Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ с использованием современных коррекционно-развивающих технологий
методическая разработка на тему

В представленном материале содержится информация о понятии "индивидуальный образовательный маршрут", принципы его разработки, направления, методы и приемы реализации (использование современных коррекционно-развивающих технологий), алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 172.5 КБ
Office presentation icon Презентация2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Методологические аспекты разработки индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ

Слайд

Тема  «Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ с использованием современных коррекционно-развивающих технологий».

Слайд № 2

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Слайд № 3

Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

1. Государственным заказом

2. Индивидуальными возможностями и уровнем развития воспитанников

3. Потребностями и запросами родителей

возможностями ДОУ

Слайд № 4

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

1. Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

2. Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

3. Для детей с высоким интеллектуальным развитием

4.Для детей с нарушением поведения, проблемами в эмоционально-волевой сфере, социальной адаптации

Слайд № 5

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается по основным направлениям:

социально-коммуникативное развитие

• познавательное развитие

• речевое развитие

• художественно-эстетическое

• физическое развитие

Слайд № 6

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына):

1. Принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.

 2. Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

 3. Принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

4.Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута (команда ПМПк).

5.Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано  непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

6.Принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка.

Слайд № 7

Методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута

• Игры, упражнения, тренинги, беседы, чтение художественной литературы, моделирование ситуации и т.п., способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сферы (развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессивных реакций и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения)

• Приемы арт – терапии, куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия, пескотерапия и т.д.

• Релаксационные,  психогимнастические упражнения, этюды.

Слайд № 8

На основе анализа изученной нами литературы был составлен алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении

1. Подготовительный  этап

2. Комплексная диагностика

3. Разработка индивидуального маршрута

4. Реализация индивидуального образовательного маршрута

5. Промежуточная диагностика

6. Реализация индивидуального образовательного маршрута

7. Итоговая  диагностика.

Слайд № 9

Слайд 10 — 11 Карта развития

Слайд № 12 - Слайд № 13 - Слайд № 14  АЛГОРИТМ

Слайд № 15

В процессе психолого-педагогического сопровождения  я разрабатываю индивидуальные маршруты для детей различных категорий:

1. Дети с трудностями усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (по результатам диагностики).

2. Способные дети (с высоким интеллектуальным развитием).

3. Дети с нарушением поведения, проблемами в эмоционально-волевой  сфере, социальной адаптации.

4. Часто болеющие  дети.

Слайд № 22

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам  равные  стартовые возможности при поступлении в школу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ с использованием современных коррекционно-развивающих технологий». «Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ с использованием современных коррекционно-развивающих технологий»

Слайд 2

Методологические аспекты разработки индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ

Слайд 3

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Слайд 4

Индивидуальный образовательный маршрут определяется: Государственным заказом Индивидуальными возможностями и уровнем развития воспитанников Потребностями и запросами родителей Возможностями ДОУ

Слайд 5

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются: Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов Для детей с высоким интеллектуальным развитием Для детей с нарушением поведения, проблемами в эмоционально-волевой сфере, социальной адаптации

Слайд 6

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: • Социально-коммуникативное развитие • Познавательное развитие Социальных – коммуникативных навыков • Речевое развитие • Художественно-эстетическое • Физическое развитие

Слайд 7

Принципы (авт. Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына) 1. Принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития 2. Принцип соблюдения интересов ребенка, «на стороне ребенка» 3. Принцип отказа от усредненного нормирования 4. Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов (команда ПМПк) 5. Принцип непрерывности 6. Принцип мультидисциплинарности

Слайд 8

Методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута • Развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессивных реакций и ослабление негативных эмоций (игры, упражнения, тренинги, беседы, чтение художественной литературы, моделирование ситуации и т.п.) • Развитие познавательных процессов (игры и упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) • Развитие эмоциональной и поведенческой сферы (приемы арт – терапии, куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия, пескотерапия, психогимнастика, релаксационные упражнения)

Слайд 9

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении 1. Подготовительный этап 2. Комплексная диагностика 3. Разработка индивидуального маршрута 4. Реализация индивидуального образовательного маршрута 5. Промежуточная диагностика 6. Реализация индивидуального образовательного маршрута 7. Итоговая диагностика.

Слайд 10

Этапы психолого-педагогического сопровождения ребёнка Содержание работы I этап Подготовительный Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. II этап Комплексной диагностики. Диагностика психического развития ребенка, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение «зоны ближайшего развития». Важно отметить, что все сведения относительно состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка.

Слайд 13

III этап Разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. IV этап Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

Слайд 14

V этап Промежуточная диагностика. Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут. VI этап Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков. VII этап Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

Слайд 15

Дифференцированная работа с различными категориями воспитанников: Дети с трудностями усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (по результатам диагностики). Способные дети ( с высоким интеллектуальным развитием). Дети с нарушением поведения, проблемами в эмоционально-волевой сфере, социальной адаптации. Часто болеющие дети.

Слайд 16

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с использованием ТРИЗ - педагогики

Слайд 17

Целью ТРИЗ - технологии является развитие : Мышления: гибкость, подвижность, системность, диалектичность Поисковой активности, стремление к новизне Речи Творческого воображения

Слайд 18

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками I этап – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду II этап – научить детей фантазировать, изобретать III этап – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ IV этап - ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации

Слайд 19

ИГРА «ДА – НЕТ» Формирование классификационных навыков на основе пространственного ориентирования Формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов окружающего мира Формирование навыков анализа ситуаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе по теме: « Одежда. Обувь. Головные уборы» при реализации индивидуального образовательного маршрута.

Итоговое занятие по теме:  "Одежда. Обувь. Головные уборы". Занятие включает в себя несколько интрегационных образовательных областей : познавательная, художественно – эстетическая....

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»...

Игровые технологии как средства реализации индивидуального образовательного маршрута с тяжелыми нарушениями речи

Использование игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста.  Построение образовательной траектории для легкого восприятия информа...

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....