Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. И реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
материал (подготовительная группа)

Пичкова Оксана Васильевна

 

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_na_rebenka_s_zpr_i_vssh.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ЗПР.

(старшая группа«Земляничка»)

Воспитатель:Пичкова О.В.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ЗПР.

(старшаягруппа«Земляничка»)

Воспитатель:Пичкова О.В.

Пояснительная записка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

На практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачипосоциально-личностномуразвитиюребенка:

  • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально- личностному развитию ребенка;
  • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуальныйобразовательныймаршрутвключаетосновные направления:

  • организациядвижения(развитиеобщейимелкоймоторики);
  • развитиенавыков(культурно-гигиеническихикоммуникативно-социальных);
  • формирование деятельности ребенка(манипулятивной ,сенсорно- перцептивной,предметно-практической,игровой,продуктивныхвидов-лепки, аппликации, рисования);

развитиеречи(формированиечувственнойосновыречи,сенсомоторногомеханизма,речевыхфункций);

  • формированиепредставленийобокружающем(предметноммиреи социальных отношениях);
  • формированиепредставленийопространстве,временииколичестве.

Методы,используемыевработе:

  • Беседы,игры,занятия,чтениехудожественнойлитературы,этюды, направленныеназнакомствосразличнымиэмоциямиичувствами,с

«волшебными»средствамипонимания;

  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшениевзаимоотношенийсокружающими,снятиестраховиповышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
  • Занятия,игрыиупражнениянаразвитиепсихическихпроцессов,(памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
  • Приемыарт-терапии(куклотерапия,изотерапия,сказкотерапия);
  • Релаксационныепсихогимнастическиеупражнения(расслаблениемышцлица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.

ФИО ребенка: 
Дата рождения: 
Возраст: 
Образовательное учреждение: 
Заключение ПМПК: Статус "Обучающийся с ОВЗ" (ЗПР). Рекомендована АООП ДО для детей с ЗПР.

1. Целевой раздел

  • Диагностическая основа: Заключение ТПМПК №2 г. Якутска от 14.05.2024 г. (протокол №Д213).
  • Общая цель ИОМ: Создание специальных психолого-педагогических условий для комплексного развития, коррекции недостатков в познавательной, речевой и социально-эмоциональной сферах, успешной адаптации и социализации в группе сверстников.
  • Задачи:
  • Коррекционно-развивающие: Развитие и коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие). Формирование целостной картины мира и сенсорных эталонов. Активизация и обогащение словарного запаса.
  • Образовательные: Освоение основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР.
  • Воспитательные: Формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, поддержка самостоятельности.
  • Принципы построения ИОМ: Индивидуализация, системность, непрерывность, психологическая комфортность, деятельностный подход.

2. Организационно-педагогический раздел

  • Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (на основе приказа Минпросвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1022).
  • Форма обучения: Очная.
  • Режим пребывания: Полный день, с полной включаемостью в жизнедеятельность группы компенсирующей/комбинированной направленности.
  • Специалисты сопровождения:
  • Воспитатели группы: Организация dailyroutine, реализация рекомендаций специалистов в свободной деятельности, создание благоприятного микроклимата.
  • Учитель-логопед: Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речевых средств.
  • Педагог-психолог: Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков (при необходимости).

3. Содержательный раздел (Направления коррекционно-развивающей работы)

Направление развития

Содержание работы (Краткосрочные цели на учебный год)

Ответственные

Форма работы

Периодичность

Познавательное развитие (с дефектологом)

1. Сенсорное развитие: Учить различать и называть основные цвета, геометрические формы (круг, квадрат, треугольник), величины (большой-маленький).
2. 
Развитие восприятия: Совершенствовать способы обследования предметов (ощупывание, рассматривание).
3. 
Формирование представлений об окружающем: Формировать представления о себе, семье, игрушках, домашних животных. Расширять кругозор.
4. 
Развитие ВПФ: Развивать зрительное и слуховое внимание, память, нагляднодейственное мышление.

Психолог, воспитатели

Инд., подгрупп.

2 инд. занятия в неделю (психолог), ежедневно в режимных моментах (воспитатель)

Речевое развитие (с логопедом)

1. Активизация речи: Стимулировать речевую активность в быту и на занятиях.
2. 
Развитие словаря: Обогащать пассивный и активный словарь по темам: «Игрушки», «Одежда», «Семья», «Животные». Учить называть предметы и простые действия.
3. 
Развитие грамматики: Формировать умение строить простые фразы из 2-3 слов («Дай мяч», «Хочу пить»). Учить использовать существительные в им. падеже ед. и мн. числа, глаголы в повелит. наклонении и настоящем времени.

Учитель-логопед, тьютор, воспитатели

Инд., подгрупп.

2-3 раза в неделю (логопед), ежедневно (воспитатель)

Социально-коммуникативное развитие

1. Развивать умение сотрудничать со взрослым в ходе совместной деятельности.
2. Формировать положительные привычки и навыки самообслуживания.
3. Поддерживать инициативу в выборе деятельности (игры, проекты).
4. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками (совместная игра, выполнение поручений).

Воспитатели, все специалисты

Групповая, инд.

Ежедневно

Взаимодействие с семьей

1. Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания ребенка с ЗПР.
2. Обучение родителей приемам работы с ребенком дома (использование визуальных расписаний, игр на развитие речи и мышления).
3. Ежедневный обмен информацией о состоянии и успехах ребенка.
4. 
Важно: Обеспечить наблюдение и лечение у невролога и психиатра по месту жительства.

Воспитатели, психолог, логопед

Консультации, беседы, памятки

По запросу, не реже 1 раза в месяц

4. Оценочно-результативный раздел

  • Критерии оценки динамики:
  • Повышение познавательной активности.
  • Расширение активного и пассивного словарного запаса.
  • Умение выполнять простые инструкции.
  • Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
  • Улучшение навыков коммуникации со взрослыми и сверстниками.
  • Формы мониторинга:
  • Ежедневное наблюдение.
  • Анализ продуктов деятельности ребенка.
  • Диагностические срезы дефектолога и логопеда (2 раза в год: вводный в сентябре, итоговый в мае).
  • Итог: На основе мониторинга будет проведен анализ эффективности ИОМ и внесены необходимые коррективы на следующий учебный год.

Примечание: Данный ИОМ является «живым» документом и может корректироваться в течение года по запросу родителей или специалистов в зависимости от динамики развития ребенка.

Воспитатель: ____________________ / (ФИО)
Заведующий МБДОУ Д/с № 29 «Золотая рыбка» : ____________________ / (ФИО)
С ИОМ ознакомлены (родители/законные представители): ____________________ / (ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ с использованием современных коррекционно-развивающих технологий

В представленном материале содержится информация о понятии "индивидуальный образовательный маршрут", принципы его разработки, направления, методы и приемы реализации (использование современн...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников

  ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника. Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - э...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников....

Реализация программы индивидуальной работы с обучающимися. Наличие реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (с особыми потребностями, но и с отклонением в развитии)

Реализация программы индивидуальной работы с обучающимися. Наличие реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (с особыми потребностями, но и с отклонением в развитии).2024-2025 ...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников

2023-2024 уч. г. – 2 младшая группа «Ручеек»Всего воспитанников: 35Из них дети с ОВЗ и (или) инвалидностью: 5После диагностики в ноябре 2024 г. учителем-логопедом были выявлены 5 дет...