Образование и педагогика
план-конспект занятия на тему

Воронова Татьяна Захаровна

Собственно инновационный педагогический опыт работы педагога-психолога  ГКУ СО РМ социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ясная Поляна»

Вороновой Татьяны Захаровны

 

Для решения проблемы  в воспитании трудных подростков и формирование в  них  правильного суждения о жизни, нами  разработан инновационный педагогический опыт.

Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных подростков могут дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактике и правонарушений. Поэтому большое внимание в программе «Не оступись» уделяется ребенку как личности, способной самореализоваться в жизни.

Тема инновационного опыта

Программа  «Не оступись »

Актуальность и перспективность опыта

Программа на результативное разрешение проблем, отклоняющегося поведения воспитанников. Она отличается целостным характером. Ее приемы сгруппированы в единую методическую систему, которая позволит влиять на воспитанников с целью их воспитания и развития. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентаций и представлений. Под отклонением в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, воспитателей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребенка.

Концептуальность (своеобразие и новизна)

Своеобразие и новизна этого опыта

Наличие теоретической базы опыта

 

Ключевыми для данного исследования являются следующие источники:

А.А.Реан «Психология подростка»М: «Олма –пресс2003г.

Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников» Волгоград: Учитель,2007г.,

В.П.Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение1992г.

Ведущая педагогическая идея

 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в систематизации и обобщении материала по воспитанию творческой  направленности личности в условиях коллективной деятельности, в выявлении и развитии их творческой направленности, в самоутверждении  каждого ребенка как личности.

Оптимальность и эффективность средств

 

Важным звеном  в воспитании  творческой направленности личности  детей в условиях коллективной деятельности является слиянии теории с практикой. Оптимально и эффективно комплексное использование  рационально-познавательных, познавательно-поведенческих, игровых, творческих технологий.

Результативность опыта

Анализируя нашу деятельность,  мы исходим из целей: изменение девиантного поведения детей «группы риска»в результате целенаправленного педагогического воздействия и улучшения положения детей из неблагополучных семей. Работая по этой программе видны ожидаемые результаты :укрепляются взаимоотношения со сверстниками, учителям, родителями. Раскрываются положительные качества, уверенность в дости жении успеха в различных видах деятельности. Двое детей бросили курить. Улучшилась успеваемость.

Возможность

тиражирования

 

Публикация

Министерство образования и науки Российской Федерации

Наука и образование в жизни современного общества

Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 

Тема:»Как найти общий язык с подростком».

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми

 Процесс функционирования педагогической деятельности сопровождается формированием следующего комплекта документации, который служит основой для развития, совершенствования и пополнения методического уровня педагога:

-план реализации программы,

-план самообразования,

-календарно – тематический план,

-план работы с родителями,

-дополнительная психологическая программа по формированию и развитию личности в подростковом и старшем школьном возрасте,

-А.Г.Ковалев « Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» юридическая литература Москва 19668г.

 -фото и видео материалы;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия : сформировать представление о нормах этичного поведения в отношениях с людьми и ко всему окружающему и стремление следовать им в повседневном поведении.

сформировать представления о доброте;

включить учащихся в систему упражнений, ситуаций нравственного выбора с целью развития, осознания и закрепления полученных представлений;

развивать у детей способность к эмпатии, нравственную оценку самооценку поведения.

Задачи:

создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла; развитие   умения аргументировать свою точку зрения

воспитание чувства неприятия зла,  стремления совершать добрые дела;

Понятия: доброта, разум.

Методы: игра, рассказ, исследование, беседа, самооценка.

Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть Вас и ваши добрые лица, лучистые глаза! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Ребята, я приглашаю вас в круг! Давайте все возьмемся за руки, подарим друг другу и нашим гостям самую нежную и теплую улыбку!»

. Посмотрите: у нас стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.  Значит, здесь собрались добрые люди.

Упражнение «Переходящее пожелание».

Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.

Психолог: «Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем по кругу говорить друг другу комплименты или желать что-либо. При этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка!» Молодцы присаживайтесь.  

 Сегодня мы продолжаем этический диалог. А какую тему и какие понятия будем изучать сегодня на занятие, мы выясним методом исследования. На доске записаны высказывания и в них пропущены слова:

  • Кто ::::::::: творит, тому зло не вредит.
  • ::::::::::::слово и кошке приятно.
  • Мир не без ::::::::::: людей.

  • Истинная::::: заключается в благожелательном отношении к людям (Ж.Ж. Руссо)
  • Во внутреннем мире человека ::: - это солнце (писатель В. Гюго)

(Слово: доброта. Вписать в солнышко)

Правильно это добро!

Получение новых знаний: И тема сегодняшнего занятия " Доброта без разума пуста"

(Включить спокойную музыку, рассказывается сказка)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому , седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги, м не дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет:

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место: пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль , пятую -Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю кого и выбирать:.?

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними , а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой, задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы?( продолжить музыку и продолжение сказки)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту?

- В чем первые ростки добра? (в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать)

- К кому можно проявлять доброту?

- Для чего нужна доброта?

- Какие ассоциации возникают у вас при употреблении слова доброта?

- Выясним, какие черты характерны доброте? (понимание, отзывчивость, чуткость, уважение, заботливость).

- Добрый человек как приходит на помощь? (милосердный, бескорыстный, благожелательный, сопереживание, сочувствие )

-Что порождает зло? Всегда в мире идет противоборство между двух сторон и что же противостоит добру? (зло) Что порождает зло.

-Верно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.

Просмотрим отрывок из кинофильма "Морозко" (фрагмент зла) -

- Чего в жизни больше, добра или зла?

Выход на определение (понимание детьми этих определений)

Упражнение «Мозговой штурм».

-Продолжите фразы.  

Добро-это…                                           Зло-это…

Добрый человек -…                                Злой человек…

-Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре  С.И. Ожегова даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).

Добро- нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.(слайд 6)

Зло -нечто дурное, вредное. Беда, несчастье, неприятность. Досада, злость. Обобщая ответы детей, можно сделать следующие выводы.

Добро связано с умением сорадоваться, сопереживать, сострадать, сочувствовать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.(слайд 6)

Зло противостоит добру. Зло-все то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации. Зло- это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм, обман; Зло -когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших…    (слайд 7)

 «Нас затронуло в этом высказывании...»;

«Мы  (согласны)не согласны с этим высказыванием, потому что...»;

«Нам кажется здесь важным то, что...».   (слайд 9)

Собери пословицу  сейчас я вам раздам цветные карточки вам нужно будет объединиться на группы и собрать пословицу . Собрали молодцы а теперь внимание на экран . Прочтите пословицы на экране и сравните правильно ли вы собрали свои пословицы .(каждая группа читает свои пословицы)

Задание «Расшифровка слов».

-Подумайте и предложите свой вариант «расшифровки» слов.

З - зависть

Л - лицемерие

О – обман

Д____________                        

О____________                        З____________

Б____________                        Л____________

Р____________                        О____________

О____________                                                    

Задание «Найди окончание пословицы .

Игра " Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи"

(Вызывается желающий узнать о себе положительные и отрицательные качества. На листочках пишут о человеке, его добрые качества и злые, т.е. отрицательные и положительные, затем о том, о ком писали, говорит сначала сам о себе, потом зачитываются тексты, написанные о нем вслух, идет рефлексия о прочитанном )

Релаксационная пауза (под спокойную музыку начитывается текст)

Сегодня мы отправимся с вами в Страну доброты

В этой стране были все, кто когда-нибудь кому-нибудь делал добро

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (включить тихую музыку)  "Я хочу пригласить вас в путешествие на воздушном шаре. Залезайте в корзину шара, устраивайтесь там, старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за плетенные борта кабины, чтобы не упасть. А теперь в путь. Путешествие начинается. Шар медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, мы летим над разными странами, над лесами, над полями. Вот на горизонте показалась Страна Доброты. Шар медленно опускается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, ее жителей. Может быть, вы увидите там персонажей известных вам мультфильмов, или фильмов, которых можно назвать добрыми. Видите? А может, вы видите там своих друзей? Рассмотрите их. Поприветствуйте их, поздоровайтесь за руку, можете даже обнять их отдуши. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она теплая и сердечная. В ней светит солнце, дует теплый ветерок. А теперь мы возвращаемся на шар. Он поднимается в небо, мы машем жителям Страны Доброты и летим назад в класс. Мы приземляемся. Выходим. Открываем глаза".

- Какой вы увидели Страну Доброты?

- Какие там люди?

- Видели ли вы там своих друзей?

- Доброта без разума пуста, почему?

Рассуждение ( зачитать под спокойную музыку китайскую сказку в пример "Добро без ума")

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? - спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, признался император.

Тогда мудрец сказал:  

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.

- Согласны ли вы с мудрецом?

- На что нужно опираться, совершая что-нибудь? (на разум)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: в процессе жизни человек обретает знания, жизненный опыт, но без разума этого невозможно.

Ситуации Чтение ситуации

- Чего больше на земле? Добра или зла

Рефлексия. Попробуем сегодня вычленить главное, о чем речь шла сегодня на занятии. Что же важно выделить, осмысливая наши знания по этой теме?- Что несет вам доброта?

В помощь даются выражения:

Сегодня я узнал(а)…                                    Было интересно…

Было трудно…                                             Я понял(а), что…

Я почувствовал(а), что…                        Мне захотелось…

- Я рад, что:

Я предлагаю вам взять в свою копилку мудрые выражения

Добро и зло творить всегда

 Во власти всех людей.

 Но зло творится без труда.

 Добро - творить трудней.

 Рождает зверя зверь

 Рождает птица птицу.

 От доброго добро,

 От злого зло родится. (пословица)

Пусть это занятие ребята поможет вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу,помогает находить то доброе и хорошее что есть в душе каждого человека.

 Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

Поблагодарите соседа справа, а затем соседе слева за помощь и поддержку на занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование. Музейная педагогика. Мини-музей Югра.

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем...

Современные вызовы развитию образования: коррекционная педагогика.

. С каждым годом процент детей, требующих к себе особого внимания со стороны специалистов, всё возрастает. Для создания высокоэффективной образовательной среды в коррекционной педагогике необходима ор...

Международный центр образования и педагогики (МЦОиП) \ Статья «Моя малая -Родина»

Статья «Моя малая -Родина»Используя Александр Аврамов В Опубликованные материалы Опубликовано 24.01.2023Автор: Масагутова Ильвира Зуфаровна      ...