Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева
методическая разработка на тему

Атяшева Вера Дмитриевна

Актуальность проблемы

        Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты  воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в русской народной традиции. Мы считаем, что любая народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна. С 2009 года в  детском саду  планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры.  Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех:  педагогов, детей и родителей, а также с установлением внешних связей.  Нас интересовало, прежде всего, что  такое народные методы и какие именно особенности делают русскую культуру  исключительно эффективной основой воспитания и обучения. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  в детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
(например:  мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (например: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни

всего детского сада);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

           Цель работы - развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи:

1. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.

 2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.

3. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.

4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.

5. Развитие художественно-творческой активности детей.

Основная идея

Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Компоненты воспитательной системы:

содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуры, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру,  проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно-полезном труде

- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализуемого проекта:

- социальное партнерство ДОУ

- учет мнения родителей

- добровольность участия родителей и педагогов в работе по реализации проекта

- систематичность, последовательность, преемственность в обучении

- принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает)

- принцип  культуросообразности  (учёт национальных ценностей и традиций в образовании)

- результативность

- интеграции.

Система работы по духовно-нравственному воспитанию в детском саду

1. Предметно-развивающая среда

Для решения поставленных задач в детском саду создана соответствующая предметно-развивающая среда. Воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют. Неотъемлемым атрибутом  игровых уголков в группах являются  настольно-дидактические игры:  «Льняные смотрины», «В гости к дедушке Фольклору»,  «Куклы-самокрутки» и другие. Они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия  со взрослыми и сверстниками.

Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. В детском саду создан  мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта,  изделия старины, рассказывать друг другу о них. В оформлении  мини-музея активное участие принимали и дети и родители. Мы часто водим туда детей для знакомства с русским бытом, на развлечения, связанные с русскими обрядами.

2. Виды деятельности.  Основные виды совместной деятельности детей и взрослых Поисково-исследовательская, Игровая, Трудовая, Познавательная, Продуктивная, Театрализованная.

Поисково-исследовательская деятельность.

 К старшему дошкольному возрасту поисково-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Поисково-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). К этому виду мы относим проектную деятельность:  «Моя родословная», «Мое имя», «Моя семья», «Мой дом», «Моя малая родина», «Города России» и другие.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Это могут быть хороводные и подвижные национальные игры: «Раю-раю», «Салки», «Чей головной убор», «Во поле береза стояла», «Спутай нас» и другие.

Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. При ознакомлении детей с трудом взрослых мы раскрываем перед ними общественную значимость этого труда, его необходимость не только конкретному человеку, но и всей стране. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Например, ежегодно мы проводим акцию «Неделя добрых дел», где дети готовят  поделки  для сотрудников детского сада, для малышей, пожилых людей и с желанием их дарят.

            Познавательная деятельность

Педагоги  осуществляют с  детьми непосредственно образовательную деятельность, начиная со второй младшей группы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» с применением федеральных государственных требований, затрагивая образовательную область «Познание» (Формирование целостной картины мира). А также осуществляют экспериментальную деятельность по теме: «Мир твоей души».  В рамках экспериментальной деятельности воспитатели  разработали тематическое планирование  для детей: «Уроки доброты», «По страницам добрых книг», которые успешно реализуются в детском саду. С целью выявления изменений в развитии субъекта диагностики, для определения эффективности педагогической деятельности разработаны диагностические карты, анкеты для педагогов и родителей.

Театрализованная деятельность

Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Все виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструктивная) носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей.

3. Формы работы

Предпочтение при реализации данного проекта отдаем тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. В педагогическую деятельность при этом включаются:

- интерактивные занятия.

По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Например: «Путешествие в прошлое ручки». Ребятам необходимо справиться с несколькими задачами:

- вернуть с помощью  «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время;

- выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей.

   Познавательные беседы

Развивают мышление ребенка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Беседы организуются как итоговые по окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста. Дети сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия; рассуждают и устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.

Предпраздничные посиделки 

Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, водят хороводы, но и изготавливают необходимые атрибуты для праздника, знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.

Оформление мини-музея и выставок

Выставки организуем тематические и сезонные.  Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих детей: вышивки, кружева, дорожки, полотенца, картины, творческие работы по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

Творческая продуктивная и игровая деятельность

Из глины, пластилина, бумаги, картона дети  изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Праздники

Праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Именно через праздник мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.

4. Социальное партнерство

Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом.  За дверями детского сада  огромный     мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе  активно  использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся совместные мероприятия. Социальное партнерство детского сада и краеведческого музея дарит дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, её природой, культурой и искусством родного края. В течение учебного года дети посещают специально организованные тематические занятия: «Как рубашка в поле выросла», «Не боги горшки обжигают», «Путешествие в старый город», «Они защищали Родину» и другие.  Ознакомление детей с родным краем, воспитание у них любви к своей малой Родине связано с формированием основ патриотического воспитания и является фундаментом духовно-нравственного развития. В рамках преемственности в работе детского сада и школы организуются совместные мероприятия: образовательная деятельность, экскурсии. Традиционно воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной  Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Рождество», «Пасха», «Мое родное село». Учащиеся школы приходят в детский сад с театральными  постановками. Работники детской центральной библиотеки проводят для детей тематические выставки, знакомят  с новинками детской литературы,  проводят  конкурсы, посвященные юбилею писателей и т.д. Педагоги детской музыкальной школы приглашают воспитателей и детей детского сада в музыкальную гостиную, где знакомят детей с классической музыкой, композиторами и музыкальными инструментами. Дети имеют возможность послушать живое исполнение музыкальных произведений воспитанниками музыкальной школы.

5. Работа с родителями. Позитивный опыт общения родителей  с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно.  Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание мы уделяем внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Анализ социального статуса семей показал, что 23 % семей относятся к группе социального риска. В таких семьях чаще всего отсутствуют условия для полноценного воспитания и развития  детей. Нет порядка в организации жизни и деятельности семьи в целом и ее членов. Отсутствуют добрые семейные традиции, родители в них не чувствуют ответственности за воспитание детей.  Усваивая  нормы поведения и отношения родителей,  ребенок много перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.  Учитывая данные результаты, педагогический коллектив определил формы работы с родителями: информационно-аналитические – анкетирование, - опрос, наглядно-информационные - выпуск газет, - открытые мероприятия,   - мини-библиотека,- информационные стенды,,- дни открытых дверей,

познавательные практикумы,- нетрадиционные родительские собрания, - устные журналы, - экскурсии, досуговые- праздники,- совместные досуги,- участие родителей в конкурсах, выставках.

Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах  детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Родное село», «Берегите природу!», «Если с другом вышел в путь» и другие. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда мы относим создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов.  На очередном  собрании вниманию родителей были представлены презентация проектов: «Песни Великой Победы», «Православный праздник Пасха»,  «Народная игрушка – Матрешка», «Мое родное село», «Мой край родной». Педагог-психолог  проводит с родителями  тренинги детско-родительских отношений в семье: «Погода в доме», «Пойми меня», позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка, скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание собственных детей. Тренинги получили высокую оценку родителей, одобривших данную форму работы. Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков. Регулярно в детском саду  проводятся выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам: «Осенняя ярмарка», «Готовим вместе», «Любимая мамочка», «Мои друзья» и другие. Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях, проходящих в дни каникул. Ежегодно проводятся  спортивные праздники:  «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «За здоровый образ жизни», «Умники и умницы». Планирование процесса воспитания.

             Планирование воспитательно-образовательной работы  осуществляется в  соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Комаровой, Т.С. Гербовой с применением  федеральных государственных требований, а также образовательной программой детского  сада. В образовательной  программе  определена  специфика организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, содержание образования, формы организации деятельности детей,  гарантирующие ребенку получение комплекса образовательных услуг. Образовательная программа ДОУ обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое.

В работе используются дополнительные программы и методические пособия, которые позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс комплексным, а также способствуют реализации задач духовно-нравственного воспитания, делая образование вариативным. Методическое пособие   «Сердце на ладошке». Научный редактор: Баранов А.А.- кандидат философских наук. Методическое пособие «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»        Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. Методическое пособие «Народная культура и традиции» В.Н.Косарева. Методическое пособие  для дополнительного образования. «Пластилинография» Давыдова Г.Н. Методическое пособие  для дополнительного образования       «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А. Методическое пособие для дополнительного образования  «Календарные и народные праздники в детском саду» Лапшина Г.А.   

8. Этапы и сроки реализации инновационного проекта

Этап I - подготовительный

                                              апрель – май  2013 г.
Цель: Определение основных направлений работы
Задачи:

1. Изучить мнение родителей и педагогов.
1. Изучить теоретические и практические наработки по избранной теме.
2. Создание инициативной группы для разработки Проекта.
3. Планирование работы инициативной группы и разработка Проекта.
Прогнозируемые результаты.
• Разработка проекта

Этап II - организационный

сентябрь 2013 –октябрь 2013
Цель: Создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта  по внедрению культуры русского народа.
Задачи: 1. Обеспечить нормативно-правовую базу.
2. Обучить воспитателей на курсах повышения квалификации.
3. Пересмотреть содержание воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников и внести соответствующие дополнения.

4. Разработать авторскую программу, направленную на формирование  интереса  к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста  «Мир твоей души».

5. Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания авторской программы «Мир твоей души».

6. Заключить договоры с социальными партнерами о совместной деятельности.
7. Обеспечить программно-методическое сопровождение.
8. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Прогнозируемый результат:

  • Пакет нормативно-правовых документов.
  • Методические рекомендации.

Этап III - практический

октябрь 2013 – май 2014

Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта. Задачи:
1. Разработать и апробировать организационно-структурную модель взаимодействия педагогов по духовно-нравственному воспитанию.
2. Осуществить развитие профессиональных компетенций педагогов, осуществляемых работу по данному направлению.

3. Сформировать развивающую среду в соответствии с  изменениями содержания образования старших дошкольников.

4.  Разработка дидактических игр, пособий.

5. Подбор демонстрационного материала.

6. Открытие мини-музея народных культурных традиций.

7. Провести мероприятия по обобщению и распространению опыта работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Прогнозируемый результат:

  • научно-методическое сопровождение апробации и внедрения программы (методические разработки, методические рекомендации, перспективно-тематический план);
  • разработка перспективно-тематического планирования деятельности всех исполнителей;
  • разработка методических рекомендаций.

Этап IV - обобщающий

 Май 2014

Цель: Подведение итогов инновационной работы. Задачи:
1. Проанализировать результаты деятельности творческой группы по реализации инновационного проекта.
2. Дать оценку эффективности и целесообразности реализации системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.
3. Подвести итоги реализации авторской программы по формированию интереса  к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста  «Мир твоей души».

4. Продолжить мероприятия по обобщению и распространению опыта работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Прогнозируемый результат:

  • Обобщенные результаты реализации разработанных методических рекомендаций.
  • Аналитическая справка.
  • Распространение опыта среди ДОУ района, округа.

9. Условия, необходимые для реализации проекта:

  • научно-методическое и педагогическое обеспечение
  • организация совместной деятельности педагогов ДОУ в рамках реализуемого проекта
  • социальное партнерство (учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).

10. Организация работы педагогических кадров

            Методическая работа в дошкольном учреждении - это часть системы

непрерывного образования педагогов, которая отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива. Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. В  детском саду  используются  разнообразные формы и методы  работы с педагогами  в вопросах духовно-нравственного воспитания. Благодаря таким  формам  работы с  кадрами  поддерживается  высокий уровень воспитательно-образовательной  работы  в детском саду. Знания и опыт,  получаемые в ходе проведения  методической  работы,  педагоги с успехом внедряют в практическую работу с детьми. Выстроенная система работы с педагогическим коллективом   показала и другие значимые результаты в течение  учебного года.  Воспитанники с педагогами принимали активное участие  в различных конкурсных мероприятиях районного, окружного,  областного и всероссийского  уровней.

11. Поддержка мотивации и воспитательной деятельности педагогов. Существенным фактором мотивационного управления является мотивационная среда образовательного учреждения, которая представляет собой совокупность усилий, прилагаемых работниками для достижения поставленных целей.  В детском саду  разработана система мотивационного управления, в основе которой лежит организация мотивационной среды, благоприятной для освоения педагогических новшеств. Данная работа проводится в следующих направлениях: Система стимулирования педагогов - Поощрение деятельности творчески работающих педагогов (положение о выплатах стимулирующего характера).

Контроль и оценка деятельности педагогов - Совершенствование системы контроля в ДОУ

 - Разработка критериев и показателей результативности педагогов

 - Обсуждение результатов контроля и выработка рекомендаций

- Изучение системы учета достижений детей и педагогов в различных видах деятельности.

- Раскрытие профессиональных и личностных качеств работника.

Участие педагогов  в управлении и планировании - Решение вопросов инновационного, глубокого и гибкого подхода к реализации образовательных задач

 - Развитие кооперативной модели управления, преимуществом которой являются её прогрессивность, экономичность, гуманность и возможность не ограничивать деловую инициативу членов коллектива.

 Создание условий для инновационной деятельности Развития каждого педагога в учреждении, с учетом их объективных возможностей, уровня профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

            Мотивационная среда создает психолого-педагогический комфорт всем участникам учебно-воспитательного процесса. А это в свою очередь позволяет каждому педагогу почувствовать свою значимость, что обеспечивает рост личностных достижений каждого воспитанника.

12. Прогнозируемые результаты.

Дети - Имеют необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения,

- Повышенная  мотивация к изучению культурного наследия русского народа у педагогов, воспитанников и  родителей

- Умеет выражать чувства сопереживания, добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия и ответственности

-Использует полученную информацию в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, игровой, музыкальной, изобразительной, с ярко выраженным эмоциональным настроением)

Педагоги - Активизировалась работа педагогов на педсоветах, консультациях, семинарах и улучшилась содержательная сторона их проведения

 - Повысилась эффективность методов и приемов в работе с детьми

 -  Пополнилась предметно-развивающая среда в ДОУ

 - Улучшилось качество планирования воспитательно-образовательной работы с детьми

- Систематизировались знания воспитателей в теоретических вопросах

Родители -  Повысилась  мотивация к сохранению семейных традиций и зарождение новых

- Повысилась компетентность  в вопросах духовно-нравственного воспитания

-  Высокая активность участия в мероприятиях ДОУ.

Социум - Обогащение знаний педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Создание условий для успешной социализации ребенка.

ДОУ - Создание системы методической работы, диагностик, тестов, анкет:

 - для педагогов

 - родителей

- Методические рекомендации для работы  с родителями

-Методические рекомендации для педагогов

-Повышение статуса ДОУ

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"

•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...

Отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа с учетом регионального компонента»

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения кру...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творчес...