этот жужжащий летающий мир
методическая разработка (старшая группа) по теме

Иванова Надежда Федоровна

        Воспитатель вносит искусственный цветок и просит угадать, кто на нем живет: «Среди травинок и цветов вместе с мотыльками, жуками и другими насекомыми жила красавица. Она была милым и скромным созданием, хотя хорошо знала, что таких красивых крапинок, как у нее на платье, не было ни у кого в стране насекомых.»

 

(Дети отгадывают и ищут отгадку на цветке.)

 

Божья коровка предлагает детям совершить прогулку в царство насекомых. Чтобы попасть в него, нужно сложить разрезанную картинку поляны.

Божья коровка называет дорогу в царство насекомых – «тропинкой загадок», по ней можно идти, только отгадывая загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭТОТ ЖУЖЖАЩИЙ ЛЕТАЮЩИЙ МИР»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТИПУ «ДИАЛОГ»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Дать представление о мире насекомых (его своеобразие, многообразие, назначение). Видеть зависимость человека от насекомых.
  2. Развивать бережное отношение, уважение к представителям насекомых.
  3. Развивать умение строить диалогическую речь, формировать грамматически правильные фразы, выводы.
  4. Ценить и замечать жизнь окружающего мира, развивать творческое воображение, уметь познавать окружающий мир на основе личного опыта.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

- искусственный цветок;

- игрушка – божья коровка;

- макеты загадок;

- простынка;

- увеличительные стекла.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ:

Проведение целесообразно в парке.

ХОД ЗАНЯТИЯ;

        Воспитатель вносит искусственный цветок и просит угадать, кто на нем живет: «Среди травинок и цветов вместе с мотыльками, жуками и другими насекомыми жила красавица. Она была милым и скромным созданием, хотя хорошо знала, что таких красивых крапинок, как у нее на платье, не было ни у кого в стране насекомых.»

(Дети отгадывают и ищут отгадку на цветке.)

Божья коровка предлагает детям совершить прогулку в царство насекомых. Чтобы попасть в него, нужно сложить разрезанную картинку поляны.

Божья коровка называет дорогу в царство насекомых – «тропинкой загадок», по ней можно идти, только отгадывая загадки.

(Воспитатель расставляет загадки заранее.)

  1. Кто же это в самом деле:

             Ходит еле – еле – еле

Носит дом витой

За спиной.

(Улитка)

  1. Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек очень,

Бегать все рано не может.

                             

(Гусеница)

  1. Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

(Жук)

  1. В лесу нет доктора

важней,

Чем бойкий рыжий…

(Муравей)

        Божья коровка говорит, что на тропинке загадок дети повстречали много насекомых. У каждого из них своя жизнь, свое назначение на земле. Она показывает детям полянку и предлагает внимательно посмотреть на мир полянки: «Солнечный луч, охотно заглядывая на эту полянку, бродил среди множества ярких цветов и стройных трав. А когда фея весны щедрой рукой сыпала на цветы и травы теплый дождь, то они вырастали такими высокими, что снизу, с земли, едва можно было увидеть их верхушку. Правда, такими они казались лишь жукам и другими насекомыми, для которых травинки все равно, что для вас, дети, высокие тополя.

         Божья коровка предлагает детям пригнуться, представить себя муравьем или гусеницей. Как далеко может видеть муравей? нужно ли муравью видеть то, что видит человек? Где он может спрятаться? Чего он боится? Что ест муравей?

Детям предлагается игра «Кузнечики».

«Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем,

Тише, тише, высоко,

Прыгай на ногах легко.»

(Дети имитируют движения по тексту)

Божья коровка стелет под кустом простынку и вместе с детьми трясет его. Взяв увеличительное стекло, дети рассматривают насекомых и отвечают на вопросы:

-Что отличает насекомых от животных?

(Количество ног – лапок, размер, короткая жизнь, умение принимать разные формы ,т.е. кокон – бабочка, личинка – паук.)

- Чем отличаются насекомые куста и дерева, травинки и цветка (цвет, форма) ?

Божья коровка рассказывает детям о том, что насекомые нужны на земле, а почему – просит ответить детей.

Проследить экологическую цепочку:

пища

насекомые → птицы →           растительный → человек

                        земноводные    мир                       животное

        Предложить понаблюдать за работой пчелы, бабочки, нацеливая на вывод, что они опыляют цветы, помогают размножаться растениям, собирают нектар.

(Мед – им питается человек; растения служат пищей животным и людям.)

Божья коровка спрашивает, знают ли дети, что происходит с насекомыми осенью?

(Они откладывают личинки по корой на зиму, из них весной появляются жуки.)

А умеют ли насекомые защищаться от птиц?

Божья коровка говорит о том, что царство насекомых разнообразно, жителей в царстве много, но они маленькие и наверное, поэтому людям нужно просто не мешать им жить.

«В ЦАРСТВО ЦАРЯ ВОЗДУХА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ПУТЕШЕСТВИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Дать первые представления о стихии Воздух.
  2. Выражать свои мысли и чувства в диалогической и монологической речи.
  3. Развивать умение перевоплощаться в образы, посредствам выразительных движений.
  4. Развивать фантазию.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

        Воспитатель приглашает детей в волшебное царство Воздуха. Попасть туда можно отгадав загадку:

«Не конь, а по небу гуляет,

Не птица, а в небе летает».

(Ветер)

        Отгадав загадку, дети оказываются в воображаемой стране, где правит царь Воздух со своими сыновьями: Северный и Южный ветерок.

- Как вы думаете, какие они , сыновья воздуха?

- Если Северный ветер по царству идет, сто чувствуют жители?

        Проводится упражнение «Стань ветром» - дети слушают рассказ воспитателя, затем под музыку изображают разные ветра.

        «Ледяной Северный ветре гуляет в открытом поле, носится по лесу меж белых берез и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. Не усидишь ни на ветке, ни на земле: все покрыто снегом ,стынут лапы. Людям хочется закутаться в пальто».

(Монолог может исполнять ребенок.)

        «А вот прилетел Южный Ветер. Он несет в своих толстых щечках жару с юга. Выдул Южный ветер свое тепло дыхание и вот уже тают сугробы. Птицы отогревают и радостно чирикают. Хочется подставить лицо этому теплому сыну царя Воздуха.»

(Монолог может исполнять ребенок)

Воспитатель задает вопросы:

- Назовите, как зовут царя Воздуха?

- Где может пролететь ветер?

- Есть ли у нас в группе Воздух?

- Как это узнать? (Запах с кухни, холод с улицы).

- Как вы думаете, а в нас живет Воздух?

- Где он живет? (попробуем зажать нос.)

- Можно жить без Воздуха?

Проводится игра «Воздушные шарики»:

- на вдох (счет до 10) надуваем шарики постепенно, на выдох – сдуваем.

Шарики  - это дети, которые изображают их.

        Воспитатель говорит, что пора возвращаться из царства Воздуха.

- Мы с помощью ветров (звучит музыка) полетим до нашего детского сада.

     Дети, «оказываются» в группе, вспоминают, что они узнали в царстве Воздуха. Воспитатель предлагает нарисовать сыновей Воздуха.

«БУКЕТ ЗЕМЛИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ОТКРЫТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ХОД ЗАНЯТИЯ:

        Посмотрите внимательно на глобус, он – уменьшенная копия нашей земли.

Крутится земля вокруг солнца, освещает оно ее неравномерно. Повернулась, где находится наша страна, и стало тепло, наступило лето

- Для растений главное условие роста?

(Тепло, влага)

Растение сами выбирают ,где им жить. Они не любят одиночества. Собираются группами деревья, кусты, трава – это смешанный лес. лес, где растут одни березки – называется березовый.

- А что такое дубрава? Бор? Болото?

Я предлагаю вам путешествие над землей, мы увидим много интересного. На чем можно путешествовать? Мы полетим на самолете, бортпроводницей буду я. Садитесь поудобнее, мы взлетаем.

(Звучит музыка «Музыка ключей»)

Наш путь начнется с юга на север. Вот остановка. Мы прилетели с вами в тропический лес.

(Рассматриваем иллюстрации или слайды)

Тропический лес – это рай для растений. Здесь в изобилии тепло и влага, температура воздуха 26 град. (+26 град. С) и круглый год идут дожди. Здесь каждая травинка похожа на дерево, все тянется вверх, создавая царство зеленой тьмы, растения здесь цветут и плодоносят целый год.

(Беседа с детьми, ответы на вопросы)

Занимайте свои места, мы летим дальше на юг. Под нами на многие километры простирается пустыня.

(Звучит музыка. Остановка)

Солнце не уставая греет землю, плодородной земли здесь нет. Все покрыто песком, камнями, от жары все пересохло. Дождей здесь не бывает, поэтому растения здесь не живут. Изредка, попадается метелочки сухой травы.

(Рассматриваем иллюстрации или слайды)

А сейчас становитесь в круг. Я бросаю мяч, вы ловите и отвечаете. Мы с вами вспомним животных, где они живут.

Дидактическая игра «Кто где живет?...»

(Рассматриваем иллюстрации)

Тренинг эмоций «В густом лесу».

Летим дальше к северу.

Над нами вечнозеленые непроходимые леса. Места необжитые. Это суровый край, обделенный теплом. Лето жаркое, но очень короткое, зимы холодные, длинные, осадков мало. Летом нижний слой земли не оттаивает, под корнями деревьев слой вечной мерзлоты.

(Рассматриваем иллюстрации и слайды)

- Какие растения здесь растут?

- Почему они так грустно растут?

(Музыка)

Наш самолет берет курс все дальше и дальше на север. Под нами необозримые просторы – это тундра. Здесь мало тепла и влаги. Дует холодный, пронзительный ветер. Деревья похожие на кустарники, береза называется карликовая. Она ростом с маленького ребенка. Сравните ее с нашей березой. Деревья стелются по земле, как трава, укрываются от холода, растительности очень мало.

(Рассматривание иллюстраций)

(Звучит музыка, возвращение домой)

Вот мы и вернулись из волшебного путешествия. Сколько удивительного узнали мы. Давайте, назовем эти отдельные группы растений, разбросанные по земле, « букеты земли».

Разные чувства вызвали у вас картины царства природы, увиденные сегодня.

А теперь давайте станем художниками и свое настроение и впечатление от увиденного передадим в своих рисунках. Каждый из нас нарисует картину под названием «Букеты земли»

(Звучит музыка. Дети рисуют)

        

«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДЕРЕВОМ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Карточки с изображение деревьев:

- побег;

- «веселое» дерево;

- дерево с гнездом;

- «грустное» дерево;

- большое дерево – «мое» дерево.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

        Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку в лес. Наша группа – это воображаемый лес. Как много в нем разных деревьев! (Каких?) Как легко в нем дышится! Как много от таит загадок! Давайте пойдем сегодня в лес за загадками.

Найдешь загадку – отгадку подавай.

(Звучит музыка: пение птиц, журчание ручья)

- Здравствуй лес, чудесный лес, полный сказок и чудес.

Давай постоим послушаем, как шумит лес, он нас приветствует, лес рад нашей встрече.

Загадки на каждом шагу, - смотри внимательно, вот валяются шишки, орехи, чьи-то следы, кто-то когтями поцарапал…

Неизвестные следы, неизвестных обитателей леса.

- Вот на поляне растет в траве, незаметно, маленькое деревце, побег (карточка).

- Откуда оно взялось?

Кто бросил сюда семена?

- Но не все семена прорастают, некоторые семена съедают животные, другие погибают от холода, от непригодных условий роста.

Что нужно дереву для роста? (Воздух, вода, солнце)

- А вы похожи на маленькие расточки?

(Дети сравнивают себя с маленькими росточками)

- Дальше идем, встречаем необыкновенное дерево.

- Что о нем можно рассказать?

- Веселое дерево – здоровое дерево, ему светит солнышко, его поливает дождь, у него не сломаны ветви, у него радостно шумят листочки, у него много друзей. За ним ухаживает лесник, рыхлит землю, подрезает засохшие веточки.

(Дети объясняют почему дерево веселое)

- На кого из наших детей похоже это дерево?

(Этюды на мимику «Весело»)

- Посмотрите, вон вдали растет еще дерево. Дерево с гнездом.

- Что в нем интересно?

- Кто там может жить?

- Почему дерево дружит с птицами, животными, грибами?

(Речевая гимнастика «Грачи»)

Кража, кража – грабят братцы,

Где же стража?

Что украли? два пера. Безобразие с утра!

Мы не брали! Мы не брали!

Крали, брали, крали, брали. Это я.

Грачиный крик перевел на наш язык.

- Это грачи строят свои дома на ветках дерева.

- Вот растет другое дерево, но почему оно такое грустное?

- Дерево попало в беду; отломаны ветки, порезана и поцарапана кора на стволе, рядом дорога с большим движением, загрязнен воздух.

(Рассказы детей, как помочь дереву)

- Давайте сравним нашу кому с корой дерева. кожа защищает наше тело, кора – ствол дерева. Под кожей течет кровь, под корой – сок.

К вам на тонкой ножке

Дождик скачет по дорожке,

В лужицах смотри, смотри,

Он пускает пузыри.

- Где мы можем укрыться? Вот под большим деревом.

- Оно большое, мудрое, сильное, у него сильный ствол и большая крона. Дерево прожило много лет, много знает, прикроет в жару, укроет от сильного ветра, холода.

- Всем хорошо под кроной дерева и птицами, и зверям, и людям

- Как похоже это дерево на взрослого человека?

- Дерево заботится о побегах, взрослый человек – о детях.

- Закончился дождь, снова светит ласковое солнце, и цветы на полянке раскрыли бутоны.

(Речевая гимнастика. Дети раскрывают ладошки, произнося медленно с – с – с.)

- Посмотрите дети на это дерево – мое дерево.

- Мы с вами сейчас говорили, как мы похожи на деревья, они растут и мы растем. У дерева есть корни, ни сильные, они уходят глубоко в землю, они держат дерево и через корни в дерево поступает вода и питательные вещества. Корни похожие на наши ноги.

        «Если б я был деревом, мои ноги росли и росли все глубже и глубже в землю. Они держали бы меня и искали бы воду, чтобы пить. И мне не нужны были бы ботинки, потому что мои ноги назывались бы корни.»

(Дети показывают свои руки, рассматривают кожу рук.)

- Посмотрите, ребята, какие сильные ветки, как они высоко тянутся вверх, сколько их много, как они похожи на наши руки?

        «Если б я был деревом, мои руки тянулись бы к солнцу и у меня бы росли все новые руки одна за другой. Как это здорово, так высоко тянуться и быть приютом для птиц, чтоб они могли отдохнуть, а если мне повезет, они совьют на мне гнездо. Эти красивые, длинные руки будут называться ветви».

(дети тянут вверх руки, слегка покачиваясь)

- Ребята, а крона дерева похожа на вашу голову?

- Дерево, как и мы питается, в этом ему помогают почки, потом листочки.

        «Если б я был деревом, мои руки покрылись бы почками. Каждую весну мои почки раскрывались и становились бы зелеными и нежными. Внутри каждой делалась еда, а в летний зной они давали бы прохладу и тень. А осенью, когда холодает, они стали бы красными и золотыми. А потом падали бы, танцуя на ветру, потому что это еда – листья. Как это было бы чудесно, если б я мог быть деревом!»

        Ребята, мы сегодня провели исследовательскую работу, сравнивая похожи ли мы на деревья. Мы узнали, что все деревья разные, как и мы с вами не похожи друг на друга. Сегодня мы пойдем в парк, вы выберете себе деревце, которое больше всего вам понравится, подойдите к нему, обнимите его, погладьте кору, прижмитесь щекой к шершавой коре, постойте молча минуту, дерево даст вам свою силу, что-то прошепчет на ушко. А потом в детском саду мы с вами нарисуем то дерево, которое вам понравилось. Мы будем ходить на нашу полянку и наблюдать за деревьями, как они меняются во все времена года, и будем расти вместе с ними. А дома вы предложите маме с папой вместе с вами посадить свое деревце, будете ухаживать за ним, заботится о нем, а оно будет отдавать вам свою силу и энергию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Этот жужжащий мир».

Краткосрочный проект     по теме «Этот жужжащий мир» (Мир насекомых) Средняя группа....

«Жужжащие, ползающие, летающие»

Конспектзанятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе«Жужжащие, ползающие, летающие»...

Конспект НОД по развитию речи для средней группы "Этот жужжащий звук "Ж"

конспект по развитию звуковой культуры речи в средней группе...

Комплексно-тематический план. Тема «Этот жужжащий мир ».

Комплексно-тематический план. Тема «Этот жужжащий мир »....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Этот жужжащий, ползающий и летающий мир».

Родная природа – это то, чем богата Астраханская область. Нельзя сказать, что природа области отличается большим разнообразием, но живописности ей хватает. В основном территория области это луга...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...