«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Митина Лариса Валерьевна

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»

        Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?

        Дети, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

        Ограниченные возможности здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную деятельность способом и в объем, которые считаются нормальными для человека при прочих возрастных, социальных или иных факторах.

        Приток таких детей в образовательные учреждения, в том числе дошкольные, увеличивается, это связанно, прежде всего, с политикой государства:

- обеспечение каждого ребёнка равными стартовыми возможностями;

- создание условий для каждого участвовать в полном объеме в жизни социума;

- получение полноценного и эффективного образования для каждого.

        Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 г. № 123-Ф3.,

        Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-Ф3. Ставит перед учреждениями дошкольного образования необходимость организации образовательного и воспитательного процесса в рамках государственного образовательного стандарта с детьми, которые по причине болезни не усваивают образовательную программу или имеют сложности в ее усвоении текущем режиме деятельности образовательного учреждения.        

        Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением стоит цель: выстроить систему работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьям, в которых эти дети воспитываются.

Задачи, которые ставит перед собой дошкольное учреждение:

- выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

- осуществлять индивиндуальныую психолгого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;

- способность усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;

-обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

-оказать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

        В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных учреждений существует следующая практика: воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) которые ведут коррекционно-развивающую работу с детьми диагностирую свои, узко направленные параметры, и используют полученные данные в своей деятельности. В результате чего, мы можем наблюдать разрозненность информации, обособленность в дальнейших действиях и, как следствие, отсутствие единства в достижении цели. В связи с этим возникает необходимость поиска, оптимальных путей организации взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

        Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальных образовательный маршрут ребёнка – дошкольника.

        Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно – развивающей деятельности с ребёнком, имеющим проблемы в психическом или физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребёнка.

        Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учётом индивидуальных способностей личности дошкольника, таких как: состояние здоровья, уровень физического развития, развитие психических процессов, интересов, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровня усвоения программного материала.

        При разработке индивидуального образовательного маршрута мы руководствовались следующими принципами:

- каждый ребёнок дорого и ценен, независимо от его способностей и достижений;

- процесс воспитания и обучения может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;

- социум усиливает возможности и способности ребёнка.

        

Этап медико-психолого-педагогического сопровождения с ОВЗ

Содержание работы

I этап – подготовительный

Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребёнка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребёнка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап – комплексной диагностики

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребёнка, диагностика психического развития, выявление индивиндуально-психилогических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Коррекционно – развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно – социальных);

- формирование деятельности ребёнка (манипуляторной, сенсорно – перцептивной, предметно – практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи (сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях).

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

        Для реализации индивидуальных образовательных маршрутов мы в детском саду создавали благоприятную предметно-развивающую среду. Организовывали единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально – личностному развитию детей. Совершенствовали стиль общения с ребёнком: придерживались психологически-корректного стиля общения, добивались уважения и доверия воспитанников. Создали условия для развития положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Методы, используемые нами в работе:

- Беседы, игры, образовательная деятельность, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;

- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционального-личностной  и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе);

- Игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

- Приемы арт – терапии;

- Релаксационные упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

        В результате внедрения комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ педагоги и специалисты отметили положительные изменения в развитии детей.

        А так же тесное сотрудничество и обсуждение возникающих трудностей специалистов и педагогов позволило на совместных консультациях повышать компетенцию педагогов в работе с детьми с ОВЗ.        

        Таким образом, ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях, о чём свидетельствует рост каждого ребёнка

        В связи с этим, можно отметить эффективность данной формы при работе с детьми с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада. А так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально – волевой сфере.

        Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально – адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.

Список литературы

1. Дмитриева Н.В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Дмитриева Н.В, Прушинский С.А.  – Москва: РООИ «Перспектива», 2009. – 228 с.

2. Пильдес, М.Б. Системы работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школа / М.Б. Пильдес, Е.Д.Тенютина – Волгоград: Учитель, 2010. – 211 с.

3. Малофеев Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как всё начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч – практ. конф.,сент. 2011 г./отв.ред. Е.И. Михайлова, д.п.н..: редкол.: А.А. Григорьева, д.п.н., и др.]. – Якутск: Офсет, 2011 -  276 с. – 31 с.

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.1998 г, №124 – Ф3.

5. Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г, №181 – Ф3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Если ребёнок  не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет"   Ignacio  Estrada"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребё...

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Опыт работы на тему «Реализация индивидуального образовательного маршрута как средство успешной коррекции заикания»

Опыт работы содержит один год коррекции заикания. Описаны некоторые приёмы работы, план и указаны литературные источники, которыми можно пользоваться....

Условия реализации индивидуального образовательного маршрута в логопедической группе ДОУ.

ознакомить  с особенностями проектирования индивидуального образовательного маршрута в детском саду....