«Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Сенсорное развитие- это развитие у ребёнка прпоцессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.  Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощюпыванию, выслушиванию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, стараюсь закладывать первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном воспитании детей несомненна. Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. п.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т. п. Таким образом, во время занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п. Поэтому очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным. При проведении занятий воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету, становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму, цвет.

Первоначально детям предлагаю дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладываю мелкие кружки, на большой – большие, и т.д. Малыши довольно быстро привыкают к  заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добиваюсь того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Раскладывая мозаику, ребёнок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Ещё более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается определённый сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу выкладывания мозаики и т.д.

К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания  ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до шести лет.

На первом году жизни - это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы. Начиная с четвёртого года жизни  у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребёнка, но обучение в этом возрасте ещё не занимает определённого места. Поэтому для детей раннего возраста ещё нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Таким образом можно сделать вывод: значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Делилась опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей» на итоговом педсовете в мае 2011г.

Провела семинар для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь» в октябре 2012г.

Играем с пальчиками – развиваем речь!

     Ученые говорят, что развитие мелкой моторики влияет на развитие мозга ребенка и напрямую связано с развитием речи. Заметили, что если движение рук слажены, то речь у ребенка нормальная для возраста. Некоторые дети начинают поздно говорить (в 3-4 года), но родители ни как не связывают эту задержку с развитием пальчиков. А в этом и есть проблема и помогу и ее решить пальчиковые игры.

    Что же такое пальчиковые игры?

Это всем известные детские игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др., которые требуют слаженного движения рук по тексту. В более старшем возрасте это могут быть игры по типу шнуровки.

    Игру надо обязательно правильно организовать, тогда и добьетесь максимальных результатов. Организация – это ряд простых правил: для маленьких деток с неустойчивым вниманием игра должна длиться  5-8 минут, не стоит играть перед едой или перед сном, не стоит оставлять ребенка одного с игрой, игра должна проходить как занятие.

Как играть? Сначала взрослый показывает игру ребенку, затем, показывая, манипулирует пальчиками и рукой ребенка, затем малыш и взрослый повторяют движения вместе, тщательно проговаривая текст. И последнее – это когда сам ребенок делает движения и проговаривает слова. Наберитесь терпения, это очень длительный процесс, не стоит ожидать от ребенка моментальных результатов.

      Если не хотите особо выдумывать игры, то можно положить в непрозрачный пакет или мешочек мелкие вещи из разных материалов и выразительных форм. Предложите ребенку выбрать какой-то предмет в мешочке, попробовать назвать  и описать его не вынимая, затем посмотрите и внесите поправки.

    Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за неправильные ответы. Если на данный момент у ребенка нет желания играть в такие игры, то попробуйте заменить игру или предложите ее в другое время. Не забывайте хвалить ребенка, ведь от этого зависит его желание учиться.

    Если вы будите уделять пальчиковым играм полчаса в день (2-4 раза по 5-15 минут), то ребенку будет проще знакомиться с окружающим миром, а его речь будет радовать всех родных.

***

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел! (поочередно сгибать и разгибать все пальцы)

***

(Сжать пальцы в кулачок, а потом разгибать по одному, начиная с большого).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!

***

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашку не ест, молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!..

(Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это «коза»).

***

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Указательный и средний палец развести в стороны (ушки), остальные сжать в кулачок).

***  

Петя, Петя, Петушок,

Покажи свой гребешок,

Петя, Петя, Петушок

Носит красный гребешок.

(Пальцы обеих рук переплести в замок, поднимать и опускать поочередно пальцы то на одной, то на другой руке).

В 3 года ребенок должен уметь по каждому из разделов:

ВНИМАНИЕ -  выполнять задание, не отвлекаясь около 5 – 8 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета;

находить два предмета, похожих друг на друга;

выполнять задание по предложенному образцу.

ПАМЯТЬ – запоминать 3-4 картинки;

знать наизусть несколько четверостиший;

повторять небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером;

рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

МЫШЛЕНИЕ -  быстро и правильно собирать пирамидку;

 складывать картинку из 4 частей;

собирать несложные игры – вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые. Округлые, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простейшие движения пальчиковой гимнастики.

МАТЕМАТИКА – находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше, каких меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, длине, высоте).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ –  правильно отвечать на вопросы,

согласовывать слова в роде, числе, падеже;

правильно пользоваться предлогами в, на, под;

 употреблять предложения с однородными членами.

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ – называть свое имя и фамилию, называть имена людей ближайшего окружения;

называть и отличать 2-3 дерева;

по опорным обобщающим словам находить предметы «покажи посуду, мебель, одежду);

 знать и называть основные цвета; различать времена года; называть существенные детали и части предметов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.

материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы...

Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста"...

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...