«Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»
методическая разработка по теме

Павлова Анна Михайловна

Консультация для воспитателей

Тема: «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_igra.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 1349

Консультация для воспитателей

Тема: «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»

Подготовила и провела:

Павлова Анна Михайловна

 «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины» 

     Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества – актуальная и, к сожалению, вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в нем. А ведь известно: что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Семья, детский сад, школа – возможные сферы приобщения детей к прекрасному, таинственному миру музыки, глубоко проникающему в чувства и сознание ребенка. Но родители, в подавляющем своем большинстве, оторваны от корней народного музицирования.
           Поэтому так необходимо на занятиях музыки вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов и ударно-шумовых оркестров той или иной местности. Ведь недаром говорится, что народ не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички должны занять не последнее место в системе музыкально-воспитательного образования.
          Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность, творчески ее развивает, учит детей видеть и переживать красоту. Красота же лежит в сфере чувств и никакая наука не может дать человеку рецепты ее восприятия. Только в ходе правильного совместного воспитания (воспитатель и музыкальный руководитель), у него  возникают необходимые адекватные чувства. В младшем возрасте
Ребенок особенно активно впитывает чужой и собственный опыт, превращает его в привычку, в норму поведения. Музыка, особенно народная, в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации. Поэтому необходимо помнить, что и классическая музыка, и многие из современных направлений музыкального искусства выросли из народной культуры.
          И музыкальному руководителю, и воспитателю необходимо творчески подходить к решению проблемы нравственного воспитания и развития детей. Использовать различные виды занятий – тематические, комплексные, доминантные, театрализованные; организовывать экскурсии или выставки народно-прикладного искусства. Неуклонно в интересной игровой форме повышать знания детей о жанрах (музыкальных, фольклорных). Сделать все, чтобы дети получили возможность душой приблизиться к народной музыке, чтобы на основе знаний и умений у них возникла потребность в общении с музыкой, психологическая готовность к ее восприятию, стремление к самосовершенствованию в различных видах музыкального искусства.
         Огромную роль в воспитательно-образовательном процессе средствами музыкального искусства играет ознакомление детей с народным творчеством своей Родины. Детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это близкие люди и прежде всего мама. Это дом, в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его школа, окружающая природа. Это те сказки, которые он слышит и считает интересными и красивыми, ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания  и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.
          Одной из таких ценностей является народная музыка, народные игры. Фольклор считается школой социального опыта и дает ребенку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В них также прослеживается поклонение человека труду – в тех промыслах и занятиях, которые свойственны данной местности; есть элементы нравственного и эстетического воспитания. Все это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребенка. Его личность развивается и формируется в деятельности. Игра является фундаментальной ее основой. Народная педагогика посредством организации игровой деятельности передавала молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. Через игры формируется детское художественно-образное мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями.
          Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию, выдержке. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
          Коллективные игры  в педагогической системе не должны быть забыты, но и не должны внедряться в воспитательно-образовательный процесс по продуманной педагогом «сухой» системе, с учетом психофизиологических особенностей детей. Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда они исполняют свое главное назначение – доставлять детям удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины»

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества актуальная и вместе с тем трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно передавал фольклорное музыкальное искусство, поч...

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...

Народная игра как средство формирования у ребенка чувства сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины

Данный методический материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. В методический материал включены: статья, презентация к статье и приложение по теме:"Народная игра ...

Русские народные игры , как средство приобщения дошкольников к обычаям и традициям русского нрода.

Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены обычаи и традиции прошлого и настоящего.  Моя задача заключалась в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятел...