(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Депутатова Наталья Васильевна

Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативных и познавательно-творческих качеств, в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в познавательной и социально-эмоциональной сфере.

Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Жизнь и творчество детских писателей»; «Математика – царица наук»; «Физическое и духовное здоровье»; «Тренинг коммуникативных навыков»; оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.

Данный материал поможет педагогам ДОУ усовершенствовать социально-эмоциональное направление в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0.1_proekt_chtiz.docx963.19 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное

     дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

детский сад № 51 "Аленушка"

Истринского муниципального района

«ЧЕМПИОНАТ   ТВОРЧЕСТВА   И   ЗНАНИЙ»

Познавательно-творческий  проект

 по итогам диагностики познавательно-эмоциональной сферы

детей старшей группы.

(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

С  ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И

ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)

(Познавательная и социально-эмоциональная сферы в процессе игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Выполнили:

 педагог-психолог  Депутатова Н.В.

педагог-воспитатель Фокина В.М.

инструктор по физической культуре Савина Е.В.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ ЦРР д/с № 51

__________________ Н. В. Килоева

________________________ 2014 г.

2014-2015 учеб.год

«ЧЕМПИОНАТ   ТВОРЧЕСТВА   И   ЗНАНИЙ»

Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативных и познавательно-творческих качеств, в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в познавательной и социально-эмоциональной сфере.

Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Жизнь и творчество детских писателей»; «Математика – царица наук»; «Физическое и духовное здоровье»; «Тренинг коммуникативных навыков»; оформлен консультативно-практический материал для родителей и педагогов ДОУ.

Данный материал поможет педагогам ДОУ усовершенствовать социально-эмоциональное направление в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

C:\Users\User\Desktop\ПРОЭКТ ЧЕМПИОНАТ\фото эмблемы\sova.jpg

Введение в проект.

Приходя в дошкольное учреждение, ребенок вступает на новую ступеньку своего жизненного пути. Здесь он начинает активно развиваться в разных областях. Ребенок учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками, взрослыми, учится правильно держать карандаш, рисовать и даже считать – словом готовиться к следующей ступеньке в своей жизни - школе. Но как это трудно все в глазах малыша! Наша задача максимально помочь ему и облегчить, с психологической точки зрения, этот не легкий дошкольный возраст.

В наш трудный информационный век, детей окружает много различной информации, с которой им порой бывает не справиться. Поэтому мы, педагоги, должны помочь нашему подрастающему поколению, своевременно развить познавательные способности и укрепить психологическое здоровье.

Что же такое познавательные способности? Это мышление, восприятие, память, внимание и воображение. Это психические функции, которые развиваются с ранних лет и, которыми пользуется человек всю свою жизнь.

А что же такое психологическое здоровье? Этот термин, «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктором психологических наук, профессором, академиком РАО) и означает неразделимость телесного и психического в человеке[1].

Психологически здоровый человек – это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на

Актуальность проекта.

Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.

Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.

Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, непосредственность.

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка.

Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

  • Уровень развития эмоциональной сферы детей:
  • Преобладание отрицательных эмоций – человек;
  • Эмоциональное состояние в норме – человек;
  • Преобладание положительных эмоций – человек;

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.

Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, принятые в состоянии эмоционального напряжения решения, как правило, не выполняются.

Для психического здоровья, на мой взгляд, необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.

В настоящее время у детей часто отмечается состояние эмоциональной напряжённости, и как следствие, напряжённые отношения в детском коллективе.

Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Новизна

Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

Вид проекта:  Познавательно-творческий ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА

Участники проекта:  Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагог-психолог, педагог-воспитатель, инструктор по физической культуре.

Цель проекта:

 Создание условий, которые  разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования с ориентацией на создание каждому ребенку возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Задачи проекта:

  • Развитие интеллектуальной сферы
  • Развитие познавательных и психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения)
  • Развитие эмоциональной сферы
  • Обучение положительному взаимоотношению и принятию других
  • совершенствование опыта внешнего оформления эмоций и самобытности эмоционального реагирования.
  • Создание благоприятной атмосферы и максимального взаимодействия в группе
  •   Повысить активность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами.
  • Повысить активность в разработке психолого-педагогического сопровождения совместно с воспитателями и педагогами-специалистами.

Гипотеза реализации проекта:

Реализация проекта «Чемпионат творчества и знаний» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для  себя, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, а так же развивать способности к эмоциональной регуляции собственного поведения,

Ожидаемые результаты проекта:

У детей


• желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
• успешное участие в коллективных делах;
• успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;
• умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;
• признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
• заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
• умение занять себя;
• владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

Проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам,  повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

  • Поиск методов, приёмов управления развитием эмоциональной сферы ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.
  • Разработка консультативно-практического материала для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в познавательной и эмоциональной сфере» - (педагог-воспитатель); «Психологическое здоровье детей» - (педагог-психолог);
  • Составление и проведение туров «Чемпионата творчества и знаний»

1 тур «В гостях у дедушки Корнея» -  (педагог-психолог, педагог-воспитатель)

2 тур « Семь ключей Королевы Математики» - (педагог-психолог, педагог-воспитатель)

3 тур «Аты-Баты шли солдаты» - (педагог-психолог, инструктор по физической культуре)

4 тур «Финальный» - (педагог-психолог, педагог-воспитатель, музыкальный руководитель)

  • Активное взаимодействие педагогов-воспитателей с педагогами специалистами.

Этапы реализации проекта

  1. Разработка Рабочей программы по диагностике социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
  2. Диагностика познавательной и эмоциональной сферы детей старшей группы.
  3. Беседа и групповые консультации с родителями детей старшей группы на родительском собрании по темам:

«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в познавательной и эмоциональной сфере»;

«Психологическое здоровье детей»;

 «Организационные вопросы по проекту «Чемпионат творчества и знаний»;

  1. Подведение итогов диагностики познавательной и эмоциональной сферы детей старшей группы.
  2. Проведение тренинга с детьми старшей группы «О дружбе и друзьях».
  3. Составление картотеки коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста, по итогам проведенной диагностики.
  4. Проведение мастер-класса для педагогов на тему «Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка».

  1. Совместная разработка с педагогами-воспитателями и педагогами специалистами открытых мероприятий непосредственной образовательной деятельности и психолого-педагогической поддержки по темам:

1 тур «В гостях у дедушки Корнея» -  (педагог-психолог, педагог-воспитатель)

 2 тур « Семь ключей Королевы Математики» - (педагог-психолог, педагог-воспитатель)

3 тур «Аты-Баты шли солдаты» - (педагог-психолог, инструктор по физической культуре)

 4 тур «Финальный» - (педагог-психолог, педагог-воспитатель,      музыкальный руководитель)

  1. Проведение 1 Тура «Чемпионата творчества и знаний».
  2. Проведение 2 Тура «Чемпионата творчества и знаний».
  3. Проведение 3 Тура «Чемпионата творчества и знаний».
  4. Проведение 4 Тура «Чемпионата творчества и знаний».
  5. Подведение итогов, и выявление результативности проекта.
  6.  Оформление документации проекта «Чемпионат творчества и знаний»

Реализация содержания проекта.

Реализация проекта «Чемпионат творчества и знаний» началась с диагностики детей старшей группы (диагностика проводилась по запросу педагогов-воспитателей данной группы детей старшего возраста), которые показали, что :

Уровень социально-эмоционального развития  у 60% детей данной группы  – ниже среднего.

А именно по таким аспектам:

  • отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;
  • непризнание правил и норм общения и деятельности;
  •  недостаточная инициативность в общении;
  •  предпочтение исключительно пассивных ролей;
  •  ситуативная регуляция аффективных проявлений;
  •  неумение улаживать конфликты;
  •  принятие помощи и возможность ее оказания.

Дети были разделены на команды, со своим названием, девизом, и костюмами. С ними  в течении 2014-2015 учебного года проводились игры, тренинги и итоговые дружеские соревнования (4 тура)  по проекту «Чемпионат творчества и знаний».

Итогом реализации проекта явился  «Финальный» тур проекта  для детей и членов их семей, где дети представляли творческие работы, которые готовили совместно с родителями. «Финальный» турнир получился ярким, который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношению друг к другу и к своей семье.

На наш взгляд, проект «Чемпионат творчества и знаний» является  практичным мероприятием, так как итоговая диагностика социально-эмоциональной сферы детей данной группы, в конце года, показала высокий уровень у 80% детей, особенно по таким критериям:

• желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
• успешное участие в коллективных делах;
• успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;
• умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;
• признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;
• заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;
• умение занять себя;
• владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

А поставленные цели и задачи проекта – были выполнены.

Создание благоприятной атмосферы и максимального взаимодействия в группе, мы наблюдаем сейчас не только на групповом стенде фото отчетов, но и в общении ребят.

Совместная деятельность родителей с детьми и педагогами, вышла на новый уровень заинтересованности, в участии жизни детского сада.

 Активность в разработке психолого-педагогического сопровождения совместно с воспитателями и педагогами-специалистами, подвигла  педагогический коллектив к новым проектам.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=366acafac748735cf235f251bb759597&n=33&h=190&w=323

Таким образом, ФГОС – это:

  • система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей;
  • культурный ген дошкольного  развития; он не прямого действия (каждый детский сад реализует свою Программу);
  • «нестандартный» стандарт дошкольного образования: стандарт развития, а не жесткого контроля развития ребенка.

Педагоги-специалисты и педагоги-воспитатели МДОУ ЦРР детского сада№51 «Аленушка»,не только  активно участвовали в разработке этого проекта, но и с успехом выполнили поставленные задачи и цели.

C:\Users\User\Desktop\ФОТО-ВОСПИТАТЕЛЬГОДА\DSC_0837.JPG

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0810.jpg                C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0819.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя  доу в работе с детьми с ОВЗ....

Повышение двигательной активности через взаимодействие воспитателя с инструктором по физической культуре

Большинство современных детей ведут дома малоподвижный образ жизни. Это происходит из-за ряда причин: отношение родителей к двигательной активности своего ребенка; просмотр телевизора; игры на к...

Описание педагогического опыта инструктора по физической культуре Глазыриной Ирины Владимировны Тема: «Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого реб

«Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого ребёнка через нетрадиционные формы физультурно- оздор...

Презентация на тему "Взаимодействие родителей и инструктора по физической культуре по физкультурно-оздоровительной работе".

На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы  не дают возможность быть активными участниками развития  и воспитания св...

Взаимодействие тифлопедагога и инструктора по физической культуре во время образовательной деятельности

1.слайд.Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с нарушением зрения (ОВЗ...

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре по реализации двигательной активности дошкольников в ДОУ

Мы хотим поделиться с вами нашим опытом по взаимодействию воспитателя и инструктора по физической культуре в области реализации двигательной активности дошкольников в ДОУ...

Взаимодействие родителей и инструктора по физической культуре по физкультурно-оздоровительной работе

На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы  не дают возможность быть активными участниками развития  и воспитания св...