Молчуны по неволе
статья на тему

Батищева Елена Ярославовна

Статья раскрывает специфику проблемы элективного мутизма, дает психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchuny_po_nevole.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Молчуны» поневоле.

В последнее время идет тенденция  к увеличению нервных расстройств у детей дошкольного возраста. Перечень этих расстройств очень разнообразен. В этой статье мы остановимся лишь на одном из них – избирательном, или как его еще называют иначе, элективном мутизме.

Mutus  (по лат. - молчание) – это временное исчезновение речи под влиянием неблагоприятных психологических воздействий. Но поскольку мы говорим об элективном мутизме, то речь у ребенка не отсутствует  совсем как в некоторых случаях грубых патологий психического или речевого недоразвития, нарушения, а отсутствует лишь в одной, или более социальных ситуациях.

Ребенка с элективным мутизмом, как правило, принимают за сверх застенчивого и очень робкого, такие дети напрочь отказываются общаться с одной группой людей, например, со всеми взрослыми, причем это могут быть и те взрослые, кого ребенок не раз видел, знакомые, друзья семьи, или врачи из поликлиники, продавцы. Также в группу людей обделенным общением “молчуна” могут входить и дети, как правило, это большая часть его группы в детском саду. Причем в отличие от стеснительного ребенка, который  начинает общаться когда проходит первое  смущение, такие дети не вступают в контакт даже после частых встреч со взрослыми  и детьми. Круг общения детей с элективным мутизмом крайне узок, и часто ограничивается  только членами его семьи и близкими родственниками, что,  конечно же, доставляет массу огорчений и неудобств его родителям, ведь они оказываются буквально привязаны к своему ребёнку, вынуждены поневоле выполнять  роль посредника между ним и окружающим миром. Поскольку такого ребёнка принимают за очень застенчивого и робкого его начинают всячески опекать от «лишних» как кажется его близким, волнений, проговаривают за него все его желания и просьбы, добровольно становятся его «переводчиком», или же наоборот, раздражаясь на его болезненную молчаливость  начинают давить на ребёнка, сыпать угрозами и даже наказывать. Как правило, ни первая, ни вторая тактика поведения родителей желаемого результата не приносят, и ребёнок по прежнему отказывается говорить со многими людьми даже в ущёрб себе самому. Поэтому здесь важно знать, что избирательный мутизм – это сложная форма невроза, а вовсе не каприз, и отнестись к этому нарушению нужно со всей серьёзностью.

Когда к психолгу попадает на приём такой «молчун», то первое, что делает специалист, это собирает о нём полную информацию, сопоставляет и суммирует все симптомы, проводит психологическую диагностику. Симптомы позволяющие разграничить застенчивость от мутизма,  и различных видов отклонений в эмоциональном, психическом и речевом развитии следующие:

  1. У ребёнка с мутизмом нормальный  (на уровне возрастной нормы) уровень понимания речи. При этом активная  речь развита достаточно для своего возраста.
  2. Психическое развитие  ребёнка соответствует его возрасту.
  3. Продолжительность отказа от речи с одной или более социальной группой людей больше 4 –х недель.

Как правило вне дома такие дети общаются с помощью жестов, «кивков», или односложных ответов, междометий «угу, ага» т .д., и в отличие от застенчивых детей даже при сильном желании не вступают в контакт с окружающими. Отсюда и замкнутый круг проблем, ребёнок стремиться к общению, и, как правило, имеет  высокий уровень развития, часто даже хочет занимать лидирующую позицию в коллективе, но в силу своего болезненного упрямства, высокой  критичности  по отношению к себе или же из-за травмирующей ситуации (как правило в раннем детстве) или переживаний, гиперопёки матери, неблагоприятного психологического климата в семье,  не может осуществить своё желание.  Отсюда и состояние невроза – высокого нервного напряжения неблагоприятно сказывающегося на всём психическом развитии ребёнка.  Очень часто признаки невроза у таких детей проявляются навящивыми движениями (частое покашливание,  при отсутствии физиологической причины, ребёнок как бы собирается прочистить горло что бы потом что-то сказать, наматывание волос на палец, покачивание ногой, сосание пальца, также рёбёнок может грызть ногти или теребить, мять края своей одежды и т.д.

Дома такой ребёнок, как правило, ведёт себя  противоположным образом, чем в присутствии посторонних, детском коллективе. Он становиться чрезмерно болтливым, могут ярко проявляться негативизм, упрямство, вспышки агрессии.

Поскольку это одна из форм невроза и для исключения других патологий в структуре личности ребёнка психологи нередко рекомендуют посетить и психоневролога. Бояться этого визита не стоит так как комплексные  усилия могут дать больший эффект и помогут в  постановки верного диагноза.

Родителям же важно знать и не упустить момент, когда нужно обратиться за помощью, так как с каждым разом повторяющаяся болезненная молчаливость усугубляется и становиться более продолжительной. И если вовремя не начать коррекцию, то она может принять стойкий характер. Также необходимо помнить, что любое нарушение легче предупредить, чем лечить и корректировать. Поэтому в профилактических целях рекомендации родителям будут следующими:

  1. Следите за своим эмоциональным состоянием и психологическим климатом в семье – дети чутко реагируют на настроение взрослых.
  2. Не предъявляйте ребёнку жёстких, непосильных требований.
  3. Чаще используйте тактильный контакт и возможность показать, как ребёнок дорог, и любим вами.
  4. Избегайте также и чрезмерной гиперопёки -  предоставляйте ребёнку возможность выбора и самостоятельного принятия посильных возрасту и ситуаций решений.
  5. Если вы хотите поделиться с ребёнком своими переживаниями – то помните о его возрасте и старайтесь облечь их в как можно более оптимистичную формулировку, например, «у меня сегодня был очень тяжёлый день, но завтра я думаю, будет лучше».
  6. Не старайтесь всегда идти на поводу  желаний ребёнка, не становитесь его «переводчиком»  предложите ему самому купить себе понравившуюся вещь в магазине, обратиться  к кому-нибудь с интересующим вопросом   при этом  будьте рядом. Даже если инициатива самостоятельности не увенчается успехом не спешите опускать руки и повторите свою попытку позже.
  7. Следите за режимом дня. Как правило, дети с мутизмом  плохо засыпают и ложатся спать. Старайтесь гулять перед сном, не допускайте перевозбуждения и подвижных игр на ночь.
  8. Поскольку у таких детей часто бывают телесные зажимы, мышечные тонусы, то  занятия танцами и посещение бассейна поможет и физическому и психологическому расслаблению.

И наконец, будьте сами  примером доброжелательного, чуткого, общительного и умеющего управлять своими эмоциями человека  - тогда  ребёнку будет легче справиться с любыми возникающими у него проблемами и трудностями.

        

Педагог-психолог  Батищева Елена Ярославовна          
МАДОУЦРР д/с №158 города Тюмени



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей, логопедов "Как помочь малышу - молчуну?"

Что делать, если Ваш малыш молчит? Как помочь малышу, если он не ходит в садик? Это статья для мам, бабушек и тех, кому не безразлично, когда заговорит ваш молчун....

Исследовательский проект "Может ли Ёж жить в неволе?"

Совместный проект педагог-родители-ребенок "Может ли еж жить в неволе?" Задачи:      *Подробно изучить жизнь и повадки ежа;*Выяснить, смогут ли они жить в домашних условиях; ...

Сценарий Новогоднего праздника для детей старшей группы "Снегурочка в неволе у Снежной Королевы".

Дети зовут Снегурочку, но появляется Снежная Королева. Королева грозная, сердитая, морозная. Она не любит веселья, держит Снегурочку в неволе. Ведущая предлагает детям отправиться на поиски Снегу...

Сценарий развлечения «Пришел кулик из заморья, принес весну из неволья!»

Цель – воспитывать у детей интерес к культурному наследию русского народа. Задачи:продолжать знакомить с праздничными традициями;обеспечить положительный эмоциональный настрой;расширять словарны...

Исследовательский проект. "Может ли божья коровка жить в неволе?"

Исследовательский проект. "Может ли божья коровка жить в неволе?" Автор: Стерхова София ( 6 лет). Руководитель: Стерхова Наталья Викторовна ( воспитатель)...

Сценарий весеннего развлечения «Прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья»

Сценарий весеннего праздника Сороки, посвящённый массовому прилёту птиц  и второму пришествию весны - 22 Марта. Проводится в старших и подготовительных группах....