад, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, отпуск, смена педагога, появление нового ребенка в группе сверстников.

Адаптация – приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

 – Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации? (Ответы родителей)

Итог. Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации проявляются в :

·        беспокойстве;

·        страхе;

·        заторможенности (повышенной возбудимости);

·        капризности;

·        раздражительности;

·        упрямстве.

 

Упражнение «Грецкий орех»

Воспитатель: Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается одна минута, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты и запомнили свой орех, чтобы потом его найти.

(В центре круга из мешочка воспитатель высыпает орехи по числу участников, родители их разбирают)

Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

(Родители выполняют задание)

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

 – По какому принципу вы нашли свой орех?

(цвет, форма, размер, дефекты и т. д. )

 – На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, а с частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые черточки. Нужно их только почувствовать и понять.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по разному привыкает к детскому саду.

– Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?  (ответы родителей)

Воспитатель подводит итог.

Гораздо трудней и дольше адаптируются дети:

*    являющиеся единственными в семье;

*    чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

*    привыкшие к тому, что их капризам потакают;

*    пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

*    не  имеющие элементарных навыков самообслуживания;

*    неуверенные в себе;

*    страдающие ночными страхами;

*    эмоционально неустойчивые;

*    чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

 

 

Для более успешной адаптации родителям необходимо знать особенности данного возраста.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является развитие речи и формирование наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период то 3-х до 7 лет. Предшествует ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

Для того чтобы предметная деятельность имела развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности.  (рисование, лепка, конструирование)

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого.

Нам и вам нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.

Есть одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет.

Сказка.

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста имеет непроизвольный характер. Малыш может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета.

Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром , эталонами формы.

Двух, трехлетний малыш способен различать:

·        пять форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

·        шесть цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый)

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к трем годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум еще три «лошадки» окажется рядом. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К трем годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, индивидуальное отношение к миру, он учится действовать человеческим способами, у него складывается определенное отношение к себе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации

1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...