Индивидуальная развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком
рабочая программа (младшая группа) на тему

Савуляк Лилия Владимировна

Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы   с

гиперактивным ребёнком.

 

Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.

 

Задачи:

- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);

- научить ребенка навыкам двигательного контроля;

- отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- научить ребенка справляться с гневом.

- помочь гиперактивному ребенку развить внимание;

 

Формы работы: беседы, ролевых игры, коммуникативные игры и упражнения, психогимнастика, методы арттерапии , психологические сказки.

Ипользуемые психолого - педагогические приёмы:

-формирование реально осозноваемых мотивов в поведении, реально действующих мотивов в поведении

- анализ конфликтных ситуаций -ролевое научение -развитие позитивного общения

 

Прогнозируемые результаты:

- положительная динамика коррекции гиперактивности;

- включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми;

- повышения уровня адаптации в образовательном учреждении.

 

Диагностический блок программы

1.  Наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности в условиях образовательного учреждения

2.   Беседа с учителями (классным руководителем, учителем физкультуры, музыки) об особенностях поведения детей во время различных видов деятельности.

3.Диагностика актуального состояния ребёнка

(познавательных процессов, личностных характеристик -самооценки, уровня тревожности, эмоционального состояния)

С учётом результатов диагностики строится   коррекционно - развивающий блок программы.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная развивающая программа

 для работы с гиперактивным  ребенком

Постоянно усиливающееся влияние отрицательных факторов окружающей среды на организм ребенка часто приводит к осложнениям его психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы. Часто нарушения поведения и развития детей дошкольного возраста (агрессивность, пассивность, гиперактивность и др. явления) обусловлены функциональной незрелостью нервной системы, минимальной мозговой дисфункцией, психосоциальными факторами.

По нашим наблюдениям, в последние годы увеличилось число детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) вследствие органического повреждения головного мозга в результате осложнений беременности и родов, а также в результате истощающих соматических заболеваний раннего возраста, физических и психических травм.

Для определения методов работы с такими детьми основополагающим является индивидуальный подход, основанный на глубоком изучении и хорошем знании состояния психофизического здоровья ребенка, его привычек, любимых занятий. Оказание психолого-педагогической помощи гиперактивным детям с дефицитом внимания должно основываться на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения, который можно отразить в парциальной индивидуальной коррекционной программе.

Составление индивидуальных программ на основе единства диагностики и коррекции с учетом возрастных новообразований поможет четко определить педагогические условия, избавит педагогов от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.

         

Условия реализации программы:

1.   Заключение врача-невропатолога о наличии проблемы, педагогов ДОУ и родителей в составлении программы.

2.  Сочетание коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с медицинским лечением.

3.    Соблюдение тактики единых воспитательных воздействий на ребенка в семье и ДОУ.

4.    Организация правильного питания (уменьшение потребления углеводов).

5. Создание единых благоприятных условий для организации коррекционно-педагогического процесса в семье и ДОУ:

  • соблюдение охранительного режима дня;
  • наблюдение за состоянием ребенка, вегетативными реакциями (побледнение, покраснение и т.д.);
  • предотвращение истощаемости, снижение работоспособности, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, предложение отдохнуть и т.д.;
  • создание психологического комфорта;
  • выделение специального времени, пространства, игрушек для организации занятий с ребенком;
  • создание коррекционно-развивающей среды в соответствии с реализацией поставленных задач;
  • правильное распределение оборудования, исключение отвлекающих и раздражающих факторов;
  • при формировании у детей навыков самоорганизации использование условных обозначений (маркировка, цвет);
  • создание мотивационной окрашенности занятий (на основе сквозного сценария, использования игр со специальным интересом и занимательного дидактического материала, экспрессивных средств педагога);
  • составление четких, конкретных, коротких инструкций (не более 10 слов);
  • подкрепление устных инструкций зрительной стимуляцией.

6.  При организации занятий важно дать ребенку возможность:

  • выбрать себе место впереди, отдельно от других;
  • при коллективном выполнении задания заниматься с одним партнером;
  • без затруднений определять местоположение педагога.

7.   Педагог должен   соблюдать следующие правила:

  • не требовать от ребенка выполнения комплексной задачи (быть внимательным, усидчивым). Вначале тренировать одну функцию: если это усидчивость, то не требовать сосредоточенного внимания, если активное внимание — не обращать на двигательную расторможенность;
  • при формировании произвольных форм деятельности на начальном этапе не требовать аккуратности в выполнении;
  • постепенно вводить базовые нормы поведения на занятиях;
  • высказывать замечания в категоричной форме, но с предложением альтернатив поведения;
  • обладать гибкой системой поощрений и наказаний (хвалить за малейшее проявление волевых усилий, использовать поощрения по методике Ю. Шевченко, наказания по рекомендациям Е.М. Мастюковой);
  • для достижения результата проявлять настойчивость и требовательность к ребенку;
  • на начальном этапе осуществлять постоянный контроль за деятельностью ребенка;
  • обеспечивать правильную организацию двигательной активности (возможность расходования избыточной энергии). Приобщать к спорту. Организовывать игры с правилами. Этапы включения в игру: индивидуальная работа, в малой подгруппе сверстников и коллективе с четкими правилами.

8. Используются методы и приемы:

  • дозированной помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей);
  • действий по подражанию, по показу, по жестовой и речевой инструкции, а также перевода задания на наглядно-действенный уровень и т.д.;
  • авансирования личности, персональной исключительности, общественной оценки деятельности ребенка;
  • косвенные приемы (совет, подсказка, одобрение, указание и т.д.).

9. Включение в занятия: музыко-терапии (легкая музыка уравновешивает процессы возбуждения и торможения), музыкальной ритмики (способствует концентрации внимания),   релаксационных   приемов, аутотренингов и т.д. Нельзя проводить игры, вызывающие сильные эмоции.

I ЭТАП

1. Научить детей сосредоточивать внимание на выполнении конкретной задачи с помощью ситуативных средств и речи, а также через постановку добавочных целей. Развить зрительное внимание.

Игры: «Найти свой цвет», «Разноцветные машины», «Бусы», «Цветные капли», «Найди игрушку», «Что изменилось?»

2.  Научить вслушиваться в речь, реагировать на слово, развить подражательные способы и познавательную активность. Развить зрительное внимание и его объем.

Задания: «Сделай, как я», «Собери правильно», рассматривание рисунков «Витрина магазина», «В кабинете у врача», «Чей это дом?»

3.  Научить соблюдать определенные правила и выполнять указания взрослых, действовать по инструкции со зрительной стимуляцией. Развить сосредоточенность и концентрацию зрительного внимания.

Упражнения: игры с кубиками, крупной мозаикой, «Лабиринты», рисование по пунктирным точкам, «Перепутанные линии».

4. Развить регуляторно-динамические компоненты деятельности (удержание цели, планирование, самоконтроль, темп). Расширить объем и развить концентрацию зрительного внимания (на одной вещи, далее на двух вещах и т.д.).

Упражнения: «Найди отличия», «Небылицы», «Недостающие детали», «Где ошибся Буратино?»

II ЭТАП

1.  Развить слуховое внимание, привить правила активного слушания.

Задания: «Где звенит?», «Кто позвал?», «Узнай, что звучит», «Какие животные живут в этом доме?», «Что звучит в оркестре?» (Несколько звуков.)

2.  Развить способность к распределению и переключению внимания.

Упражнения: «Где живет бабушка?», «Где спрятался зайчик?», «Комментированное рисование», «Вычеркни названные фигуры», «Каждой руке — свое дело», «Двуручные задания», подвижные игры с различным темпом и ритмом.

3.  Сформировать познавательный интерес, умение осуществлять самостоятельно контрольно-оценочные действия. Научить выполнять задания без пошагового контроля взрослого.

4.  Развить саморегуляцию. Сформировать умственные действия без наглядной основы. Научить поддерживать устойчивое внимание, активность умственной работоспособности.

Задания: мысленно разложить целое на части, перевернуть предмет, дорисовать его, увеличить или уменьшить вещь.

Структура индивидуальной программы

Принципы

Этапы

Содержание

1

2

3

Единство диагностики и коррекции отклонений

Изучение анамнеза и сбор сведений о ребенке

Создание условий для проведения коррекционно-педагогической работы

Учет характера первичных и вторичных отклонений

Наблюдение за ребенком

Определение основных направлений и видов коррекционно-педагогической деятельности

Учет онтогенестического принципа с опорой на актуальный уровень и зону ближайшего развития

Комплексная диагностика

Организация форм работы с родителями

Единство требований в семье и ДОУ

Составление психолого-педагогического заключения на ПМП консилиуме

Определение приоритетных задач

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ

Внедрение эффективных педагогических технологий

Систематичность

Определение приоритетных задач

Обеспечение широкого выбора оптимальных средств в коррекции и развитии детей с проблемами в развитии

Деятельностный подход

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ

Выработка программных действий, позволяющих осуществить переход ребенка из зоны ближайшего развития в актуальную

Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы   с

гиперактивным ребёнком.

Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.

Задачи:

- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);

- научить ребенка навыкам двигательного контроля;

- отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- научить ребенка справляться с гневом.

- помочь гиперактивному ребенку развить внимание;

Формы работы: беседы, ролевых игры, коммуникативные игры и упражнения, психогимнастика, методы арттерапии , психологические сказки.

Ипользуемые психолого - педагогические приёмы:

-формирование реально осозноваемых мотивов в поведении, реально действующих мотивов в поведении

- анализ конфликтных ситуаций -ролевое научение -развитие позитивного общения

Прогнозируемые результаты:

- положительная динамика коррекции гиперактивности;

- включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми;

- повышения уровня адаптации в образовательном учреждении.

Диагностический блок программы

1.  Наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности в условиях образовательного учреждения

2.   Беседа с учителями (классным руководителем, учителем физкультуры, музыки) об особенностях поведения детей во время различных видов деятельности.

3.Диагностика актуального состояния ребёнка

(познавательных процессов, личностных характеристик -самооценки, уровня тревожности, эмоционального состояния)

С учётом результатов диагностики строится   коррекционно - развивающий блок программы.

Коррекционно - развивающий блок программы сопровождения.

№ занятия

Цель

Используемые

методы и приёмы

Отметка

0

проведении

1

Тренировка        усидчивости,

преодоление

расторможенности.Снятие

эмоциональной

напряжённости

Психогимнастические упражнения, упражнение «Аист», упражнение на релаксацию «Море» , упражнение «Цветное настроение»

2

Снятие эмоциональной напряжённости.Тренировка сосредоточенности.

Психогимнастика, упражнение на релаксацию «Волшебный лес», свободное рисование, упражнение «Цветное настроение»

3

Снятие эмоциональной напряжённости. Тренинг узнавания эмоций

Психогимнастика, пиктограммы «Эмоции», рисование на обозначенную тему (приятное - неприятное, радость - печаль, весёлое -грустное), упражнение «Цветное настроение»

4

Эмоциональное осознание своего поведения

Рисование самого себя, работа с образами, имеющими полярное значение, психогимнастика, упражнение на релаксацию «Шум прибоя», упражнение «Цветное настроение»

5

Эмоциональное осознание своего поведения. Развитие умения регулировать мышечный тонус.

Игра по интенсивному обучению «Цвета эмоций», рисование на тему «Красивое и безобразное», упражнение «Кораблик»

6

Развитие саморегуляции. Эмоциональное осознание своего поведения

Упражнение на релаксацию «Дерево», психогимнастика, упражнение «Оловянный солдатик», упражнение «Подбери эмоцию», «Рисунок моё настроение»

7

Развитие произвольности

психических

процессов. Развитие

эмоциональной

сферы. Формирование

адекватных форм поведения

Игра «Считалочки -бормоталочки».

Упражнение «Я злюсь - я радуюсь», «Баба - яга»

Упражнение на релаксацию «Прогулка»

8

Тренировка усидчивости, преодоление

расторможенности. Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения

Рисование на тему «Когда я злюсь - когда я радуюсь.Беседа по рисунку. Пиктограммы «Эмоции», упражнение «Аист», упражнение на релаксацию.

9

Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева. Развитие произвольности психических процессов.

Психогимнастика. Упражнение на релаксацию «Дерево» Работа с пластилином «Лепим гнев» Упражнение «Счёт» Игры на внимание

10

Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева.

Психогимнастика. Упражнение на релаксацию «Море» ,Упражнение «Счёт» «Рисуем гнев», упражнение «Цветное настроение»

11

Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева. Развитие произвольности психических процессов.

Упражнения на развитие внимания. Игра «Стоп», упражнение «Апельсин» Психогимнастика.

12

Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева

Беседа на тему «Что я

чувсвую», упражнение

«Цветное

настроение».Тематическое

рисование, упражнение

«Апельсин»

13

Диагностика эмоционального состояния, самооценка, уровень тревожности для последующей корректировки плана развивающих занятий.

Проективные методики,

беседа,

Коррекционно-развивающее занятие

(для детей 5—6 лет)

Цель: научить детей адекватно проявлять свои эмоции и чувства, произвольно напрягать отдельные группы мышц, выразительно передавать характер эмоций, развить саморегуляцию и самоконтроль, умение переключать внимание, сформировать нравственные качества.

1-я часть. Зарядка позитивного внушения

Ведущий. Доброе утро! Дети, я рада вас видеть. У нас сегодня необычное приветствие. Все вместе бежим по кругу вправо. Пожалуйста, не мешайте друг другу, не толкайте своих товарищей. Бежим так быстро, как только вы можете (2—3 мин.).

Как только вы услышите, что зазвучала спокойная музыка, остановитесь. Выберите в зале любое место и ложитесь на ковер на спину, раскинув в стороны ручки и ножки, как звездочка, чтобы вам никто не мешал. Закройте глаза. Сделайте вдох — выдох. Представьте себе, что в жаркую погоду вы лежите на поляне, в мягкой, густой траве. Рядом с вашими ручками и ножками плещутся холодные ручейки. Вы решили освежить свои ручки в одном из них. Делаем вдох и изо всех сил тянемся кончиками пальцев рук к ручейку. Выдох — расслабляем ручки. Еще раз делаем вдох и тянем, тянем ручки к воде. Выдох — расслабляем ручки. Вам очень хорошо и приятно. Вам хочется дружить друг с другом, играть вместе, заниматься.

А теперь одновременно ручками тянемся к одному ручейку, а ножками к другому. Все ваше тело растягивается так сильно, что даже чуточку дрожит. Вдох — выдох, расслабились. И еще раз повторим это упражнение. Считаем до пяти и открываем глазки.

2-я часть. Педагог называет имя ребенка, который садится на стул первым. Далее сидящий называет того, с кем бы хотел сидеть рядом. Дети берутся за руки и пропевают: «Добрый день», при этом пожимая друг другу руки.

Игра «Тишина». По сигналу педагога дети машут руками, топают ногами, рычат, мычат и т.д. По хлопку в ладоши должна наступить тишина. Педагог дает установку в игре не мешать друг другу.

Игра «Зеркало». Детям раздают зеркала. Они изучают мимику своего лица в зависимости от эмоционального состояния:

  • улыбнуться, подмигнуть, спросить детей, что означает это состояние;
  • сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь);  
  • брови вверх, глаза расширены, рот раскрыт (испуг);
  • брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто (боль).

Игра «Танцующие ручки». Рисование цветными мелками обеими руками на бумаге. Глаза закрыты, руки двигаются в такт музыке. Рассмотреть рисунки и определить, что нарисовано.

3-я часть.

Тренинг с моделированием стандартных ситуаций

Детям для рассматривания предлагается набор сюжетных картинок конфликтного содержания. Дети решают, как правильно поступить:

— все едят конфеты, а один — нет;

— все играют с игрушками, а один — нет;

— все смеются над малышом, который плачет.

Ситуация и способы выхода из них разыгрываются с детьми.

4-я часть. Снятие эмоционального напряжения (мышечная тренировка)

«Кулачки» пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть руки в локти; на уровне плеч. Опустить руки расслабиться;

«Веер»: сжать руку в кулак, затем быстро выпрямиться, развести пальцы веером;

«Машем   крыльями»:   расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Выполнять попеременно правой и левой рукой,

«Тряпичная кукла»: замирание в позе «навытяжку». Полное расслабление всего тела, «провисание»;

«Цыпочки»: пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжением с расслаблением; «Петушок»: ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

5-я часть. Традиционное прощание

Ведущий. Встаньте в круг, по слушайте, как бьется сердце — оно большое и доброе. Его любви хватит всем.

Игры для развития

коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей.

Игры, в которые играют гиперактивные, агрессивные, тревожные дети

(игры, способствующие снижению негативных проявлений

в поведении дошкольников)

Категории

детей

Название игры

Цель игры

агрессивные

«Обзывалки»

(Кряжева Н.Л.)

Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

«Два барана»

(Кряжева Н.Л.)

Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло

«Доброе животное»

(Кряжева Н.Л.)

Способствовать сплочению детей, учить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать

«Тух – тиби - дух»

(Фопель К.)

Снятие негативных настроений и восстановление сил

«Попроси игрушку»

(Карпова Е.В., Лютова Е.К.)

Обучение детей эффективным способам общения

«Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В.)

Формирование у детей доверия к окружающим

«Зайчики»

(Бардиер Г.Л.)

Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их

«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)

Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

«Рубка дров»  (Фопель К.)

Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся энергию и «истратить» ее во время игры

«Бумажные мячики»

(Фопель К.)

Дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение

гиперактивные

«Кричалки-шепталки-молчалки»           (Шевцова И.В.)

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции

«Разговор с руками»

(Шевцова И.В.)

Научить детей контролировать свои действия

«Говори!»

(Лютова Е.К.,  Монина Г.Б.)

Развитие умения контролировать импульсивные действия

«Броуновское движение»

(Шевченко Ю.С.)

Развитие умения распределять внимание

«Передай мяч»

(Кряжева Н.Л.)

Снять излишнюю двигательную активность

«Зеваки»

(Чистякова М.И.)

Развитие быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции

«Запрещенное движение»

(Кряжева Н.Л.)

Развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем

«Слушай хлопки» (Чистякова М.И.)

Тренировка внимания и контроль двигательной активности

«Давайте поздороваемся»

Снятие мышечного напряжения, переключение внимания

тревожные

«Волшебный стул»

(Шевцова И.В.)

Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

«Слепой танец»

Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

«Водопад»

Снятие мышечного напряжения

«Насос и мяч»

Расслабить максимальное количество мышц тела

«Винт»

Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса

«Дудочка»

Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ

«Воздушный шарик»

Снять напряжение, успокоить детей

Игры и упражнения для малоподвижных детей

Название игры

Содержание

«Догнать соперника»

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу педагога дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 минуты), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает.

«Найди пару в кругу»

Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, в центре круга – водящий. По первому сигналу педагога дети внутреннего круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу педагога также старается найти себе пару из внешнего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.

«Быстро переложи мяч»

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

«Перебрось мяч»

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги,  руки согнуты в локтях, держат мяч в одной руке. По сигналу перебрасывают мяч из одной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая.

«Кто дальше»

Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступают от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

«Кто скорее с мячом»

Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяч.

«Догони мяч»

Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 ми на расстоянии 50-60 см. Догоняют и ловят его, не давая коснуться земли. Стараются бросить мяч повыше, но не далеко.

«Ударь мяч и догони»

Дети ударяют по мячу ногой, догоняют его, берут в руки и бегом возвращаются на место.

«Не урони мяч»

У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого – 5-8 м.

«Оттолкни и поймай мяч»

Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу педагога дети меняются местами.

«Поймай мяч»

Дети играют по трое. Двое стоят на расстоянии 3 м и перебрасывают друг другу мяч разными способами, а третий ребенок находится между ними и старается его поймать. Если он поймает мяч, то встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает его место.

«Задержи мяч»

Дети образуют круг, в центре которого стоит ведущий с мячом. Он по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу. Тот, к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно ведущему.

«Не давай мяч»

Играют все дети. Один из них – ведущий. Все, кроме ведущего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Ведущий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится ведущим, а прежний водящий занимает его место.

«Догони обруч»

Дети ставят обруч ободом на землю, энергично отталкивают его, догоняют и снова отталкивают, не допуская падения.

«Скорее в обруч»

На земле произвольно разложены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу «Беги!» они бегут вокруг своего обруча, по сигналу «В обруч!» - впрыгивают в него и приседают.

«Юла»

Ребенок ставит обруч ободом на землю, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит его.

«Не теряй домик»

На площадке в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время педагог убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т.д. На слова педагога «Все в домик!» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим.

«Схвати шнур»

Двое детей сидят на корточках спиной друг к другу. По сигналу встают и быстро бегают по кругу, догоняя и выдергивая шнур, который тянет педагог. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур.

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснется веревка, выбывает из игры.

«Не урони кольцо»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог, в руках которого резиновое кольцо. Поочередно он бросает кольцо каждому ребенку. Ребенок ловит летящее кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя, ловит кольцо и, поймав, бросает его педагогу.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Название игры

Содержание

«Клубочек»

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Ветер дует на...»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Утка, утка, гусь»

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их  задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.
Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко.

«Сочиним историю»

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)
Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Поварята»

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

«Дотронься до...»

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Дружба начинаешься с улыбки...»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

  «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение:
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», дети выполняют задание.

Замечание: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

«Строим ответ»

Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5».

«Ворона»

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше,

Ощипывает она свои крылышки.

Сирлалала, сирлалала!»

Затем очень быстро и неожиданно:

«А кто раньше сядет?»

Затем:

«А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду, выбывает из игры.

  «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
* Есть ли в поле светлячки?
* Есть ли в море рыбки?
* Есть ли крылья у теленка?
* Есть ли клюв у поросенка?
* Есть ли гребень у горы?
* Есть ли двери у норы?
* Есть ли хвост у петуха?
* Есть ли ключ у скрипки?
* Есть ли рифма у стиха?
* Есть ли в нем ошибки?

«Тень»

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

«Живая скульптура»

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Замечание:
1. Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.

2. Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

«Психологическая лепка»

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«Гуляем по парку»

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

Замечание:
1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
2. Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.

  «Запрещенное движение»

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

Замечание: Запрещенных движений может быть около 7.

«Прогулка по ручью»

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

«Гнездышко»

Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий.

«Передай мячик»

Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает.

Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

«Зеркало»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

«Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

Совет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

«Поводыри»

Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.


Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком

Разделы: Работа с дошкольниками

Психологическая характеристика ребенка

Мальчик требует к себе повышенного внимания, не адекватен. На контакт со взрослыми идет с неохотой. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. На занятиях отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. По результатам анкетирования в декабре 2007 года у ребенка имеется 12 симптомов гиперактивности, когда норма – не более 7.

Не всегда умеет управлять своим поведением.

Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу, часто не доводит начатое дело до конца, избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение. Наблюдается у невропатолога. Диагноз – ЗПР, ЧБД синдром внимания и гипердинамии.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с данным ребенком необходимо провести индивидуальные занятия по коррекции синдрома внимания и гипердинамии.

Занятия будут проводиться с декабря по февраль по одному занятию в неделю по 25 минут каждое, всего 10 занятий.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей и на основании проведенного анкетирования.

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

По данной программе рекомендуется работать индивидуально с ребенком.

В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.

Данная Программа имеет цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
  2. Способствовать развитию внимания и воображения;
  3. Формировать согласованность действий;
  4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
  5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.

Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с декабря по февраль в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.

 Методические приемы, используемые в программе:

  1. Игры на развитие внимания, воображения
  2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
  3. Дыхательные упражнения
  4. Релаксационные методы
  5. Обсуждение различных чувств
  6. Рисование.

Структура занятия:

В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:

1. Для развития произвольности;

2. Для развития внимания и памяти;

3. Для развития моторики и координации движений;

4. Для преодоления застенчивости;

5. Для активизации подкорковых структур мозга;

6. На нормализацию мышечного тонуса.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.

Тематический план занятий

№ занятия

Задачи

Кол-во часов

Формы работы

Методическое обеспечение

1

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

1 Игра “Да” и “Нет” не говори.

2. Игра “Что исчезло?”.

3. “Бирюльки”.

4. Упражнение “Запомни и повтори движения”.

5. Дыхание с задержкой на вдохе.

6. Упражнение “Снеговик”.

10 игрушек, мелкие игрушки или спички

2

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.

25 мин

Игра “Летает, не летает”.

Игра “Что изменилось?”.

“Хождение по линии”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Дерево”.

Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч

3

Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Внимание – рисуй”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Пантомима “Петушки”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Пальчики”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.

4

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Запретное движение”.

Игра “Слушай хлопки”.

Упражнение” Робот”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Пальчики”.

Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.

5

Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Запретное слово”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Вкусная конфета”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт.

6

Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Да” и “Нет” не говори.

Игра “Запомни и повтори движения”.

“Бирюльки”.

Упражнение “Незнайка”.

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение “Снеговик”.

Спички или мелкие игрушки

7

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Летает, не летает”.

“Корректурная проба”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Пальчики”.

Бланк-задание “Корректурная проба”, мяч

8

Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Лабиринты”.

Упражнение “Хождение по линии”.

Упражнение “Запомни и повтори движения”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Лодочка”.

 

 

 

Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.

9

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Запретное движение”.

Упражнение “Соедини по порядку”.

Упражнение” Робот”.

“Злой волк”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Дерево”.

Бланки с точками – 3–4 шт.

10

Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

25 мин

Игра “Раз-два-три-говори!”.

“Запомни и повтори движение”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Незнайка”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Мольберт, мел, два кубика.

 ЗАНЯТИЕ 1

1. “Да” и “нет” не говори”.

Психолог говорит:

- Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен употреблять слова “да” и “нет”.

Психолог задает ребенку следующие вопросы:

- Ты сейчас дома?

- Тебе 6 лет?

- Ты учишься в школе?

- Ты любишь смотреть мультфильмы?

- Кошки умеют лаять?

- Яблоки растут на елке?

- Сейчас ночь? И т. п.

2. “Что исчезло?”: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”;

3. “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

4. “Запомни и повтори движения”: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.

5. Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

6. “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только

что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.

ЗАНЯТИЕ 2

1. “Летает - не летает”

Психолог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.

(Психолог, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).

2. “Что изменилось?”: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

3. “Хождение по линии”: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.

4. “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

5. Ребенок, сидя на полу “по-турецки” и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: “ Вниз”.

6. “Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

Поделиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в построении индивидуального развивающего маршрута

Опыт взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в решении сложных вопросов  в воспитании и обучении детей....

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений

Речевое развитие старших дошкольников посредством индивидуальных развивающих игр, упражнений...

Фронтальные и индивидуальные формы оздоровительной работы в формировании индивидуальной и неповторимой личности.

"Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность зна...

План индивидуальной коррекционно-развивающей логопедической работы

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы ребенка-логопата старшего возраста с тяжелым нарушением речи....

План индивидуальной развивающей работы с ребенком в ДОУ 7 лет

Ребенок: Наташа 7 летНаташа ведёт себя достаточно доброжелательно и открыто, в сравнении с другими детьми. Не проявляет агрессию, которая очень распространенная у детей в группе. В плане самообслужива...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....