Аналитическая справка о ходе реализации инновационного проекта«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»
статья на тему

Атяшева Вера Дмитриевна

Старший воспитатель Атяшева В.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о ходе реализации инновационного проекта

«Воспитание духовности через приобщение дошкольников

к традиционной праздничной культуре русского народа»

структурного подразделения детский сад «Ромашка»

 ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

     Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного развития и воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты  воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в народной традиции.

        Цель эксперимента -  обеспечить своевременную  успешную социализацию дошкольника в условиях окружающей его  этнокультурной среды путем введения в традиционную народную культуру. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи: 

1.Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.

 2. Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.

3. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада  во все виды детской деятельности.

4. Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.

5. Развитие художественно-творческой активности детей.

Работая в данном направлении,  в детском саду реализуются   следующие  программы и методические разработки:

1.  Примерная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой, издание 2014 года с применением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  

 2. Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», одобрена Министерством образования и науки РФ.

3. Программно-методическое  пособие  «Сердце на ладошке»  Баранова А.А.

4. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я - ты - мы». Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

5. Н.В. Виноградова, С.А Козлова. Учебное пособие. Наша Родина. Москва П.

6. В.Н.Косарева. Учебное пособие. Народная культура и традиции. Волгоград издательство 2011г.

7. А.Я. Чебан, Л.Л.Бурлакова. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва ТЦ Сфера, 2012 г.

8. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. Весенние праздники, игры и забавы для детей. Творческий Центр Москва 2012 г.

9. О.А.Соломенникова.  Программа дополнительного образования. Радость творчества. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2008 г.

10. Лагутина Музей в детском саду  2011 г.              

               В примерной программе дошкольного образования  «От рождения до школы»  выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Новые социально-экономические условия функционирования ДОУ обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрение более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, повышение ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В программно-методическом  пособии  «Сердце на ладошке»,  под редакцией Баранова А.А.,  кандидата философских наук, проректора по научно-исследовательской работе института повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова,    представлены программно-методические материалы по воспитанию в ДОУ духовно-этической культуры детей  дошкольного возраста (3-7 лет) и экологические навыки. Она  обеспечивает возможность  учитывать важнейшие составляющие, обеспечивающие результативность образовательного и воспитательного процессов, направлена на развитие познавательной активности у дошкольников, осознанное отношение к природе, с позиции понимания ее целостности, устойчивости и ранимости.

В учебно-методический комплект «Я - ты -  мы» включена программа и учебно-методическое пособие, состоящее из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

Для реализации данного проекта  в ДОУ создана этнокультурная среда, которая постоянно с помощью родителей совершенствуется.  Центральное место при организации  развивающей среды отведено  уголкам  краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного села и  края. В уголках краеведения представлены куклы в национальных костюмах (русские, чувашские, татарские, мордовские),  сшитые руками воспитателей и родителей, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов. Воспитатели с помощью родителей оформили групповые комнаты предметами народного быта. Посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, придали интерьеру групп теплоту и уют.  Неотъемлемым атрибутом  игровых уголков в группах являются  настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка»,  «Полезные вещи». Они помогают детям оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для того чтобы у детей  поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, в группах созданы музыкально-театральные зоны, в которых представлены музыкальные инструменты,  различные виды театра по русским народным сказкам, народные костюмы. В детском саду создан  мини-музей «Русская изба», где дети получают возможность не только рассматривать, но брать в руки предметы быта,  изделия старины, рассказывать друг другу о них. В изготовлении этого мини-музея дети совместно с родителями тоже принимали участие.

Детский сад активно сотрудничает с учреждениями района:

1. Краеведческий  музей

Приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с историей родного края, патриотическое воспитание детей.

2. Межпоселенческая библиотека

Воспитание интереса к  детской художественной книге. Проведение тематических встреч, выставок детской книги.

3. Филиал дополнительного образования «Лидер» ГБОУ СОШ с. Девлезеркино

Проведение семинаров-практикумов для педагогов ДОУ. Участие  воспитанников ДОУ в совместных праздниках и конкурсах. Оздоровительная работа.

4. ГБОУ ДПОЦПК «Сергиевский РЦ»

Обмен информации по вопросам образования.

5. ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

Обеспечение преемственности в работе детский сад – школа. Участие во внеклассных мероприятиях, методических семинарах, подготовленных учителями начальных классов и воспитателями детского сада. Совместные мероприятия различной направленности с привлечением обучающихся школы и воспитанников детского сада.

6. МБОУ ДОД детская музыкальная  школа

Проведение концертов. Оказание помощи в проведении музыкальных развлечений. Совместная работа в области культуры.

               Методическая работа в дошкольном учреждении - это часть системы непрерывного образования педагогов, которая, несомненно, отражается на повышении качества дошкольного образования, достижении оптимального уровня развития каждого дошкольника. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива. Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. С педагогами детского сада обсуждаются  линии развития дошкольного учреждения; создаются творческие группы, разрабатывающие отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучается, обобщается и распространяется передовой педагогический опыт; используется  широкий спектр действенных форм повышения квалификации педагогического персонала, организуются практические формы работы, предполагающие самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса.  Педагоги активно распространяют опыт своей инновационной деятельности в окружном конкурсе  «Детский сад года» в номинации «Истоки духовности» (2 место),   «Воспитатель года», в окружной научно-практической  конференции «Основные итоги приоритетного национального проекта «Образование» и его влияние на инновационные процессы в системе образования округа», в районной и окружной  педагогической конференции, в районных педагогических чтениях, методической недели в СИПКРО, на региональном форуме работников системы дошкольного образования, на  Ярмарке инноваций, на фестивале педагогического мастерства.

         Реализация проекта проходит через все образовательные области:

  • Речевое развитие   - обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями,  это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов, а также рассказы о святых и защитниках земли Русской.
  • Художественно-эстетическое развитие -  знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол).
  • Музыка -  ознакомление с русскими народными и православными праздниками, а также с народными песнями и танцами. В ходе опытно-экспериментальной деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям,  нами были проведены следующие мероприятия:

-  Педагогический совет - круглый стол: «Музыкально-художественное искусство, как средство воспитания нравственно - эстетической отзывчивости ребенка»

- Семинар-практикум:  «Предметно-развивающая среда в группе и ее влияние на развитие творческой деятельности ребенка».

- Просмотр непосредственно образовательной деятельности: образовательная область   «Музыка», «Художественное творчество»

- Семинар: «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе как одного из критериев повышения качества образования в ДОУ».

- Семинар-практикум:  «Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий, по реализации стандарта второго поколения»

- Консультация для воспитателей:  «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к  классическим музыкальным произведениям», «Интеллектуальные игры для детей старшего дошкольного возраста»,  «Уроки взаимодействия с родителями», «Развивать художественное творчество детей».

Мероприятия, проведенные с детьми:

1.Тематические дни:  «День пожилого человека»,  «День народного единства», «День Земли»

2. Праздники:   «День матери», «Ух-ты, Масленица!»,  «День Победы», «Белая береза», «Сороки весны»,

3. Досуговые мероприятия к Рождественской неделе «Святки»

4. Экскурсии:  к памятнику  Неизвестного солдата, достопримечательности района,

краеведческий музей

5. Акция «Читаем детям о войне».

Просветительно-воспитательная работа с родителями

                Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, с окружающим миром, другими людьми. Семья – это источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно-нравственного развития и  воспитания - воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.  Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведении  досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Для родителей проводятся праздники, посвященные народному искусству, традициям народа. Дети рассказывают о своих далеких предках. Родители подключаются к рассказам об истории своей фамилии. Проводим совместные  конкурсы:  «Во саду ли в огороде»,  «Рождественский сувенир», «Очей Очарованье», «Музыка – волшебная страна»   и другие.  Ежегодно родители принимают участие в спортивном празднике «Кольца дружбы». Для информации родителям предлагаются папки-передвижки и консультации на тему духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье. Проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания. Традиционно в подготовительной к школе группе проводится конкурс: «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево семьи». Эти формы работы являются  эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями.  Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи – играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу. Активно практикуется в работе с родителями разработка совместных проектов: «Мое родное село», «История праздников», «Наши добрые сказки», «История моей фамилии», «Народная игрушка – матрешка»; выставки: «Мы и природа», «Традиции нашей семьи».

В рамках инновационного проекта воспитанники детского сада принимали участие в конкурсах на различном уровне.

Уровень

Конкурс

Результат

Межмуниципальный

Конкурс  патриотической песни «Щит России»

2 место Диплом

Окружной

этап Всероссийского конкурса «Юные исследователи окружающей среды»

1 место Грамота

2 место Грамота

Региональный

Конкурс детских творческих работ на экологическую тему

Грамота

Всероссийский

Пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты»

Диплом 2-й степени

Диплом  3-й степени

Всероссийский

Конкурс детского рисунка и  прикладного творчества «Моя Родина - 2013»

Диплом 1место

Диплом 3 место

Районный

Конкурс детского рисунка «Мое родное село», посвященный  85- летию  Челно-Вершинского района.

2 место

Грамота

Районный

Фестиваль «Куда уходит детство»

Грамота

Окружной конкурс  творческих работ

«В.В. Терешкова – первая в мире женщина-космонавт»

2 место Грамота

Всероссийский познавательный конкурс - игра

«Мудрый совенок II»

Диплом

старшая группа

Диплом подготовительная группа

Всероссийский конкурс творческих работ

«Живи  ярко»

Диплом лауреата

Всероссийский конкурс творческих работ

«Защитники Отечества»

Участие

Дополнительное образование

В детском саду оказываются  дополнительные образовательные услуги  духовной  направленности: кружок «Мир твоей души», «Художники – умельцы», «Пластилиновое чудо».

Результатом работы является:

  • создание методического материала по приобщению детей к русской народной культуре: перспективные планы, конспекты НОД и праздников, методические разработки и т.д.;
  • пополнилась развивающая среда групп и  «Русской избы»;
  • повышение профессионального мастерства педагогов (работа по темам самообразования; участие в семинарах, конкурсах);
  • обобщение  опыта работы  по темам самообразования и представление его на мероприятиях различного уровня  (региональном форуме системы дошкольного образования (с 2009 по 2014 г.), окружной научно-практической конференции «Основные итоги приоритетного национального проекта  «Образование» и его влияние на инновационные процессы  в системе образования округа» (с 2009 по 2014 г.),  методической недели в СИПКРО («Технология создание комфортной и доброжелательной среды для познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности» 2013 г.), открытом областном фестивале педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области г. Кинель,  межрегиональной научно-практической конференции «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка, региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций» (2012 г.)
  • повысилось качество и объём знаний детей по изучаемой проблеме.

Можно отметить положительную динамику в усвоении познавательного развития и отношений.  При очередных беседах с родителями отрадно слышать, что дети стали сплоченнее, добрее, терпимее  друг к другу, уважительнее к взрослым.

Старший воспитатель В.Д.Атяшева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа"

•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения круглых столов, самообразования. •Разработать перспективный план работы с детьми; •Органи...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева

Актуальность проблемы         Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духо...

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...

Отчет по самообразованию «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа с учетом регионального компонента»

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы в этой области, посещения кру...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творчес...