Краткосрочный проект по теме «Этот жужжащий мир».
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Стародубова Галина

Краткосрочный проект     по теме «Этот жужжащий мир» (Мир насекомых) Средняя группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

 Краткосрочный проект

по теме

«Этот жужжащий мир»

Средняя группа.

Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о насекомых.

 

Задачи:

  1. Систематизировать знания об окружающем мире.
  2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
  3. Развивать представление о многообразии насекомых, их приспособленности к условиям жизни.
  4. Учить классифицировать насекомых. Развивать творческое воображение детей путём изображения насекомых в своих творческих работах.
  5. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
  6. Развивать связную речь, обогащать словарь детей; развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.
  7. Воспитывать бережное отношение к живому.
  8. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки.
  9. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Участники проекта: дети дошкольного возраста (4-5 лет), родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты ДОУ.

Предполагаемый  результат проекта:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам   природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых:  бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут узнавать, различать и называть характерные признаки разных насекомых.    
8. Будет сформировано представление о том, что нельзя делить  насекомых  на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Итоговое мероприятие: КВН «Знатоки насекомых», выставка рисунков «Букашечки – таракашечки».

Технологическая карта №1              

Вопросы к утреннему сбору, которые направлены на выбор темы и деятельности.

Какая у нас тема?
Что мы уже знаем о насекомых?
Что еще можно узнать?
Чем бы ты хотел заняться сегодня?
Как ты это будешь делать? С чего ты начнешь?
Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
С кем ты будешь вместе работать?
Нужны ли насекомые?

Пользу или вред они приносят?

Каких насекомых  нашего края ты знаешь?

Почему дети уничтожают насекомых?

Как насекомые зимуют?

Приносят ли они пользу или вред?

Технологическая карта №2

Вопросы к вечернему сбору, которые направлены на обсуждение результатов  деятельности, вариантов итогового события; планирование деятельности на следующий день.

Кто хочет рассказать о своей работе?

Что было самое интересное?

Что ты узнал нового о насекомых?

Что еще хочешь узнать?

Получилось ли у тебя то, что ты задумал?

Что бы ты хотел изменить?

Тебе было трудно или легко?

Что легче всего было сделать?

Какие материалы вы использовали?

Вы полностью выполнили свой план?

Планируете ли вы продолжить свою работу?

На какие вопросы мы ответили сегодня?

Какие новые слова вы узнали?

Каких новых  насекомых узнали?

Технологическая карта №3

Примерное комплексно - тематическое планирование

Образовательные области

Интеграция

Педагогические задачи

Планируемые результаты

Познание Конструирование

«Социализация», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация».

«Чтение художественной литературы».

Тема: Пчелка из бумаги.

Цель: Продолжить знакомство детей с особенностями жизни пчел. Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги.
Познание: развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

Социализация: способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

- воспитывать любовь к животному миру, давать детям знания об окружающем мире.

Физическая культура: формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Коммуникация:

 Ввести в активный словарь слова: улей, нектар, опыление, пасека, пасечник. Продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы.

Чтение художественной литературы:

- учить отгадывать загадки.

- стихи про насекомых.

Умеет создавать простую работу на основе цилиндра, пользуясь представленным образцом.

Знает насекомых – обитателей лесов, лугов и водоемов.

Общается в процессе работы с детьми и воспитателем, отвечает на заданные вопросы.

Умеет развить сюжет игры, используя собственную поделку.

Соблюдает правила м/п игры, согласовывает движения с музыкальным сопровождением.

Умеет отгадывать загадки, отвечает на вопросы воспитателя.

Познание ФЭМП

 «Здоровье»,

«Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация».

«В гостях у кузнечика Кузи»

Цель: Развитие у детей математических представлений и навыков ориентирования в пространстве.

ФЭМП: Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади.

Здоровье, физическая культура: физминутка «Веселая разминка».

 Коммуникация: Учить отгадывать загадки о насекомых. Воспитывать   взаимопомощь, заботливое отношение к животному миру.

Ориентируется в пространстве относительно самого себя.

Употребляет в речи слова «в», «выше», «ниже».

Знает и называет геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.

Согласовывает движения с текстом.

Умеет отгадывать загадки, объясняя свой ответ.

Познание (ФЦКМ).

«Социализация», «Художественное творчество»,

«Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация», Безопасность.

Тема: «Этот жужжащий мир».

Познание: расширять и закреплять знания детей о насекомых, их друзьях и врагах. Развивать зрительную и слуховую память. Развивать мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать третий лишний предмет с обоснованием своего ответа.

Коммуникация: Продолжать учить отгадывать загадки, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Безопасность: познакомить с правилами  безопасного общения с насекомыми.

Художественное творчество: Развивать мелкую моторику рук.

Развивать воображение, мышление, память, воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.

Социализация: Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете, воспитывать  дружеские взаимоотношения; умение работать сообща, не мешая друг другу.

Физическая культура: закреплять умение играть в подвижную игру соблюдая правила.

Знает насекомых - представителей  экосистем луг, лес, поле, водоем.

Узнает их на картинке, выделяет ее из множества других.

Понимает, как нужно вести себя на отдыхе на природе.

Может раскрашивать картинку, не вылезая за контуры предметов.

Работает в группах, не мешая друг другу.

Умеет играть, соблюдая правила подвижной игры.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,

«Познание»,

«Музыка»,

«Социализация».

Тема: чтение К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха».

Познание: Формировать представления о насекомых.

Учить интонационно-выразительному подражанию. Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет употребление разнообразных прилагательных.

Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы, интонационную выразительность.

Закреплять правильное отчетливое произношение звуков.

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Чтение художественной литературы: Воспитывать любовь к сказкам.

Учить сопереживать. Сочувствовать.

Социализация: воспитывать простейшие эмоции - грусть, радость, страх, переживание и учить их выражать, распознавать с помощью пиктограмм. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым, стремление делать добрые дела, бережное отношение к природе.

Учить активному общению в процессе обсуждения произведения, отвечать на вопросы, не перебивая других.

Физическая культура: развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных насекомых.

Снять телесное эмоциональное напряжение с помощью упражнений и музыки.

Внимательно слушает стихотворение;

активно отвечает на заданные вопросы.

Выразительно имитирует движения и звуки насекомых.

Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;

Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Физическая культура.

«Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация»,

«Чтение художественной литературы»,

«Познание» (ФЭМП).

«Мир маленьких жителей Земли».

Физическая культура: учить сохранять равновесие при движении по ограниченной площади в различных положениях, закреплять умения выполнения прыжков через короткую скакалку, совершенствовать навыки ходьбы, бега, ползания.

Коммуникация: учить координировать движения с текстом стихотворения, игры.

Выразительно проговаривать слова, сопровождающие игру.

Социализация: учить соблюдать очередность водящего, слушать педагога, выполнять правила игры.

Познание: закрепить знание о насекомых, сезонных изменениях в их жизни.

Чтение художественной литературы: использование считалок, стихотворных сопровождений игр.

Правильно выполняет основные движения;

Внимательно слушает и отгадывает загадки;

Выполняет движения, согласуя их с музыкальным сопровождением;

Знает цвета – красный, желтый, синий, зеленый;

Соблюдает правила игры.

Выразительно проговаривает слова игры.

Может координировать свои действия с действиями товарищей.

Адекватно реагирует на смену водящего.

Знает насекомых, обитающих в нашей местности.

Музыка.

«Здоровье»,

«Познание»,

 «Социализация», «Коммуникация»,

«Художественное творчество».

«Жил на свете добрый жук»

Познание детьми окружающего мира через звук.

«Коммуникация» - развитие свободного общения о музыке с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи.

«Познание» - расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие,

формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства.

«Социализация» - формирование: представлений о музыкальной культуре и

музыкальном искусстве; чувства принадлежности к мировой культуре.

«Художественное творчество» - развитие детского творчества в импровизированных движениях под музыку, использование художественного слова для обогащения

восприятия музыки.

Умеет внимательно слушать произведения классической музыки, слышать заданную тему.

Может сказать о своих впечатлениях, о прослушанной музыке.

Свободно двигается под музыку, изображая насекомых.

Художественное творчество.

«Познание»,

«Коммуникация»,

«Физическая культура», «Музыка»,

«Труд».

«Социализация».

Аппликация «Разноцветные бабочки».

Развивать интерес к лоскутной аппликации как виду деятельности: продолжать учить составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать форму из ткани на картонную основу.

Познание: Расширять знания детей о бабочках: особенности внешнего вида, способ передвижения.

Художественное творчество: Создавать коллективную композицию, формировать желание взаимодействовать с детьми и взрослыми при ее создании. Воспитывать эстетический вкус, воображение, развивать креативное мышление.

Коммуникация: загадки о насекомых.

Труд: Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.

Коммуникация: Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки.

Социализация:  Воспитывать настойчивость в достижении цели, актуальность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Музыка: Приобщать детей к музыке.

Лепка из соленого теста «Божья коровка».

Обобщить представления детей о насекомых (особенности внешнего вида, строения, приспособления к среде обитания).

Расширять представления детей о божьей коровке.

Учить лепить образ насекомого (божьей коровки) .

Совершенствовать технику лепки из теста.

 Развивать чувство формы и цвета.

 Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.

Кружок «Лукоморье»

Сказка «Репка».

Умеет правильно использовать площадь листа.

Аккуратно работает с клеем, пользуясь салфеткой и клеенкой.

Выполняет работу самостоятельно.

Владеет навыками самообслуживания.

Знает и называет насекомых.

Имеет представление об экосистемах лес, луг, поле, водоем.

Убирает за собой рабочее место по окончании работы.

Умеет отгадывать загадки, обоснованно отвечая  на вопрос.

Умеет лепить предметы округлой формы.

Знает желтый, зеленый, красный цвет.

Умеет координировать движения со словами;

Использует в речи прилагательные, обозначающие ласковые слова

Социализация.

«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация»

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к насекомым, сформулировать правила поведения при встрече с насекомыми.

Воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры;

формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Понимает значение насекомых  в жизни человека.

Знают правила поведения в природе.

Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Умеет играть вместе с другими детьми. Соблюдает правила игры

Здоровье.

«Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация»

Развивать умение заботиться о своём здоровье; рассказать, насколько важны некоторые насекомые для человека;

продолжать развивать культурно - гигиенические навыки;

продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Соблюдает элементарные правила приема пищи, гигиены. Выполняет физические упражнения на укрепление организма.

Понимает значение насекомых для здоровья человека.

Труд

Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Труд», «Социализация».

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате, в уголке природы и на участке детского сада.

Продолжать учить ухаживать за растениями в группе.

Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы все убирать со стола (рисование, лепка, аппликация). 

Замечает беспорядок в группе и самостоятельно устраняет его;

Убирает на место игрушки и игры после игры;

помогает воспитателю ухаживать за комнатными растениями в группе;

самостоятельно приводит в порядок свое рабочее место после образовательной деятельности.

Безопасность.

«Социализация», «Коммуникация», «Познание» (ФЦКМ).

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; активизировать предлоги, глаголы в предложениях; познакомить детей с правилами безопасного поведения  при встрече с насекомыми.

Знает элементарные правила поведения общения с насекомыми; свободно отвечает на заданные вопросы по теме, использует в речи предлоги и глаголы.

Технологическая карта №4  « Материалы и оборудование».

Социально – личностное  развитие

Безопасность

Социализация

Труд

Центр «Островок безопасности»

Альбом «Азбука безопасности при встрече с насекомыми».

Плакат «Берегись насекомых!».

Беседы «Осторожность в лесу, поле и на лугу», «Что делать, если ужалила пчела».

Центр «Наш маленький дом»

Атрибуты к с\р играм «День рождения Мухи - Цокотухи», «Поход в лес».

Центр «Сибирячок».

Набор открыток «Насекомые Сибири».

Альбом с фотографиями насекомых.

Центр «Пчелки»

«Трудолюбивые  пчелки»

Лейки, детские грабли, лопатки;

Опрыскиватели для растений;

Тряпочки,  губки для протирания пыли, ухода за растениями;

Фартуки для работы с растениями.

Алгоритм подготовки рабочих мест для деятельности: аппликация, лепка, ручной труд.

Художественно – эстетическое развитие

Художественное творчество

Развитие детского творчества

Музыка

Центр «Радуга»

Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, пластилин.

Клей, природный и бросовый  материал.

Старые иллюстрации из книг и журналов (для вырезания и использование в аппликации).

Алгоритмы рисования, лепки насекомых.

Трафареты, шаблоны  «Насекомые».

Раскраски по теме.

Театральный центр «В гостях у сказки»

Шапочки для театрализации  произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Центр «Веселые нотки» 

Мультимедийная презентация «Этот жужжащий мир».

Музыкальные игры «Божьи коровки – черные головки», «Веселые бабочки».

Аудиозапись Римский-Корсаков «Полет шмеля».

Физическое развитие

Центр «Здоровячок»  

Подвижные игры  ««Бабочки и ласточки»,  «Жук – плавунец и головастики», «Стрекозы, бабочки, кузнечики»,  «Поймай комара», «Медведь и пчелы», «Дневные бабочки и ночные светлячки».

Малоподвижные игры: «Бабочки - красавицы».

Дыхательные упражнения «Летят пчелы», «Подуй на бабочку», «Отправь пчелку в полет за нектаром».

Зрительная гимнастика «Муравьи».

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Трудолюбивая пчелка», «Паучок».

Познавательно-речевое развитие

Познание                                                                                                                                           Коммуникация, чтение художественной

                                                                                                                                           литературы

                                                                                               

ФЦКМ

ФЭМП, Конструирование

Природа

Худ. Литер.,  Развитие речи

Тематический центр

Иллюстрации к сказкам.

Набор картинок «Насекомые».

Д/и: «Четвертый лишний»,

«Кто живет в траве».

«Где чей дом».

«Угадай по описанию».

Картинки с изображениями насекомых, живущих в лесу, на лугу и поле.

Дополнительная литература, энциклопедии «Мир вокруг нас».

Игры «Летает – не летает», «Четвертый лишний», «Сложи картинку».

Центр «Соображалочка»

Счетные палочки, д/у «Много – мало».

Игры «Закрой двери в домиках».

Мягкий набор вкладышей «Насекомые».

Центр «Маленькие строители»

Материал для изготовления поделок – насекомых: еловые и сосновые шишки, бросовый материал – коробочки, баночки, ленты и пр… Алгоритмы изготовления поделок.

Бумага для оригами. Алгоритмы создания оригами – поделок.

Мини- лаборатория «Капитошка»

Прозрачная посуда для воды,

стаканчики пластиковые, емкости для переливания воды, стаканы для питьевой воды, прозрачные баночки и разноцветные краски для окрашивания воды.

Центр «Лукоморье»

Загадки о насекомых.

Пословицы и поговорки о насекомых.

Произведения: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Крылов «Стрекоза и муравей».

Г.Скребицкий «Счастливый жучок».

В.Зотов, отрывки из книги «Лесная мозаика».

Д.Минаев «Не троньте майского жука».

Книги о насекомых с иллюстрациями.

Технологическая карта №5  «Виды деятельности и формы организации».

Музыкально-художественная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность.

Продуктивная деятельность:

Слушание «Полет шмеля».

Запись звуков луга, поля.

Пение «В траве сидел кузнечик», «Ромашки и букашки», «Добрый жук».

 «Легкий – тяжелый». (Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу).

В центре экспериментальной деятельности поместить коллекцию насекомых, лупы. Дети через лупу рассматривают строение конечностей и тельца насекомых. Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцу насекомых прилипает пыльца).

Аппликация «Разноцветные бабочки».

«Божья коровка» из пластилина.

Рисунки «Букашечки – таракашечки».

Изготовление бабочек из фантиков .

Конструктивная деятельность

Игровая деятельность:

Познавательно-исследовательская деятельность:

 Изготовление атрибутов к драматизации и сюжетно-ролевой игре по произведению «Муха – цокотуха».

Сюжетные  игры: «День рождения Мухи – цокотухи», «Путешествия и открытия», «Рыбалка».

 Исследование: «Сладок медок, да много не съешь». (Закрепить знания о продукте, который вырабатывают пчелы; познакомить со свойствами меда - цвет, вкус, сладость, тягучесть, зависимость от растений, с которых пчела собирала нектар).

Проблемная ситуация на прогулке «Поиск муравейника».

Коммуникативная деятельность:

Двигательная активность:

Сотрудничество с родителями:

Беседы «Что вы знаете о насекомых?», «Где зимуют насекомые?», «Чем полезен мед?».  Ситуативные разговоры « О бабочках»,         «Кузнечики». Отгадывание загадок об обитателях экосистем «Поле», «Лес», «Луг». Игры по теме: «Найди отгадку к загадке», «Третий лишний».

Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя», «Под грибом».

Подвижные игры на прогулке, физкультуре; игры малой подвижности, физминутки  в НОД.

Игровые упражнения и перевоплощения.

Соревнования на Физо на свежем воздухе.

Консультация «Первая помощь при укусах насекомых».

Изготовление книжки – малышки про насекомых.

Технологическая карта №6.  

Итоговое мероприятие:

Выставка рисунков «Букашечки – таракашечки».

КВН «Знатоки насекомых». Цель: закреплять знания детей о насекомых, их внешнем виде, повадках, местах обитания. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться. В игре развивать память, логическое мышление, речь, внимание, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам. Воспитывать любовь к природе и родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект на тему "Этот день победы"

Проект направлен на воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную культуру....

Мини проект на тему: "Этот День победы"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание её беречь. Патриотическое воспитание дошкольников вкл...

Недельный проект на тему "Этот загадочный космос" в подготовительной группе №14

Этот  познавательно-творческий проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, развитие эстетического вкуса, интеллектуальных и ху...

Проект на тему "Этот удивительный мир птиц."

Проект для детей старшей группы на тему "Этот удивительный мир птиц."...

Проект на тему: «Этот загадочный космос»; Краткосрочный.

Цель проекта:  углубление знаний детей о космосе. Задачи:1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это ...

Краткосрочный творческий проект на тему: "Этот день победы в средней группе"

Целью данного проекта является: сообщить детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне; дать знания о защитниках отечества, о функциях армии; активировать слуховые и зрительные анализато...

Краткосрочный проект на тему: «Этот загадочный космос»

Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория,...