Готовность специалиста коррекционного ДОУ к построению индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
статья по коррекционной педагогике на тему

Для многих коррекционных садов существует проблема подготовки воспитателей для работы с воспитанниками, которые имеют проблемы в развитии. Воспитатели, переходя на работу в коррекционный сад из садов массовых, не понимают особенностей детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью, не могут взаимодействовать со специалистами группы и сада, затрудняются проводить диагностику развития и составлять индивидуальные образовательные маршруты учащихся, испытывают сложности с подбором технологий и адекватных методов обучения воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность специалиста коррекционного ДОУ к построению индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Начатые ещё в конце XX века перемены в парадигме образования привели к разработке Федеральных государственных требований и Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

 В данной ситуации на педагога ложится большая ответственность по соответствию современным требованиям, предъявляемым к учителю, как к активному участнику образовательного процесса с одной стороны, а с другой стороны педагогу необходимо разработать учесть особенности конкретного воспитанника для составления его индивидуального образовательного маршрута.

Для многих коррекционных садов существует проблема подготовки воспитателей для работы с воспитанниками, которые имеют проблемы в развитии. Воспитатели, переходя на работу в коррекционный сад из садов массовых, не понимают особенностей детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью, не могут взаимодействовать со специалистами группы и сада, затрудняются проводить диагностику развития и составлять индивидуальные образовательные маршруты учащихся, испытывают сложности с подбором технологий и адекватных методов обучения воспитанников. Педагог коррекционного сада, в частности для дошкольников с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью, должен обладать несомненно большими знаниями, по сравнению с педагогами массовых садов. В частности, педагогу коррекционного сада необходимы знания основ коррекционной педагогики и психологии, особенности семейной психологии, возрастные нормы.  Без опоры на эти знания, воспитателям чрезвычайно сложно разобраться в особенностях своих воспитанников, провести диагностику развития детей, создать для них такой индивидуальный образовательный маршрут, который действительно б отражал физические, интеллектуальные, психические и иные особенности ребенка.

Мы единственный сад в районе, в котором проходят обучение учителя-дефектологи РГПУ им. Герцена, ЛГУ им. А.С. Пушкина, ЛОИРО, института им. Р.Валленберга.  Являясь практической базой для освоения и повышения квалификации мы разрабатываем, современные, практические формы работы с педагогами, родителями, детьми.

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального становления педагога ДОУ складывается из:

  • Определения ведущих профессиональных интересов;
  • Постоянного повышения профессиональной квалификации на базе АППО, РГПУ им. А.И.Герцена и т.д.
  • Самообразования педагога путем:

- участия в семинарах, конференциях, методических объединениях, мастер-классах, компьютерных курсов и т.д.;

- посещения открытых мероприятий других педагогов района, города;

- участия в конкурсы профессионального мастерства;

  • Проведение открытых мероприятий для педагогов и родителей;
  • Распространение информационно-компьютерных форм взаимодействия с семьей и педагогами.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут профессионального становления выступает, как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта педагога, который позволяет использовать гибкие модели организации процесса профессионального становления, который приобретает для педагогв личностно-значимый характер, становится более мотивированным[14,22,24,36,76,79,89,122,123]. В результате осуществляется избирательное и адекватное влияние процесса самообразования на личность в целом, создаются благоприятные предпосылки для профессионального становления педагога ДОУ.

К  особенностям построения индивидуального образовательного маршрута профессионального становления в вузе относится,  ориентация на научно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность с использованием двухуровневой, модульной, кредитно-зачетной  систем через анализ образовательных, личностных и профессиональных потребностей каждого студента.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут профессионального становления выступает, как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта студента.

Отмечая постепенную гуманизацию общественных процессов (учет личностных особенностей и потребностей человека, субъект-субъктные отношения в образовательном процессе и т.д.), специалисты разных стран[153,175] обращают внимание на тот факт, что процесс обучения в вузе оказывает большое влияние на изменение таких личностных характеристик, как социальная ответственность, надежность, толерантность, коммункабельность студентов. Именно по показателям личностных характеристик, а не по данным успеваемости определяется в настоящее время эффективность организации жизни вуза на Западе [22].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ с использованием современных коррекционно-развивающих технологий

В представленном материале содержится информация о понятии "индивидуальный образовательный маршрут", принципы его разработки, направления, методы и приемы реализации (использование современн...

Методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ на 2016-2017

Содержание  материала представляет собой задачи  развития ребенка  с ОВЗ а 2016-2017 учебный год, с учетом  рекомендаций ЦПМПК, при соблюдении специальных условий обучения и воспит...

Методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ на 2017-2018

Содержание данного материала представляют собой задачи развития ребенка 4 лет на 2917-2018 учебный год, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, соблюдая специальные условия развития и обучения ре...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования

Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута  воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...

Актуальность построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ

Актуальность построения ИОМ:•Растет число детей с ОВЗ, которые включены в обучение в общеобразовательных группах.•Часть обучающихся осваивают образовательную программу дошкольного образовани...

«Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида»

В статье представлена структура модели индивидуально образовательно маршрута для воспитанника, имеющего трудности в освоении образовательной программы ДОУ....

Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида

В статье описаны основные направления, методы работы, этапы и план конструирования индивидуального образовательного маршрута в целях создания в детском саду условий, способствующих позитивной социализ...