Консультация для воспитателей на тему: «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»
методическая разработка

Чугунова Ольга Леонидовна

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества актуальная и вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в нем. А ведь известно, что не заложено в душу с детства потом невосполнимо. Семья, д/сад, школа - возможные сферы приобщения детей к прекрасному таинственному миру музыки, глубоко проникающего в чувства и сознание ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosultatsiya_-_narodnaya_igra.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  городского округа  Подольск

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МДОУ детского сада №64  «Непоседа»

Консультация для воспитателей на тему:

«Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»

Подготовила и провела  

воспитатель средней группы №11

Чугунова О.Л. 

февраль 2020 г.

Повышение   уровня музыкальной культуры нашего общества актуальная и вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле  от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в нем. А ведь известно, что не заложено в душу с детства потом невосполнимо. Семья, д/сад, школа - возможные  сферы приобщения детей к прекрасному таинственному миру музыки, глубоко проникающего в чувства и сознание ребенка. Но родители в подавляющем своем большинстве оторваны от корней народного  музицирования.  Поэтому так необходимо вспомнить  об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное  из народных традиций, обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов. Ведь недаром говорится, что народ,  не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни - заклички  должны занять не последнее место в системе музыкально – воспитательного образования. Классическое наследие  как академической так и фольклорной музыки  формирует личность,  творчески ее развивает, учит детей видеть  и переживать красоту. Красота же лежит  в сфере чувств и никакая наука не может дать  человеку рецепты его восприятия. Только в ходе правильного совместного воспитания  у него возникают необходимые адекватные чувства. Ребенок особенно активно впитывает чужой и собственный опыт, превращает его в привычку, норму поведения.  Музыка, особенно народная,  в процессе воспитания отличается от других предметов тем,  что ей доступно передавать  непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации. Поэтому необходимо помнить, что и классическая музыка и другие современные направления музыкального искусства выросли из народной культуры. Педагогам необходимо творчески подходить к решению  проблемы нравственного воспитания  и развития детей. Использовать различные виды занятий – тематические, комплексные, доминантные, театрализованные, организовывать  экскурсии или выставки народно – прикладного искусства. Неуклонно в интересной игровой форме повышать  знания детей о жанрах. Сделать все, чтобы дети получали возможность душой приблизиться к народной музыке, чтобы на основе знаний и умений у них возникла потребность в общении с музыкой, психологическая готовность к ее восприятию, стремления к самосовершенствованию  в различных  видах музыкального искусства.

Огромную роль  в  воспитательно – образовательном процессе средствами музыкального искусства  играет ознакомление детей с народным творчеством своей Родины. Детям еще недоступно в полном объеме понятие  о Родине,  но именно в детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это прежде всего близкие люди и прежде всего мама. Это дом, в котором он живет, улица, на которой играет с друзьями, его школа, окружающая природа. Это те сказки, которые он считает интересными и красивыми, ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники.  От того, что он слышит и видит в детстве, зависит формирование его сознания и отношения  к окружающему миру. Поэтому система начального образования  и воспитания должна предусматривать  формирование у ребенка чувств сопричастности  традициям и духовным ценностям Родины.

Одной из таких ценностей является народная музыка, народные игры. Фольклор является  школой социального опыта и дает ребенку  возможность разносторонне познать действительность, историю,  национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Первые впечатления при этом возникают при использовании  в педагогическом процессе  понятных и близким детям  потешек,  закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, оптимизмом, добрым юмором и неиссякаемой энергией русского народа. В них также прослеживается поклонение человека труду – в тех промыслах и занятиях, которые свойственны данной местности, есть элементы нравственного и патриотического воспитания. Все это близко жаждущей двигательной активности, эмоциональной натуре ребенка. Его личность формируется и развивается в деятельности. Игра является фундаментальной ее основой. Народная педагогика посредством  организации  игровой деятельности передавала   молодому поколению сложившиеся в течении веков трудовые,  нравственные и эстетические идеалы понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. Через игры формируется  детское, художественно-образное мышление. Они  способствуют развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры  в  какой-то степени и по сей день  являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями.  Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством  и мы должны сделать их национальным достоянием детей.

Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию, выдержке. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Коллективные игры в педагогической системе не должны быть забыты, но и не должны  внедряться в воспитательно-образовательный процесс  по продуманной педагогом «сухой» системе  с учетом психофизических особенностей детей. Нужно помнить, что игры достигают  положительного результата лишь тогда, когда они исполняют свое главное назначение, доставлять детям удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»

Консультация для воспитателей Тема: «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»...

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...

Народная игра как средство формирования у ребенка чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины

Данный методический материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. В методический материал включены: статья, презентация к статье и приложение по теме:"Народная игра ...

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...