Авторская статья в сборник статей "Актуальные проблемы дошкольного образования"ФГОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и технологий дошкольного образования.
статья

Мацилецкая  Анна Геннадьевна

Авторская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matsiletskaya_a.g._statya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в сборник статей «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Выпуск 15) ФГОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и технологий дошкольного образования.

«Воспитательно – образовательная деятельность по развитию детской одаренности».

А.Г. Мацилецкая, воспитатель

МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида»

г.Железногорск

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность.  Самым благоприятным периодом для развития способностей у детей является дошкольный возраст. Для детей дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У них развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Очень важно ребенка рассматривать как самостоятельную, уникальную, одаренную и ответственную личность, так как в нем есть потенциал, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать высокого уровня в своем развитии. 

         В настоящее время внимание многих педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.  Следовательно, нужно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей. А также стараться создать условия для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие детей, на реализацию и совершенствование их способностей, максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.

Виды одаренности [1]

Виды различий

Виды одаренности

По широте проявлений

Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)

Специальная одаренность

По типу предпочитаемой деятельности

интеллектуальная;

творческая;

академическая;

художественная;

психомоторная (спортивная)

конструкторская

лидерская (организаторская) и др.

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению (способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые)

По темпу психического развития

С нормальным темпом психического развития;

Со значительным опережением возрастного темпа развития

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная)

    Организовать воспитательно – образовательную  деятельность по развитию детской одаренности  можно в три этапа:

     Первый этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Одна из главных задач на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. Возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для индивидуальных занятий.

  • анкетирование родителей и воспитателей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
  • методику диагностики общей одаренности “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова;
  • исследование уровня творческого мышления П.Торренса (фигурная форма).

     Второй этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущем этапе деятельность организовывается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

  • создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
  • составить индивидуальные планы развития детей с общей одаренностью для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания его динамики
  • скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в этом направлении.
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности путем разработки и реализации индивидуальных маршрутов.

    третий этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности.  Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.  Третий этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа, это возраст проявление одаренности, первые шаги в мир профессионального искусства. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.

  • направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
  • активизировать участие детей в городских мероприятиях.
  • способствовать развитию и совершенствованию творческого продуктивного мышления у детей с признаками одаренности.
  • организовать совместную работу педагога – психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей детей.
  • создать условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

Формы работы с одаренными детьми:

  • кружки по интересам
  • конкурсы, викторины
  • спортивные состязания
  • выставки прикладного искусства
  • индивидуальные выставки
  • исследования динамики развития
  • оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка
  • проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руководством руководителей кружков

  На каждом из трех этапов составляются индивидуальные маршруты развития для детей с предпосылками одаренности, как узкими специалистами, так и воспитателями, корректируются маршруты каждое полугодие. В конечном итоге это даст хорошие результаты.

    Главными союзниками и помощниками здесь становятся наши родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Дому детского творчества, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.

 

Список литературы:

  1. «Одаренные дети в детском саду и в школе» А.И. Савенков. 2000 г. Москва.
  2. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» М., 1998 г.
  3. «Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей» Н.Б. Шумакова. Ж/л “Вопросы психологии” №1 1996 г.; №3 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019

В данной  статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом  в индивидуальных занятиях по  формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...