Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. Социометрический статус ребенка в группе.
статья на тему

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Первый опыт отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осваивает навыки и способы общения со сверстниками, занимает определенный внутригрупповой статус и начинает его осознавать.

Статус (положение) в группе является важнейшим смыслообразующим моментом в жизни каждого человека и во многом определяет его психологическое состояние, успех в деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_mezhlichnostnyh_otnosheniy_doshkolnikov.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. Социометрический статус ребенка в группе.

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Первый опыт отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осваивает навыки и способы общения со сверстниками, занимает определенный внутригрупповой статус и начинает его осознавать.

Статус (положение) в группе является важнейшим смыслообразующим моментом в жизни каждого человека и во многом определяет его психологическое состояние, успех в деятельности. Было установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Различный внутригрупповой статус по-разному действует на формирование и развитие личностных качеств ребенка.

Благополучная внутригрупповая позиция ведет к расширению контактов ребенка, развивает коммуникативные качества, формирует уверенность в себе и своих силах. Низкий внутригрупповой статус создает серьезные проблемы для социальной адаптации, формирования социально желательных качеств.

Конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного развития, препятствовать  развитию полноценных отношений с окружающими людьми. От того, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада - первой в его жизни группе сверстников - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться  со взрослого на сверстника, интерес общения с которым постепенно увеличивается. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес.

Влияние группы на развитие ребенка велико. Человек - существо социальное, и поэтому зависим от окружающих его людей, ребенок - существо формирующееся и развивающееся, и поэтому зависим вдвойне.

Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок - взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок - сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства.

В детском саду дети все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом.

В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает, ― если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

По мере развития контактов сверстниками для ребенка становится все более важным завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии. Это становятся одним из действенных мотивов поведения.

Первый опыт социального взаимодействия и установления межличностных отношений со сверстниками дошкольник приобретает, как правило, в группе детского сада, где осваивает навыки и способы общения со сверстниками, занимает определенный внутригрупповой статус и начинает его осознавать.

Различный внутригрупповой статус индивида по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств.

Благополучная внутригрупповая позиция ребенка ведет к расширению контактов, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Высокостатусные, как правило, занимают лидирующие позиции в совместной деятельности сверстников. Однако у этих детей часто наблюдаются эгоистические черты характера, чрезмерный авторитаризм.

 Среднестатусные дошкольники могут либо объединяться между собой небольшими группами, либо присоединяться к игровым объединениям во главе с  высокостатусными детьми.

Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками или испытывающий коммуникативную депривацию, растет замкнутым, зачастую угрюмым. Сильно страдает его коммуникативная сфера, гаснет потребность в общении, тормозится развитие коммуникативных навыков. Дошкольники с низким статусом оказываются изолированными, прежде всего, в ситуациях, когда деятельность не регламентируется педагогом.

Дети с неблагоприятным положением часто испытывают эмоциональный голод, у них постепенно может накапливаться обида на сверстников из-за того, что их не принимают в игры, либо принимают, но не на главные, ведущие роли, к их мнению не прислушиваются. У них развиваются такие отрицательные черты характера, как нелюдимость, скрытность, они эгоцентричны, замкнуты, отчуждены от сверстников.

Факты, подтверждающие достаточно выраженную дифференциацию в группах дошкольников, были получены целым рядом исследователей, использовавших различные модификации социометрической процедуры. (В.В.Абраменкова, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина и др.).

Так, было показано, что в группе дошкольников представлены практически те же социометрические категории, что и в группах детей, более старшего возраста.

Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе - одна из наиболее неблагоприятных.

Отверженные - это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои - члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого.

Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием.

Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.

Необходимо отметить, что в отечественной психологии нет единого мнения относительно стабильности статуса, занимаемого дошкольником в группе. Ряд исследователей считают, что межличностные отношения в рамках группы детского сада характеризуются практически отсутствием длительных привязанностей и при этом отсутствием постоянно изолированных детей.

Однако Т. А. Репина в своем исследовании показала, что социометрический статус ребенка в группе достаточно устойчивый, - более 40% обследованных детей в течение двух лет не поменяли своего статуса. При этом интересным является тот факт, что наиболее устойчивой оказалась позиция высокостатусных дошкольников, а наименее - положение низкостатусных. Это объясняется, по-видимому, прежде всего тем влиянием, которое взрослый оказывает на развитие межличностных отношений дошкольников. Дело в том, что взрослый отчетливо различает детей, занимающих полярные статусные позиции в группе - высокостатусных и низкостатусных. Причем если положение высокостатусных дошкольников педагоги стремятся сохранить и поддержать, то положение низкостатусных детей они, наоборот, стараются изменить и сделать более благоприятным.

К проблеме детерминации положения детей в группе сверстников обращались такие ученые как М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Т.В. Сенько, Е.О. Смирнова.

Ряд авторов показывает существование зависимости положения дошкольников в группе сверстников от их успешности в разных видах деятельности.

Во многих исследованиях доказано, что в основе популярности дошкольников лежит их деятельность: либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.

Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.В. Антоновой, Т.А. Репиной, А.А. Рояк и других. Исследования этих ученых подтверждают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых.

Предпочтения детей и их популярность во многом зависят от их способности придумывать и организовать  совместную игру. Инициативные, занимающие ведущую позицию в игре дети чаще всего пользуются популярностью у сверстников, так как умение организовать интересную совместную игру – одно из важнейших качеств, влияющих на эмоционально-личностные предпочтения дошкольников. Дети, выступающие пассивными участниками игры, имеющие второстепенные роли, как правило, занимают подчиненную позицию в общении.

В исследованиях Т.А. Репиной  позиция и положение ребенка в группе изучалась в связи с успешностью в конструктивной деятельности. Было установлено, что повышение успешности этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус дошкольника. Успешность деятельности положительно влияет на активность в общении и на положение ребенка в группе сверстников. Однако следует отметить, что при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько субъективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему и со стороны сверстников.

Как полагает В.С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Непризнание успешности, напротив, делает детей пассивными, дети перестают общаться со сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.

Существует и другое направление работ, в которых феномен детской популярности анализируется с точки зрения  потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности.

В работе Р.А.Смирновой специально обученные дети дошкольного возраста удовлетворяли различные коммуникативные потребности своих сверстников (в доброжелательном внимании, в сотрудничестве, в сопереживании), а затем, после серии таких занятий выяснялось, какой партнер (и соответственно какая программа коммуникативных воздействий) является наиболее предпочитаемым для дошкольников.

Результаты экспериментальных работ показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание к партнеру.

Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р.К. Терещук выделяет такие главные качества как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.

В большинстве работ в качестве особенностей, которые обеспечивают ребенку привязанности сверстников отмечают отзывчивость, доброту, умение уступить, договориться и.т.п.

Е.О. Смирнова, сравнивая разные типы детей, не пользующихся популярностью у сверстников, указывала на то, что они существенно различаются по характеру своего поведения и степени трудностей, которые создают для окружающих. Одни их них агрессивны, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание, третьи избегают всяких контактов.

Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке самого себя. Главной причиной конфликтов ребенка  собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, что он значит для других. Ребенок уверен, что окружающие думают только о нем, приписывает им определенное отношение к себе и переживает его как реальное. Все это замыкает ребенка на самом себе, мешает видеть и слышать других, приносит острые болезненные переживания одиночества, своей недооцененности и незамеченности.

Литература

1.

Веракса А. Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов.    - 2006. - №4. - с. 4-19.

2.

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. - Мн., 1984.

3.

Марцинковская  Т.Д. Детская практическая психология. - М., 2000.

4.

Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. -М., 1992.

5.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / A.Г. Рузская. - М., 1989.

6.

Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: задачи и методы исследований отношений между сверстниками в группе детского сада. - М.,  1988.

7.

Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

8.

Сенько Т.В. Успех и признание в группе, старший дошкольный возраст. - Мн., 1991.

9.

Смирнова Е. О., В. М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе ДОУ

Проблема становления межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста является акту­альной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социаль...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Консультация для родителей «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из-за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дош...

Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе

Консультация для родителей детей дошкольного возраста ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе». Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.

Тема зарождения и  становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. игры - соревнования по пожарной безопасности....