Консультация для воспитателей на тему: "Народные сказки".
материал на тему

Каткова Елена Загировна

Идеи и сюжеты народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospit._narodnye_skazki.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

На тему: «Народные сказки».

                                                   

                                                     Подготовила:

                                                                         Воспитатель Каткова Е.З.

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далёкого предка природа была живой,  и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям (Любовь, Горе, Кручина и пр.). Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

   Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

  1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент всё может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
  2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  4. Самое ценное достаётся через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

   Наша жизнь мгогогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:

- Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет  идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных  лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

- Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках всё заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

- Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре выделяют также сказки страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

- Волшебные сказки. Наиболее увлекательные  сказки для тех, кому старше 6 – 7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

    Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками – изготовление кукол, драматизацию, рисование.

 ( источник: практикум по сказкотерапии, автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».

Ознакомление педагогов с народными промыслами....

Консультация для воспитателей по теме «Влияние сказки на развитие эмоционально – речевой сферы ребёнка через экологию»

Роль сказки в воспитании дошкольников через основы экологии; развитие речи и эмоциональной сферы при помощи экологических сказок....

Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. » Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию по...

Консультация для воспитателей по теме «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».

Сказка –  это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана н...

Консультация для воспитателей на тему: «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества актуальная и вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, поч...