Консультация «Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы межличностных отношений детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Рачкова Екатерина Александровна

Консультация

 

 «Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Проблемы межличностных отношений детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округу города Райчихинска Амурской области

Консультация

 «Социальная адаптация детей дошкольного возраста.

Проблемы межличностных отношений детей дошкольного возраста»

                                                   

Подготовила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Рачкова Е.А.

г. Райчихинск

2024г.

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с необходимостью менять привычные условия жизни на новые, незнакомые. Это может быть вызвано разными причинами: сменой места жительства, переход на новое место работы, поступление в детский сад и др. В связи с этим, мы вынуждены привыкать к новым условиям, незнакомому окружению, другими словами, мы вынуждены адаптироваться.

Адаптация – это привыкание человека (взрослого или ребенка) к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей, от сложившихся семейных отношений и т.д. Поэтому адаптационный период у всех разный, от нескольких дней до нескольких месяцев (легкая и тяжелая адаптация).

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. Происходит социальная адаптация ребенка.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующих в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. С приходом в детский сад многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, воспитательные приемы, стиль общения, требования к поведению и т.п. Ребенок практически постоянно находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня. Все эти изменения создают стрессовую ситуацию даже для обычного ребенка. Для ребенка с особенностями в развитии отрыв от дома и родных при поступлении в детский сад может стать серьезной психической травмой. У ребенка нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается от общения с другими детьми, отдает предпочтение играм в одиночку, тяжело идет на контакт с сотрудниками детского сада.

У особенного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ограниченный круг общения (родители, бабушки, дедушки, братья и сестры, если таковые есть). При поступлении в детский сад его круг общения значительно расширяется, требуется постоянный контакт со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Чтобы облегчить ребенку адаптацию к внешним условиям детского коллектива, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков.

Социализация к изменившимся условиям при поступлении в детский сад будет осуществляться более эффективно при опоре на ведущий вид деятельности, которая является основой формирования личности ребенка. Для детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей, поэтому самым эффективным способом социализации являются игры, в частности, коммуникативные. Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, на развитие эмоциональной сферы.

С помощью игр у детей проявляются:

  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать их словами, делать комплименты;
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
  • чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе;
  • развитие невербальных и предметных способов взаимодействия;
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Во многом успех адаптации детей дошкольного возраста зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать теплую, доброжелательную, комфортную атмосферу в детском коллективе.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семья и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленной на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные отношения детей дошкольного возраста

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во мног...

Межличностные отношения детей дошкольного возраста в игре

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее ос...

Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе ДОУ

Проблема становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста является акту­альной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социаль...

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. Социометрический статус ребенка в группе.

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Первый опыт отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осва...

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

АннотацияВ статье акцентируется внимание на значимости формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста. Выделяются и анализируются психологические особенности дошкольного возраста, ока...

Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Консультация для родителей «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из-за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дош...