Главные вкладки

    Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».
    консультация (младшая группа) на тему

    Воронюк Юлия Юрьевна

    Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_0.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    младшего дошкольного возраста

    по теме: «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».

    Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п

    Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

    Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    С помощью игр - формируются представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры по сенсорному воспитанию включают не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.

    В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Начиная с первых дней учебного года, проводятся дидактические игры в сенсорном центре (уголке). Они направлены, прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких игр малыши:

    1) аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их на пол;

    2) не мешать сверстникам;

    3) инициативно обращаться за помощью и оценкой результата;

    4) завершив действие, обмениваться с детьми игрушкой.

    В начале учебного года простейшие пособия дидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, пирамидки из трех колец и т. п.

    По мере освоения действий с ними постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидки из пяти колец.

    Позднее сенсорный центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.

    Подбирая материал для игр, учитывается, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом не ставятся на стол однотипные или одинаковые игрушки, иначе малыши могут перепутать их части.

    В игре с детьми  создаётся принцип психологической комфортности, создания у ребенка положительного отношения к материалу.

    Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. Развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

    Для детей представляются игры, которые разработаны и проводятся по сенсорному воспитанию в  группе, они апробируются в дошкольном учреждении согласно программе, оказывая плодотворное влияние на развитие ребенка.

    Дидактические игры и упражнения:

    «Что в ведерке? »

    Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к игре.

    Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, желтого, зеленого, синего, цвета (помидор, огурец, цветок, мяч) Высота ведерка – 12 см, размер предметов-вкладышей – 3–4, 5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

    «Чудо- коробочка»

    Цель: Научить детей группировать объекты по величине, обучать соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.

    Материал: комплект соответствующих вкладышей.

    «Закрой окошко»

    Цель: Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

    Материал: Игрушечный домик с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4, 4х4, 4х4, 4 см и шарик диаметром 4, 5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно.)

    «Солнышко и тучка»

    Цель: Развивать у детей координацию движения рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению цвета предметов.

    Материал: Картонные силуэты солнышка и тучки, прищепки, соответствующего цвета.

     «Машины бусы»

    Цель: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

    Материал: Большой шнурок, бусины (крупные) или крышечки с отверстиями для нанизывания, пример стихотворения: К Маше Миша приходил,

    Машу в бусы нарядил.

    Бусин много раз, два, три –

    Как красиво, посмотри.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.

    материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы...

    Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста

    Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста"...

    «Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста»

    Сенсорное развитие- это развитие у ребёнка прпоцессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.  Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленн...

    «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей»

    консультация для родителей и воспитателей «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей»...

    «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».

    Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...

    Сенсорное развитие - как основа умственного развития детей раннего возраста

    Сенсорное воспитание служит основой познания мира, спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.В истории дошкольной пед...

    Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

    Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...