Авторская статья в сборник статей «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Выпуск 12) ФГОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и технологий дошкольного образования.
статья

Мацилецкая  Анна Геннадьевна

Авторская статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matsiletskaya_a.g._gvozdeva_m.n._statya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в сборник статей «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Выпуск 12) ФГОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и технологий дошкольного образования.

«Скоро в школу».

А.Г. Мацилецкая , М.Н Гвоздева. , воспитатели

МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида»

г.Железногорск

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное.

Задача воспитателя- формировать «внутреннюю позицию школьника» у детей подготовительной к школе группы. Для этого в детском саду мы реализуем проектную  деятельность по предшкольной подготовке, к которой привлекаются как узкие специалисты, так и родители. На проект  «Скоро в школу» включает в себя  три этапа: подготовительный, основной и итоговый.

На подготовительном этапе проводится мониторинг общего  развития детей, мотивации к школьному обучению, анкетирование родителей по волнующим их вопросам  подготовки детей к школе, составляется перспективный план взаимодействия с детьми и родителями, оформляется совместная документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей, подбирается методический материал, справочная литература по подготовке детей к школе.

Самым важным является основной этап реализации проекта. Этот этап длится с октября по апрель. Составляется план ежемесячной работы в рамках проекта.

Особое внимание в нашей работе делаем на школьную мотивацию, т.е. осознание ребёнком важности обучения в школе, заинтересованность в школьных занятиях, понимание того, зачем ему нужны те или иные знания. Проводятся беседы о школе, в процессе которых дети высказывают свои мысли о том, что их ждет в школе, что их волнует, возможно пугает. В этом случае очень важно воспитателю понять волнения детей и объяснить детям положительные стороны школьной жизни, поддержать детей морально, привести простые примеры. В этом поможет и чтение стихотворений и произведений художественной литературы о школе, прослушивание детских песен, просмотр тематических мультипликационных фильмов, презентаций и развивающих фильмов.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Процесс письма является чрезвычайно сложным, он требует развития определенных навыков, необходимых для овладения письмом, создания условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

        Развиваем ручную умелость следующими методами: оригами, конструирование из гороха, палочек и кубиков; выкладывание фигурок из счетных палочек, раздаточного материала (геометрических фигур); нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, лент, слоеного теста, соломки; изготовление фигурок из фольги, тряпичных кукол, пальчиковые игры.  Также выполняем с детьми графические диктанты, штриховку, соблюдая правила, задания с трафаретами. (используем только простой карандаш, т.к. необходимы мышечные усилия для проведения линии). Дети очень любят массаж рук с различными предметами и с удовольствием  обучаются самомассажу рук.

Одной из задач проекта является развитие уверенности  в своих силах, открытость внешнему миру. В группе мы проводим различные игры направленные на социально – личностное развитие и коммуникацию детей, в этом нам помогает  соответствующая картотека игр.

В течение года пополняется и расширяется  предметно-пространственная среда в группе на школьную тематику: изготавливаются и приобретаются дидактические и настольно-печатные игры, изготавливаются атрибуты для театрализованных и сюжетно-ролевых игр. Последние хорошо помогают детям расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе, воспитывают у детей желание учиться, прививают уважение к труду учителя, т.е сформировать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.

На школьную тему  проводятся выставки детских работ, совместных работ детей с родителями, интеллектуальные игры, подвижные игры, физкультминутки.

Так же актуально развитие инициативности и самостоятельности у дошкольников в разных видах деятельности. Нами проводятся дидактические игры («Запоминалки», «Придумай свой вопрос» и т.д.); подвижные игры («Человек к человеку», «Зеркала» и т.д.); сюжетно-ролевые игры («Семья», «Нам весело») и т.д.

В группе создан центр художественно-творческой деятельности, в котором дети самостоятельно занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, это позволяет формировать такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность,  самостоятельность,  инициативность, творческое воображение.

Немаловажно сотрудничать  с родителями, чтобы заинтересовать их актуальностью данной темы, сделать единомышленниками в осуществлении  проекта, повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.  Нами используются такие формы работы как:  наглядно-агитационная (консультации), индивидуальная (беседы), коллективная (родительские собрания, дискуссии, круглые столы, мастер-классы, тренинги), информационно –аналитическая (анкеты, опросники),  досуговая (праздники, развлечения).

Интересно организованные экскурсии в школу, знакомство со школьной жизнью, с учителями, посещение уроков в первом классе, библиотеки, спортзала   познавательны и необходимы для формирования у детей представления о школьной жизни.  

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что реализация проекта « Скоро в школу» позволяет качественно, всесторонне подготовить наших воспитанников и их родителей к новой школьной жизни, дает им уверенность в своих силах, формирует у детей предпосылки к учебной деятельности.

Список литературы:

  1. Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада : программа и метод. рекомендации / сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ под ред.М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
  4. . Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет : систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019

В данной  статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом  в индивидуальных занятиях по  формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...

СТАТЬЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В данной статье рассматриваются актуальные принципы образования ребёнка на всех стадиях обучения от дошкольного образования, до достижения им зрелости для вступления в полноценную взрослую жизнь и нюа...

Статья "Проект по тестопластике" в сборнике "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №10

Сборник "Актуальные проблемы дошкольного образования" Проект по тестопластике:"ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО"...