Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
презентация к уроку на тему

Бутковская Светлана Иосифовна

 

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада

на тему «Адаптация ребенка к детскому саду»

  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важнейшим фактором, осложняющим процесс привыкания ребенка к новой ситуации, становится необходимость расставания с матерью. Условия дошкольного учреждения существенно отличаются от семейных: строгое соблюдение режима дня, единые для всех правила и требования, особенности взаимоотношений воспитателей и детей.  И это создает определенные трудности в начале пребывания в детском саду и в связи с этим предполагают адаптацию ребенка к изменившимся условиям.

   Период адаптации на­столько серьезен в жизни ребенка, что для его облегчения требуются действия со стороны взрослых. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов и психолога ДОУ. Психолог должен прийти на помощь как ребенку, будущему воспитаннику, так и родителям и педагогам.

     В нашем детском саду в начале летнего периода, перед набором новых детей в группы мы проводим  собрание для родителей будущих воспитанников "Скоро в детский сад!", на котором рассматриваем вопросы подготовки малышей к поступлению в дошкольное учреждение и их быстрой адаптации, о режиме дня, об организации питания, о роли закаливающих мероприятий, о специфике организации занятий, о важности взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада; а также проводим ознакомительную  экскурсию по детскому саду.

     Чтобы сделать встречу с родителями будущих воспитанников более доверительной и спокойной я решила разбавить родительское собрание презентацией по теме и игровыми упражнениями.

Цель: обозначить основные  проблемы, связанные с адаптацией детей к детскому саду и    наметить оптимальные пути их решения.

Задачи:

  • Рассказать об особенностях адаптационного периода в детском саду.
  • Научить родителей адекватным способам взаимодействия с ребенком в период адаптации.
  •  Способствовать предупреждению возможной передачи тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку.
  • Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.

Выступление психолога:   Добрый день, уважаемые родители! Я рада Вас всех сегодня видеть. На­деюсь, что время, проведенное вместе, будет интересным и полезным. Посмотрите, какой сегодня день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе!

    Начать свое выступление я хотела бы с Притчи  «О воспитании»

     Молодая женщина пришла к мудрецу за советом:

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

     Психолог: Ведь только разумное сочетание ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности, а также тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов и специалистов детского сада)  направлено на профилактику различных кризисных состояний у детей. Вы пришли к нам в детский сад  и мы совместными усилиями будем определять то разумное сочетание ласки и строгости, а также многие другие вопросы, возникающие при воспитании Ваших, а теперь уже и наших детей.

   Есть замечательная песня про детский сад Н. Агошковой и мне хочется Вас с ней познакомить.

Дом окнами в детство

 Дом, в котором все окна распахнуты в детство,

 Я любуюсь тобой, не могу наглядеться.

 Мне милее и краше всех зданий на свете

 Дом, в котором с утра собираются дети.

 Поселились здесь сказки,

 Звучит звонкий смех,

 И внимания, ласки

 Хватает для всех.

 Стал он домом родным

 Для детей – дошколят,

 Неразлучны мы с ним –

 Это наш детский сад!

 И внутри он наряден, и светел, и ярок,

 Каждый день детворе – как волшебный подарок.

 Воспитатели с ними не просто играют –

 Дети жизни азы в детсаду постигают.

 

     И Ваши дети пришли в дом, в котором все окна распахнуты в детство,  постигать азы жизни. А мы, вместе с Вами и нашими педагогами поможем им в этом.

     А теперь я предлагаю вам Упражнение «Теннисные мячи­ки».

Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.

Материал: по 5—6 теннисных мя­чиков для каждого участника (мы заменили теннисные мячики на шарики из бассейна).

Ход: Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которы­ми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (шарики раздаются по кругу). Я раздаю вам такие трудности:

  • ощущение одиночества от отсут­ствия близких людей в течение «беско­нечного времени», и «неизвестно, за­берут ли меня домой»;
  • незнакомая обстановка;
  • незнакомые взрослые, мальчи­ки и девочки;
  • недостаточно развитые навы­ки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);
  • новый режим дня.

Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуе­те, если они падают? Что вам хочет­ся сделать?

Лекция на тему: «Особенности адаптации ребенка к условиям ДОУ» с презентацией.

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом приводящим к:

  • Позитивным  результатам (адаптированность)
  • Негативным (стресс)

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Физиологический уровень адаптации (надо привыкнуть) к  новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды),  необходимости самоограничений, невозможности уединения, новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам.

Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть) к отсутствию значимого взрослого  мамы, папы…), необходимости в одиночку справляться со своими  проблемами, большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать. Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Существуют разные степени тяжести адаптации

Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки. -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

  •  -аппетита (норма по истечении 10 дней);
  •  -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
  •  -характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
  •  -функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Средняя степень: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция). Есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень: (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Очень тяжелая степень: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовый».

Факторы, от которых зависит течение адаптации:

  • Возраст ребенка и уровень его развития.
  • Сформированность предметной и игровой деятельностей.
  • Приближенность дом. режима к режиму ДОУ.
  • Отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
  • Отсутствие элементарных КГН.
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек.

     К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
  • Пониженное внимание к ребенку. Рекомендуется, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.
  • Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Это состояние передается детям.

    Мы с Вами должны помнить, что у ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить
у них это умение нашим.

Для поддержки малыша в адаптационный период НЕОБХОДИМО:

  1. Начать  знакомство с детским садом с совместных прогулок на участке детского садика (в дневное и вечернее время).  Показать ребенку, что детей не оставляют в детском саду, а забирают домой.
  2. Затем, постепенно переходите в группу. В первые  дни ограничите посещение до 2 – 3 часов (в зависимости от  самочувствия малыша).
  3. Находясь с ребенком в группе, не молчите, а показывайте и рассказывайте  ему о том, что есть в группе: вместе посмотрите с ним шкафчик, кроватку, познакомьтесь с детьми. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал ваш голос.
  4. На шестой день адаптации ребенка желательно оставить на дневной сон.
  5. На девятый день адаптации ребенок должен побыть дома, так как снижаются защитные силы организма, накапливаются негативные эмоции, повышается вероятность нервного срыва или заболевания. Организм ребенка нуждается  в отдыхе.
  6. Если ребенок  тяжело расстается с мамой, пусть в детский сад его приводит папа или дедушка, так как показывает практика, дети расстаются с ними более спокойно и  ведут себя иначе, т.к. мужчины менее эмоциональны.
  7. Помните, что первое посещение ребенком детского сада является для него стрессовым фактором, возможны изменения в поведении, капризы, страхи, агрессия, заторможенность или излишняя возбудимость. Будьте терпеливы и ласковы с малышом, постарайтесь понять, что он чувствует.
  8. В период адаптации не следует ломать «вредные привычки» ребенка, это усиливает стрессовое воздействие на нервную систему.

9. В адаптационный период врачами рекомендовано давать детям успокоительные травяные сборы, общеукрепляющие средства. А дома создайте ребенку спокойную обстановку, щадите ослабленную нервную систему малыша. Все время объясняйте ему, что он как прежде дорог и любим. Интересуйтесь тем, что произошло в детском саду за день.

     Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций .

  Готовность родителей

Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что это самое лучшее место на земле для вашего ребёнка. Так будет считать и он.

Важно настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

  • Постарайтесь не входить в группу, если ребенок плачет. Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоиться, если войдете когда он плачет у него сформируется условный рефлекс, что стоит ему заплакать или погромче закричать и мама сразу же появиться.

Соблюдайте график адаптации

С ним вас познакомят воспитатели. Не торопите события. Дайте ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию родителей и других близких.

  • Если малыш еще не готов  оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму.
  • Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
  • Постарайтесь пораньше забирать ребенка из детского сада.
  • Если есть возможность , устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы

•  Создавайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

  • Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой адаптации, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребенок долго находился дома.
    Воспитатель – ваш помощник

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребёнком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребёнка.

Техника расставания

Придумайте ритуал-прощания или приветствия ( пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!». Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!».

Никакой дополнительной нагрузки

Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок.

В детском саду ребёнок  расходует много энергии. У него  достаточно новых впечатлений. Он обычно устаёт к вечеру. Создайте дома спокойную обстановку. После возвращения домой пусть малыш ужинает и занимается спокойными играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

Семья

Когда ребёнок приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. Побудьте с ним, поиграйте или почитайте вместе.

         Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто походите, сопровождая прогулку весёлой беседой. Это поможет перестроиться на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

     Наши воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с вашими/нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

  • Ведь адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
  • Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации.

ПОМНИТЕ! В каком бы возрасте ребенок не поступал в детский сад, безболезненная адаптация может быть обеспечена только подготовленностью к новым условиям.

Педагог-психолог: закончить нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы игровым упражнением «Дом счастливого ребенка».

Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение позитивных родительских чувств.

Материал: лист бумаги и маркеры (карандаши, фломастеры, ручки) разного цвета на каждого участника.

Ход игры: педагог-психолог: Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, а счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – «счастливый дом». Давайте нарисуем или опишем «дом счастливого ребенка». Это может быть в виде ромашки, на лепестках которой вписаны необходимые составляющие. Или же это будет многоэтажный домик, а на каждом этаже счастливые моменты в жизни Вашего ребенка.   Можно использовать все, о чем вы думаете. (Затем идет обсуждение работ по желанию).

   Удовольствие, с которым вы сегодня были включены в нашу совместную работу, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными  эмоциями. Как сказал А.С.Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Спасибо за участие!

В конце собрания родителям выдаются памятки

СОВЕТЫ РЕБЕНКА СВОИМ РОДИТЕЛЯМ

  1. Будьте со мной, когда я начну знакомиться с новыми людьми.
  2. Я с большей готовностью пойду на контакт с воспитателем и со сверстниками в вашем присутствии.
  3. Я буду легче привыкать к детскому саду, если знакомство с новыми людьми начну на прогулке, когда дети гуляют на улице.
  4. Мне легче расставаться с папой или дедушкой, чем с мамой или бабушкой.
  5. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это помогает мне определить свое место.
  6. В первые дни посещения детского сада для меня очень важно услышать от вас обещание, что вы обязательно за мной придете. Я буду помнить об этом до вашего прихода.
  7. Забирайте меня пораньше, чтобы я не оставался один в группе, тогда у меня не возникнет ощущение брошенности.
  8. Будьте последовательными. Непоследовательность сбивает меня с толку и заставляет упорнее настаивать на своем в каждом случае.
  9. http://i004.radikal.ru/1104/82/05e8eabe6144.jpgНе заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на этом на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  10. Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии делать для себя сам. Я могу продолжать вас использовать в качестве прислуги.
  11. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.

 

 

  

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_dlya_roditeley_adaptatsiya.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

Советы родителям будущих воспитанников детского сада по успешной адаптации ребенка

Данные советы направлены на повышение психолого-педагогических знаний у родителей будущих воспитанников детского сада; развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и педагогов детско...

Конспект выступления на Общем собрание для родителей будущих воспитанников 1 младших групп «Подготовительный этап адаптации к детскому саду».

В практике многих ДОУ до поступления новых малышей в 1 младшие группы проводятся родительские собрания, которые призваны максимально помочь родителям подготовиться к этому важному этапу для всей семьи...

Рекомендации родителям будущего воспитанника детского сада.

В статье рассказывается, как подготовить ребенка к первому визиту в детский сад....

Родительское собрание для родителей будущих воспитанников

Работа с детьми раннего возраста в детском саду и в первую очередь с их родителями - это как визитная карточка дошкольного учреждения. И от того насколько грамотно и по - современному  эта работа...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Консультация педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОБРАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ"

Данная методическая разработка собрания поможет познакомить родителей с особенностями адаптационного периода ребёнка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме....