Актуальные проблемы дошкольного образования. Сборник статей. Выпуск 14. В 2 томах. Т. 2 Фролова Л.В., воспитатель МДОУ №30, г. Железногорск, Курская обл.
статья

Фролова Лариса Васильевна

                            ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                                УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                        «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                                  ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА»

                                                 ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

                           КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   

                                                            

                                                                        Сборник статей

                                                                               

 

                                                                             Выпуск 14

                                                                                 Том 2

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

                                                                       Орёл 2020

 

УДК 373, 378

ББК 74.10,

 74.14

 

                                                                                                                                            Печатается по решению

                                                                             кафедры теории и технологий дошкольного образования

                                         ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» 

                                                                                                                                           Протокол № 8 от 24.03.20

 

                                      Редакционная коллегия:

                                       Бочарова Н.И., к.п.н., доцент,  профессор кафедры теории и технологий

     дошкольного образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

                                        Бубнова С.Ю., к.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошкольного образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

 

 

 

 

                                      Актуальные проблемы дошкольного образования. Сборник статей. Выпуск 14.

В 2 томах. Т. 2 / Под ред. Н.И. Бочаровой, С.Ю. Бубновой. – Орёл: ООО «Горизонт», 2020. – 226 с.

 

 

                  В сборнике представлены научно-методические статьи по различным направлениям образовательной работы с детьми, а также материалы, обобщающие опыт реализации инновационных проектов в системе дошкольного образования Орловской, Курской, Белгородской и Московской областей.

     Сборник адресован работникам высшей школы, аспирантам, студентам, педагогам

дошкольного образования. © Коллектив авторов, 2020 © Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2020

 

             Актуальные проблемы дошкольного образования Фролова Л.В., воспитатель МДОУ №30, г.   Железногорск, Курская обл.

     При рассмотрении актуальных проблем дошкольного образования и того, каким оно должно быть, возникают достаточно много трудностей.  Это связано с тем, что проблем, на мой взгляд, огромное множество.  А ведь дошкольного образование – это трамплин для среднего образования. И воспитание детей - бесконечно ответственное дело перед будущим России.  Мы, воспитатели, когда говорим о проблемах, должны, в первую очередь, помнить о том, чтобы наши воспитанники не испытывали дефицита любви, чтобы педагоги понимали что дошкольное образование-основа для формирования гражданина, патриота, человека который понимает ценность жизни.  Ведь именно в дошкольном детстве формируется отношение к самому себе, тем ценностям, которые для нас значимы, и в последствии, если будут упущены многие аспекты в становлении личности, ничего изменить нельзя будет.

      Работая несколько лет с детьми, не могу не сказать о такой немаловажной проблеме как, индивидуальный подход. Воспитателю трудно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так как он строго «загнан» во временные рамки: кто-то ест медленнее, кто-то быстрее, а у воспитателя режим - в 9 часов начинаются занятия. Второе, что мешает реализовать индивидуальный подход – это наполняемость групп. При количестве детей в группе до 30 человек воспитателю сложно, а порой невозможно, уделить детям достаточное внимание.

      В тоже время воспитатель обязан учитывать разные особенности детей и должен строить свою работу при помощи партнерского общения ребёнка и взрослого. По ФГОС ДО педагогический работник должен иметь сформированные основные компетенции для создания ситуации развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Данные компетенции дают возможность ребёнку чувствовать поддержку, эмоциональное благополучие, вовлечение в образовательный процесс. Большую роль при реализации ФГОС ДО играет предметно-пространственная среда, которая должна быть трансформируемой, вариативной, содержательно-насыщенной. Существует проблема отсутствия той образовательной среды, которая соответствовала бы стандартам. Плохо финансируется приобретение педагогами дидактической и методической литературы, которая необходима для работы с детьми.

     Хочется затронуть один немаловажный режимный момент как прогулка. Согласно СанПин, дети должны каждый день пребывать на свежем воздухе. В детском саду прогулки совершаются на отведенных участках, которые необходимо озеленять и приводить в порядок, и на этот момент также необходимо финансирование.

     Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности. До сих пор эта задача остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: желание родителей воспитывать ребенка дома, дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.    

      На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, и родителю порой некогда заниматься своим ребёнком. Ребёнок предоставлен сам себе. У родителей нет времени и сил играть с ребёнком, а именно игра в дошкольном звене играет ключевую роль. Ведь именно в игре ребёнок усваивает правила поведения, социальные роли, развивает коммуникативную сторону. Некоторые родители не желают сотрудничать с образовательными заведениями, а педагоги не всегда могут подобрать нужные слова, чтобы передать информацию. Без сотрудничества невозможно полноценное развитие ребёнка. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с детским садом, ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию. Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании.

     Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в несколько детских садов, стоят в огромных очередях, устраивают различные конфликтные ситуации.  

      Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным. Выходит, что детский сад – не необходимость, а роскошь, позволительная обеспеченным людям. В хорошо функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически не должна возникать.

    Не могу не затронуть и такую острую проблему как увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов. Многочисленные проблемы их адаптации в общество позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства главенствующей является ориентация на традиционное образование детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах дети инвалиды обучаются в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, и дают лучшие результаты в учебе и более успешно подготовлены к последующей жизни и включению в общество. Развитие инклюзивного образования в России – обязанность государства. Успешность выполнения этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями.

    Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития дошкольного образования является создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые отвечают его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.    

   Таким образом, очевидным становится, что без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие дошкольника, без должной поддержки государства невозможна организация развивающей среды. Мы взрослые и общество в целом должны понимать степень ответственности, с которой мы будем подходить к воспитанию наших будущих граждан. От этого будет зависеть качество условий для жизни наших детей в родной стране.

                                                         Список литературы:

1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвузовский сб. науч. трудов. – Казань, 1988.

 2. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства// Общественное дошкольное воспитание на современном этапе / Под ред. М.И. Журавлевой. – М.: Просвещение, 1981.

3. Крулехт М., Логинова В.И. Ученый педагог//Дошкольное воспитание, 1992, № 9-10

 4. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Макаровой. – М.: Педагогика, 1980.

 5. Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание, 1996, – №3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

                               ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                                УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                        «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                                  ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА»

                                                 ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

                           КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                             

                                                                        Сборник статей

                                                                               

                                                                             Выпуск 14

                                                                                 Том 2

                                                                           

                                                                       

                                                                       Орёл 2020

УДК 373, 378

ББК 74.10,

 74.14

                                                                                                                                            Печатается по решению

                                                                             кафедры теории и технологий дошкольного образования

                                         ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»  

                                                                                                                                           Протокол № 8 от 24.03.20

 

                                      Редакционная коллегия:

                                       Бочарова Н.И., к.п.н., доцент,  профессор кафедры теории и технологий

     дошкольного образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

                                        Бубнова С.Ю., к.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошкольного образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

                                      Актуальные проблемы дошкольного образования. Сборник статей. Выпуск 14.

В 2 томах. Т. 2 / Под ред. Н.И. Бочаровой, С.Ю. Бубновой. – Орёл: ООО «Горизонт», 2020. – 226 с.

                  В сборнике представлены научно-методические статьи по различным направлениям образовательной работы с детьми, а также материалы, обобщающие опыт реализации инновационных проектов в системе дошкольного образования Орловской, Курской, Белгородской и Московской областей.

     Сборник адресован работникам высшей школы, аспирантам, студентам, педагогам

дошкольного образования. © Коллектив авторов, 2020 © Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2020

             Актуальные проблемы дошкольного образования Фролова Л.В., воспитатель МДОУ №30, г.   Железногорск, Курская обл.

     При рассмотрении актуальных проблем дошкольного образования и того, каким оно должно быть, возникают достаточно много трудностей.  Это связано с тем, что проблем, на мой взгляд, огромное множество.  А ведь дошкольного образование – это трамплин для среднего образования. И воспитание детей - бесконечно ответственное дело перед будущим России.  Мы, воспитатели, когда говорим о проблемах, должны, в первую очередь, помнить о том, чтобы наши воспитанники не испытывали дефицита любви, чтобы педагоги понимали что дошкольное образование-основа для формирования гражданина, патриота, человека который понимает ценность жизни.  Ведь именно в дошкольном детстве формируется отношение к самому себе, тем ценностям, которые для нас значимы, и в последствии, если будут упущены многие аспекты в становлении личности, ничего изменить нельзя будет.

      Работая несколько лет с детьми, не могу не сказать о такой немаловажной проблеме как, индивидуальный подход. Воспитателю трудно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так как он строго «загнан» во временные рамки: кто-то ест медленнее, кто-то быстрее, а у воспитателя режим - в 9 часов начинаются занятия. Второе, что мешает реализовать индивидуальный подход – это наполняемость групп. При количестве детей в группе до 30 человек воспитателю сложно, а порой невозможно, уделить детям достаточное внимание.

      В тоже время воспитатель обязан учитывать разные особенности детей и должен строить свою работу при помощи партнерского общения ребёнка и взрослого. По ФГОС ДО педагогический работник должен иметь сформированные основные компетенции для создания ситуации развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Данные компетенции дают возможность ребёнку чувствовать поддержку, эмоциональное благополучие, вовлечение в образовательный процесс. Большую роль при реализации ФГОС ДО играет предметно-пространственная среда, которая должна быть трансформируемой, вариативной, содержательно-насыщенной. Существует проблема отсутствия той образовательной среды, которая соответствовала бы стандартам. Плохо финансируется приобретение педагогами дидактической и методической литературы, которая необходима для работы с детьми.

     Хочется затронуть один немаловажный режимный момент как прогулка. Согласно СанПин, дети должны каждый день пребывать на свежем воздухе. В детском саду прогулки совершаются на отведенных участках, которые необходимо озеленять и приводить в порядок, и на этот момент также необходимо финансирование.

     Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности. До сих пор эта задача остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: желание родителей воспитывать ребенка дома, дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.    

      На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, и родителю порой некогда заниматься своим ребёнком. Ребёнок предоставлен сам себе. У родителей нет времени и сил играть с ребёнком, а именно игра в дошкольном звене играет ключевую роль. Ведь именно в игре ребёнок усваивает правила поведения, социальные роли, развивает коммуникативную сторону. Некоторые родители не желают сотрудничать с образовательными заведениями, а педагоги не всегда могут подобрать нужные слова, чтобы передать информацию. Без сотрудничества невозможно полноценное развитие ребёнка. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с детским садом, ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию. Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании.

     Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в несколько детских садов, стоят в огромных очередях, устраивают различные конфликтные ситуации.  

      Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным. Выходит, что детский сад – не необходимость, а роскошь, позволительная обеспеченным людям. В хорошо функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически не должна возникать.

    Не могу не затронуть и такую острую проблему как увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов. Многочисленные проблемы их адаптации в общество позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства главенствующей является ориентация на традиционное образование детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах дети инвалиды обучаются в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, и дают лучшие результаты в учебе и более успешно подготовлены к последующей жизни и включению в общество. Развитие инклюзивного образования в России – обязанность государства. Успешность выполнения этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями.

    Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития дошкольного образования является создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые отвечают его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.    

   Таким образом, очевидным становится, что без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие дошкольника, без должной поддержки государства невозможна организация развивающей среды. Мы взрослые и общество в целом должны понимать степень ответственности, с которой мы будем подходить к воспитанию наших будущих граждан. От этого будет зависеть качество условий для жизни наших детей в родной стране.

                                                         Список литературы:

1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвузовский сб. науч. трудов. – Казань, 1988.

 2. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства// Общественное дошкольное воспитание на современном этапе / Под ред. М.И. Журавлевой. – М.: Просвещение, 1981.

3. Крулехт М., Логинова В.И. Ученый педагог//Дошкольное воспитание, 1992, № 9-10

 4. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Макаровой. – М.: Педагогика, 1980.

 5. Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание, 1996, – №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019

В данной  статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом  в индивидуальных занятиях по  формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...

Статья на тему: «Актуальные проблемы дошкольного образования»

В статье рассмотрены актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения....

Статья "Проект по тестопластике" в сборнике "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №10

Сборник "Актуальные проблемы дошкольного образования" Проект по тестопластике:"ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО"...