Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_otsm.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены или фрустрированы. Они хотят научиться лучше общаться со своими детьми, им нужны средства и методики.

За последние годы в нашем дошкольном учреждении увеличилось количество семей группы риска. Сотрудники МДОУ столкнулись с трудностью адаптации детей к условиям детского сада (логопедические группы), трудность в общении между педагогами и родителями, трудности детей группы риска в общении со сверстниками и родителями. Было решено создать социально-психологическую службу. Цель службы – создание условий для оптимального развития и психологического благополучия участников образовательного процесса.

Эффективная работа специалистов с семьёй становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей к детям, способного улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу или смягчить сложные семейные условия.

Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи, специалисты используют разные формы взаимодействия с семьёй: организуют встречи, проводят интервью, анкетирование, практикумы, тренинги, разрабатывают памятки, приобщают к чтению психологической литературы. Мы предлагаем ещё одну форму работы – совместные игровые занятия детей и их родителей с использованием приёмов и методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Целью нашей работы стало формирование бесконфликтного общения у детей и их родителей.

Нами были выделены следующие задачи: 

  • формировать адекватную самооценку и позитивную "я" концепцию у детей;
  • развивать толерантность у родителей;
  • развивать само рефлексию и рефлексию у детей и родителей;
  • снизить тревожность у детей;
  • развивать коммуникативные навыки у детей и родителей.

В состав службы вошли:

  • заведующая (контролирует работу службы);
  • заместитель заведующей по методической работе (координирует работу службы);
  • социальный педагог;
  • педагог психолог;
  • медицинские работники.

Одно из направлений работы службы – это работа с родителями.

Вся работа с семьёй делится на 3 блока: педагогическое просвещение, изучение семейного воспитания, санитарно-просветительская работа.

1. Педагогическое просвещение:

  • общие групповые родительские собрания (в форме КВН, “Счастливый случай”, круглый стол, спрашивайте – отвечаем, деловая игра, “Поле чудес”, “Давайте познакомимся” - для родителей чьи дети поступают в д/с);
  • наглядная агитация (на группах, стенд социального педагога, стенд педагога психолога, визитная карточка детского сада, фото репортаж, выставки совместных работ детей и родителей, газета детского сада);
  • родительские клубы (“В семье растёт малыш”, “Школа талантливых родителей”, “Правовой ликбез”).
  • проектная деятельность – совместная деятельность детей, родителей, педагогов (“Герб семьи”, “Во саду ли в огороде”, “Дерево чувств”, “Музей звуков”, “День тризовца”, “1 апреля – день смеха, розыгрыш”, “Творческая мастерская”, “Вместе веселее”).
  • совместная деятельность родителей, детей, педагогов (день открытых дверей, родительский субботник, совместные праздники, совместная театральная деятельность).

2. Изучение семейного воспитания: 

  • работа с родительским комитетом (заседание клуба для родителей, помощь родителей в субботниках, просмотр видео материалов, организация праздников);
  • работа с трудными семьями (посещение, беседы, консультации, консилиумы, диагностика, анкетирование, совместные занятия для детей и родителей.

3. Санитарно-просветительская работа: 

  • наглядная (ширмы, сан. бюллетень);
  • практическая (лекции, консультации, встреча с различными специалистами, совместные спортивные праздники).

Подробнее мы хотим остановиться на работе с трудными семьями. Эта работа ведётся совместно социальным педагогом и педагогом психологом. Она делится на несколько блоков:

  • ранняя профилактика неблагоприятных отношений в семье, основой которой является анкетирование родителей и педагогов в начале и конце учебного года, а также диагностика детей. Итоговое анкетирование и диагностирование выявляет положительную динамику.
  • работа по формированию навыков бесконфликтного общения родителей и детей, через совместные занятия родителей и детей, направленные на коррекцию негативных качеств личности и развитие навыка общения.
  • работа по устранению полевой и социальной беспомощности у детей группы риска, через групповые занятия, направленные на развитие социальной компетентности.

Так как МДОУ уже на протяжении многих лет успешно работает по технологии Общая теория сильного мышления – Теория решения изобретательских задач – Развитие творческого воображения (ОТСМ – ТРИЗ – РТВ), то и мы в своей работе стали использовать некоторые приёмы и методы технологии:

  1. ТПФ (типовые приёмы фантазирования):
  • увеличение – уменьшение;
  • деление – объединение;
  • преобразование признаков времени;
  • окаменение – оживление;
  • наоборот.
  1. Эмпатия.
  2. Ассоциации.
  3. Решение творческих задач (проблемных ситуаций).
  4. Мозговой штурм.
  5. Системный оператор.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап: 

  • диагностика детей группы риска (часть диагностик проводит педагог психолог, часть – социальный педагог);
  • анкетирование родителей (педагоги, социальный педагог);
  • родительские встречи (педагог психолог, социальный педагог – совместно);
  • консультирование педагогов (социальный педагог, педагог психолог, учитель логопед);
  • комплектование групп (социальный педагог, педагог психолог – совместно).

2. Основной этап: 

  • цикл коррекционных занятий для детей с социальной и полевой беспомощностью (социальный педагог, педагог психолог – совместно);
  • цикл совместных занятий родителей и детей (социальный педагог, педагог психолог – совместно);
  • проектная деятельность педагогов, родителей, детей (педагоги, родители – совместно );
  • индивидуальные домашние задания (педагоги, родители);
  • наблюдения педагогов за детьми в группе.

3. Заключительный этап: 

  • совместный праздник (родители, дети, педагоги, специалисты);
  • повторная диагностика детей (социальный педагог, педагог психолог – совместно);
  • повторное анкетирование родителей (педагоги, социальный педагог).

Пример перспективного плана занятий

Занятия 1–2. Тема: “Знакомство”. Цель: создание условий знакомства детей друг с другом и со взрослыми, создание благоприятной атмосферы для общения.

Занятия 3–4. Тема: “Эмоции”. Цель: развитие адекватных форм проявления эмоций, развитие вербальных и не вербальных средств общения.

Занятия 5–6. Тема: “Правила поведения”. Цель: развитие самоконтроля и формирования произвольности поведения.

Занятия 7–8. Тема: “Конфликты”. Цель: формирование позитивных выходов из конфликтных ситуаций, расширение поведенческого репертуара.

Занятия 9–10. Тема “Самооценка”. Цель: формирование адекватной самооценки и позитивной “Я” концепции.

Занятия 11–12. Тема: “Страхи”. Цель: профилактика страхов, снятие тревожности.

Занятие 13. Тема: Праздник “Путешествие в страну Дружилок”.

Занятие 1

Цель: создание условий для знакомства детей друг с другом; создание благоприятной атмосферы для общения, частичное устранение защитных барьеров.

1. Представление

Цель: познакомить детей друг с другом, создать положительный эмоциональный настрой.

Ход игры. Ведущий приветствует детей, собравшихся на занятие, и предлагает всем представиться. Один ребёнок называет своё имя, а все остальные придумывают, как можно ласково назвать. Например: “Меня зовут Юля”. Дети хором – Юленька.

2. “Что я люблю”

Цель: раскрепощение участников, частичное снятие защитных барьеров.

Ход игры. Детям предлагается ответить на несколько вопросов. Первый: какое моё самое любимое занятие. Дети передают игрушку друг другу и называют любимое занятие. Затем – любимую игрушку, любимое лакомство.

3. “Знакомство” (решение проблемной ситуации)

Цель: расширить поведенческий репертуар детей эффективными способами взаимодействия с людьми.

Ход игры. Ведущий предлагает детям вспомнить, как можно познакомиться с кем-нибудь. Затем взрослый выбирает двух детей и объясняет им задание.

Инструкция: “Двое незнакомых детей гуляют во дворе. Один катает за верёвочку очень красивую машину и занят игрой. Другой стоит в стороне и очень хочет поиграть, поэтому ему нужно подойти и познакомиться с ним:

– Здравствуй!
– Здравствуй!
– Можно с тобой познакомиться?
– Можно.
– Как тебя зовут?
– Вася.
– Очень приятно, а меня зовут Саша”.

После инсценировки проходит обсуждение: “Трудно ли подойти к незнакомому человеку и познакомиться? Почему? Что ты чувствуешь при этом?

4. “Карусель”

Цель: учить детей согласовывать свои движения друг с другом и ритмом текста, развивать слуховое внимание, формировать умение управлять своими движениями; продолжать закреплять умение устанавливать контакт с окружающими.

Ход игры. Начинает игру ведущий. Он подходит к ребёнку, смотрит ему в глаза, называет по имени. Предлагает ему поиграть в игру “Карусель”. Затем ведущий и ребёнок, взявшись за руки, идут приглашать второго ребёнка. Когда все участники соберутся в общую цепочку, она замыкается и образует круг.
Взрослый говорит детям, что сейчас они будут кататься на карусели и предлагает повторять за ним слова и двигаться дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась. Держась за руки, дети вместе с ведущим двигаются по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите, карусель остановите!
Раз-два, раз-два
(пауза)
Вот и кончилась игра.

5. “Волшебная страна” (ассоциации)

Цель: снятие мышечного напряжения; расслабление мышц рук, ног и корпуса.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает им отправиться в волшебную страну, в которой живёт добрый волшебник. Волшебник узнал о том, что дети познакомились друг с другом и пригласил их к себе в гости. Но, ведущий предупреждает детей о том, что дорога в волшебную страну долгая и опасная. Он спрашивает детей не испугаются ли они. Дети соглашаются и ведущий говорит, что у него есть карта. Они вместе изучают её – на карте изображены схематически лес, горы, море и сказочный дворец.
Затем ведущий спрашивает, готовы ли дети отправиться в путь.
Слова ведущего: И отправились друзья в путь, шли они долго ли, коротко ли, и пришли тёмному лесу. В этом лесу никогда не светило солнце, и пройти по нему могли только смелые люди. Лес тёмный, давайте возьмём друг друга за руки и закроем глаза. Только у одного из нас есть огонь, он и поведёт нас через лес. Дети преодолевают препятствия – ведёт их ведущий. Затем он говорит, что смелость и взаимоподдержка помогли им выйти из леса. И опять друзья отправились в путь. Шли они, шли и пришли к высоким горам (передвигаются дети по стульям), помогая друг другу, они перебрались через горы и увидели море. У моря были шлюпки, сели они в шлюпки и поплыли (дети сидят на ковре, имитируя греблю). Устали они и захотелось им есть и спать. Легли они на дно шлюпки и уснули. И во сне оказались они около берега, на котором стоит сказочный дворец. Весь переливается он от блеска. Вокруг дворца прекрасный сад. В саду поют птицы. И сниться им, что стоит перед ними добрый волшебник, он улыбается им. Друзьям очень понравилось в том саду, но настало время вернуться назад. Но если они захотят, то смогут в любое время там оказаться.
А теперь нам пора просыпаться: глубоко вздохнём, потянемся, улыбнёмся и откроем глаза.

6. Рефлексия. 

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что было вначале?
  • Что было потом?
  • Что понравилось?
  • Что было трудно?

Занятие 2

Цель: развитие саморефлексии и рефлексии, невербальных и вербальных средств общения.

1. Упражнение “Давайте поздороваемся”

Цель: расширение невербальных средств общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход упражнения. Педагог спрашивает у детей, как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребёнок.

2. Беседа “Какие бывают эмоции”.

Цель: уточнить знания детей об эмоциях, расширить представление детей об эмоциях, на основе сравнения.

Ход беседы. Педагог напоминает детям о том, что у любого человека есть чувства. Чувства, которые испытывает человек, выражаются через настроение, а настроение у человека может быть различным.
Взрослый спрашивает у детей, как можно понять, какое у человека настроение? “Чтобы понять, какое у человека настроение, мы можем посмотреть на его лицо, позу. Настроение человека выражается при помощи эмоций”.
Затем детям предлагается посмотреть на доску, на которой есть картинки с детьми, у каждого ребёнка разное настроение. Каждому ребёнку предлагается выбрать одну из картинок, угадать какое настроение на картинке изображено, а затем закончить предложение:

  • “Я радуюсь когда …”
  • “Я боюсь когда …”

3. Игра “Раз, два, три на карточку смотри”

Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния по картинке, развитие произвольности поведения.

Ход игры. Дети стоят в кругу, ведущий раздаёт им карточки с изображением разных эмоций. По команде : “Раз, два, три на карточку смотри” дети смотрят на карточку и делятся на группы по виду эмоций. Затем дети обмениваются карточками и игра повторяется.

4. Этюд “Чунга-чанга” (эмпатия)

Цель: развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выражать основные эмоции.

Ход этюда. Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители страны, маленькие дети. Они весёлые, как он узнал, что они весёлые? (Ответы детей).
Песня “Чунга-чанга”. Выразительные движения: улыбка, подскоки.

5. Игра “Чудесная поляна”

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Ход игры. Ведущий предлагает детям прилечь и отдохнуть.
Закроем глаза и представим, что мы находимся в чудесном лесу. Вокруг растут высокие стройные деревья. Мы идём по лесу и слышим, как вокруг нас поют птицы. Всюду слышны их голоса. Невдалеке журчит ручей. И вот мы вышли на чудесную поляну, где мягкая трава и много красивых цветов. Кругом порхают разноцветные бабочки, они перелетают с цветка на цветок.
Но вот мы почувствовали, что наши ноги и руки немного устали. Мы не можем двинуться с места, ноги тяжёлые, нас так и тянет к земле. Коленки подгибаются, и мы ложимся на мягкую траву, она тёплая и махровая, укрывает нас, как одеяло. Глаза наши закрываются, и мы отдыхаем. Чувствуем, как солнышко греет нам лицо, шею, руки, ноги. Нам приятно и хорошо.
Вдруг прекрасная бабочка села на руку …(имя ребёнка). Но ….лежит спокойно, не двигает руками, ноги у него расслаблены и отдыхают. Но вот бабочка вспорхнула и перелетела к ….. и села ему на руку (рассказ продолжается до тех пор, пока бабочка путешествует от одного ребёнка к другому). Но вот бабочка вспорхнула и улетела собирать пыльцу. Да и нам пора выходить с чудесной поляны, но мы знаем, что в любое время, когда устанем, мы можем вернуться туда и отдохнуть. А сейчас попрощаемся с бабочкой, поляной, лесом. Глубоко вздохнём, потянемся и откроем глаза.

6. Рефлексия 

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что было вначале?
  • Что было потом?
  • Что понравилось?
  • Что было трудно?

Занятие 3

Цель: развитие саморефлексии и рефлексии, невербальных и вербальных средств общения.

1. Упражнение “Придумай имя”

Цель: познакомить участников занятия друг с другом, частичное снятие барьеров.

Ход упражнения. Детям предлагается придумать себе имя. Это может быть его имя или имя сказочного персонажа, или совершенно новое имя. Каждое имя записывается на бейджик. Участникам предлагается на протяжении занятия использовать только эти имена.

2. Игра “Давай здороваться”.

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.

Ход игры. Участники игры передвигаются по залу под музыку в хаотичном порядке. По сигналу ведущего (остановка музыки) участники разбиваются по парам и здороваются друг с другом так, как скажет ведущий (за руки, носами, плечами, спинами щёчками).

3. Игра “Испуганный и радостный мальчик” (решение проблемных ситуаций, МШ)

Цель: учить различать эмоциональное состояние по выражению лица.

Ход игры. Детям выдаются картинки с детьми, у детей разные эмоции. Предлагается догадаться, о чём думает этот ребёнок и почему. При затруднениях все дети помогают, предлагая свои варианты.

4. Игра “Времена года” (эмпатия)

Цель: развивать способность понимания эмоционального состояния человека.

Ход игры. Дети выбирают любимое время года и рассказывают, почему оно им нравится, и какое настроение оно может вызывать у других людей, почему?

5. Игра “Злые и добрые кошки”

Цель: снятие мышечных зажимов, агрессии.

Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре которого лежит обруч, это волшебный круг, который будет совершать превращения. Ребёнок входит внутрь круга и по сигналу ведущего превращается в злую кошку, шипит, кричит, машет руками, прыгает, но при этом из круга не выходит. Дети, стоящие вокруг, хором повторяют вслед за ведущим “сильней”, и ребёнок, изображающий злую кошку, делает всё более злые движения.

6. Рефлексия.

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что было вначале?
  • Что было потом?
  • Что понравилось?
  • Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного чле...

Консультация "Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей раннего возраста об адаптации в детском дошкольном учреждении...

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения».

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»....

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения сущес...

Презентация:"Театрализованная деятельность как эффективное средство социальной адаптации детей дошкольного возраста"

Основная цель это сотрудничество с актёрами действующих театров, для того чтобы дать детям проявить себя в творчестве, раскрепостить мологоворящих и застенчивых детей. Поэтому взаимодействие заключает...