Главные вкладки

    Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.
    статья на тему

    Беседа как метод формирования диалогической речи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

                                                                                                Позднякова Жанна Вараздатовна

                                                                                               воспитатель

                                                                                               ГБОУ СОШ №918

                                                                                              Москва Россия

                                                                                              zha994@yandex.ru

    Аннотация: Целью статьи является

    Ключевые слова :развитие ребенка, обучение

    Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа является сложным методом обучения. Ее ход зависит от подготовки  самого воспитателя , а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления полученные ребенком  в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.
          Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника ,не отвлекаться, не перебивать , сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос,  давать понятные ответы на вопросы, высказываться в присутствии других детей.
         Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном , а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описание увиденного пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая ответ, дети употребляют для связи слов союзы, разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания.
         Беседа – эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос- выбор темы беседы. Темы должны быть доступны и интересны детям и отражать факты и явления общественной жизни: «Наш детский сад», «Наш любимый город», «Праздники страны». Много бесед посвящается темам труда
    ( работа родителей, труд почтальона, работа сотрудников детского сада и т.п.), трудовым процессам. Большое педагогическое  значение имеют трудовые дела самих детей(«Как мы помогаем маме»,  «Мы- дежурные»…)
         При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:
    - беседа не должна длиться долго, т.к.  рассчитана на умственное напряжение;
    - во время беседы воспитатель задает вопрос всей группе, а затем спрашивает индивидуально. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в котором они сидят- это приводит к тому, что часть детей перестает работать;
    -нельзя спрашивать одних и тех же детей, нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос;
    -дети должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ , то можно позволить ответить хором;
    - не следует прерывать ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний, в таких случаях можно удовлетвориться кратким ответом, даже односложным ответом;
    -нельзя требовать от детей полных ответов, т.к. это часто  приводит к искажению языка. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»;
    - часто вопрос , задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Воспитатель должен быть готов к этому и не давать детям удалиться от темы беседы.
          Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей , медленно соображающих и менее развитых,целесообразно предварительно подготовить к занятию- вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям , неуверенным в себе , с более ограниченными познаниями, следует задавать дополнительные вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением, в случае – обратиться к специалистам: логопедам, психологам.

    Библиография

     1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.-М. 1997
    2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М, 2007
    3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. М. 2001

     

                                                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

    Беседа как метод формирования диалогической речи...

    Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи

    Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи...

    Методы и приемы формирования диалогической речи у дошкольников.

    В статье показаны эффективные прмемы работы по формированию диалогической речи у дошкольников по возрастным группам....

    Беседа как метод развития диалогической речи

    Консультация для воспитателей...

    Беседа как метод развития диалогической речи

    Презентация к консультации  для воспитателей...

    Беседа как метод обучения диалогической речи

    Содержание:1. Беседа как метод диалогической речи и ее значение.2. Виды бесед, тематика и содержание программного материала.3. Подготовка воспитателя к беседе и требования к вопросам....