Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в построении индивидуального развивающего маршрута
статья (подготовительная группа) по теме

Новохатняя Елена Николаевна

Опыт взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в решении сложных вопросов  в воспитании и обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novohatnyaya_soobshchenie_na_metod_ob_psihologov.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

  Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в построении индивидуального развивающего маршрута.

Работая воспитателем в детском саду, мне постоянно приходиться сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей мы, воспитатели, должны правильно реагировать. Надо знать, как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовывать свое поведение. Для этого нужны знания психологии, педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении личности ребенка. И здесь, огромная ответственность лежит на плечах педагога-психолога, который присутствует в детском саду в первую очередь для того, чтобы жизнь ребенка была комфортной с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.  Если воспитатель не в состоянии справиться с задачами психического развития ребенка средствами обучения,  тогда включается со своими коррекционными обучающими программами психолог. Для правильного решения психологических задач надо знать причины, вызывающие то или другое явление.

   Грамотное совместное взаимодействие педагога-психолога и воспитателя помогают « не упустить малыша», трудности которого находятся «на грани нормы», а помочь ему и родителям  справиться с ними еще до школы.

«Не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно»

Хочу несколько слов сказать о нашем педагоге-психологе Елене Владимировне Хотеевой. Нам воспитателям, и  в первую очередь, детям нашего сада повезло. Грамотный специалист, профессионал своего дела и вообще, чуткий человек, она пользуется большим уважением и авторитетом как среди сотрудников, так и среди родителей.

 Как адаптировать ребенка к детскому саду? Что такое кризис 3 лет?  Детская агрессивность, вспышки гнева у детей: что делать? Как себя вести?   Как отличить простую активность ребенка от гиперактивности?  Как устранить страхи? Застенчивость? Тревожность?

С этими и многими другими вопросами мы воспитатели и родители обращаемся к педагогу-психологу. ЕЕ рекомендации по решению конкретных ситуаций всегда актуальны и достигают положительного результата.  

   Анализируя взаимодействие педагога-психолога и воспитателей, хочу отметить  

 _ регулярное проведение тренингов профессионального и личного роста   формирует у воспитателей высокий уровень компетентности в осуществлении учебного процесса в детском саду,

_ психолог знакомит нас с психологическими теориями и исследованиями в области обсуждения т воспитания детей,

- обсуждает и  формирует психологические требования к развивающей и предметно-учебной среде,

-подбирает необходимые диагностики для изучения умственного развития детей, их личностного роста в процессе обучения.

- принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий,

- совместно с психологом изучаем отношения в детском коллективе, выявляем лидеров, тех, с кем « никто не дружит», планируем работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

 Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности.

         Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой в современной педагогике и психологии. Низкая эффективность педагогических воздействий побуждает многих педагогов и психологов к поиску оптимальных путей организации образовательного процесса для различных, в том числе и проблемных детей.

       Один из таких путей    индивидуальный образовательный маршрут.  Это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельного, нравственно-духовного. Построение индивидуального образовательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как:

-состояние здоровья и уровень физического развития ребенка,

- особенности развития психических процессов,

- особенности интересов, склонностей, темперамента, характера личности, и как следствие  - уровень усвоения программного материала.

         Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Сложно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направление, ведь сущность его построения состоит в том, что он отражает процесс изменения ( динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

       Приведу пример на конкретном ребенке.

Пришел он ко мне в среднюю группу, и наступил конец спокойной жизни. Адаптировался на редкость быстро, и делал все, чтобы привлечь внимание воспитателей, сверстников, причем все плохое. Ни одно занятие, ни одна прогулка, да что там, не было дня , чтобы Миша не был центром всеобщего внимания.

Ребята стали дразнить – это наш клоун, а ему нравилось. Он срывал все мероприятия, залезал под стол, кукарекал, неадекватно реагировал на справедливые замечания, плевался.

Любимые слова: не хочу, не буду, не умею.

Он был невнимателен, быстро отвлекался, утомлялся, с Мишей было трудно договориться о чем либо. И здесь мы с педагогом-психологом, совместными усилиями стали активно вырабатывать линию поведения по отношению к этому ребенку. Разработали целый план помощи семье и ребенку, наметили цели и пути решения проблемы. Педагогам были даны рекомендации:

  1. проявлять гибкость в общении с ребенком, отказаться от излишней принципиальности;

    2) демонстрирование и обучение моделям бесконфликтного поведения;

    3) вера в возможности ребенка, внушение ему этого, заражение его своей уверенностью;

    4) повышение самооценки ребенка, похвала даже за малые достижения;

     5) тренировка внимания, обучение способам расслабления и снятия напряжения.

Прежде всего, начали работать с семьей: предложили помощь необходимых специалистов, провели психологическую коррекцию семейных отношений, и только, благодаря совместным усилиям педагогов всего коллектива, ежедневно работая вместе, стали замечать сдвиги в поведении  и обучении ребенка. Заметили, что ребенок очень артистичен, музыкален, сумели заинтересовать его. Миша стал выступать на праздниках со старшей группы: то стихотворение расскажет, то доверим солировать в песне, и обязательно успех подкрепим похвалой не только при сверстниках но и при всех родителях, а уже в подготовительной группе, когда ставили спектакли, и дети сами распределяли роли, кто кем хотел бы стать, здесь уже Мишу было не узнать: само прилежание. И послушен, и активен, и внимателен. В школу Мишу выпустили с умением справляться со своим эмоциональным состоянием. Успехов и побед вам! Ведь только совместными усилиями мы можем помочь вырастить и воспитать личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативн...

Готовность специалиста коррекционного ДОУ к построению индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Для многих коррекционных садов существует проблема подготовки воспитателей для работы с воспитанниками, которые имеют проблемы в развитии. Воспитатели, переходя на работу в коррекционный сад из садов ...

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем пространстве ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения....

Актуальность построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ

Актуальность построения ИОМ:•Растет число детей с ОВЗ, которые включены в обучение в общеобразовательных группах.•Часть обучающихся осваивают образовательную программу дошкольного образовани...

Особенности взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в Спортландию".

Система разработанных тематических занятий по физической культуре — это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога- психолога ДОУ. Они представляют собой иг...

Оранизация взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в индивидуальной работе с детьми с ТНР

Одна  из задач Федерального государственного образовательного стандарта воспитания – охрана и укрепление физического и психического  здоровья детей, в том числе их эмоционального благо...

«Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида»

В статье представлена структура модели индивидуально образовательно маршрута для воспитанника, имеющего трудности в освоении образовательной программы ДОУ....