Главные вкладки

    Беседа как метод обучения диалогической речи
    статья по развитию речи

    Касенкина Наталья Викторовна

    Содержание:

    1. Беседа как метод диалогической речи и ее значение.

    2. Виды бесед, тематика и содержание программного материала.

    3. Подготовка воспитателя к беседе и требования к вопросам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon beseda_kak_metod_obucheniya_dialogicheskoy_rechi.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Беседа как метод

    обучения диалогической речи»

     

                                                                                   

    Воспитатель

    МБДОУ "Детский сад №14"

    Касенкина Н.В.

                                                                                           

    2018г.

    Содержание:

    П.1 Беседа как метод диалогической речи и ее значение.

    П.2 Виды бесед, тематика и содержание программного материала.

    П.3 Подготовка воспитателя к беседе и требования к вопросам.

    П.1 Беседа как метод диалогической речи и ее значение.

    Что такое беседа?

      Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному  какому-либо вопросу, применяется с целью активизации умственной деятельности детей в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

             Успешность беседы зависит:

    А) От степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.)

     Б) От искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.) Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, умение вести диалог, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

    Специальное исследование, посвященное изучению бесед как метода обучения маленьких детей в условиях детского сада, в первые послевоенные годы проводила Е.И. Радина. Основной задачей было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, уточнении понятий, развитии мышления и навыков речи. Экспериментальная педагогическая работа была организована в старших группах детских садов г. Москвы. Под руководством ученых осуществлялись систематическое планирование бесед в течение всего года, разработки отдельных бесед в разных вариантах и последующая проверка их в воспитательной работе с детьми. Беседы проводились систематически 2–3 раза в месяц, дословно протоколировались, при этом учитывалось поведение ребенка в целом (проявления заинтересованности, утомления  и т. п., выраженные в мимике, жестах). Кроме того, воспитатели вели дневники, в которых фиксировались высказывания, поступки, игры, занятия детей, отражавшие материал бесед.  Результатом этой кропотливой работы стало единодушное признание за методом беседы важности и ценности как в деле умственного и нравственного воспитания, так и в речевом развитии детей. Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.

     В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе.

    Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. Так, после бесед о семье, о труде матери дети стремятся действенно проявить свое отношение к близким людям: «Посоветуйте, что мне подарить маме, у нее скоро день рождения»,- обращается девочка к воспитательнице. Беседы о средствах передвижения, например, вызывают усиленный интерес к транспортным машинам. И мальчики и девочки с большим вниманием наблюдают за проезжающими по улицам машинами, у них возникает много интересных вопросов по этому поводу, заметно обогащается содержание творческих игр детей.

    Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними. С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе. В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания.

    Основные приемы ведения беседы.
    1.Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.
    2. Помогать наводящими вопросами.
    3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.
    4.Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.
    5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

    П.2 Виды бесед, тематика и содержание программного материала.

          По характеру организуемой познавательной деятельности различают 2 вида бесед: репродуктивную и эвристическую. Репродуктивная беседа предполагает воспроизводящую деятельность ребенка (знакомые способы оперирования знакомым материалом). Эвристическая беседа направлена на организацию поисковой деятельности детей, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Главная её функция в том, что воспитатель с помощью специально подобранных вопросов путём рассуждений подводит детей к определённым выводам. Дети при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т. д. В эвристической беседе воспитатель ставит проблему и расчленяет её с помощью вопросов т. о., чтобы каждый вопрос вытекал из предшествующего, а в совокупности они вели к решению проблемы. В такой беседе раскрывается логика движения поиска, формируются поисковые умения детей (на доступном уровне для ребенка). Коллективная форма беседы создаёт атмосферу общей заинтересованности, повышает внимание, активизирует мышление, способствует воспитанию товарищеской взаимопомощи, развивает познавательные и творческие способности. Репродуктивная беседа доступна детям дошкольного возраста, эвристическая может проводиться (при необходимом уровне развития воспитанников) в подготовительной группе, но здесь цепочка вопросов не должна превышать 1-3, в школьном возрасте постепенно удлиняясь до 10-12 в старших классах. Беседу любого вида можно продумывать заранее, но нужно быть готовым к проведению её экспромтом (репродуктивной - если дети не готовы к связному изложению, эвристической - когда они затрудняются в решении проблемной задачи). При этом от воспитателя требуется широта кругозора, учёт возрастных и индивидуальных особенностей и уровня умственного развития детей, быстрая и точная реакция на их ответы.

           При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

     1. Воспитатель должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать чёткие вопросы и избегать случайных.

    2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

    3. В индивидуальной беседе важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы по близости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или повлиять на искренность ребенка.

    При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

     2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.

    3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развёртывание мысли.

    4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

    5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

    6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.

     7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

    8. В беседе с детьми следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребёнка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

    9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.

    10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределённость.

    11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника.

          Тематикой и содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: 1.бытом, 2.трудом людей, 3.событиями общественной жизни, 4.жизнью природы, а также 5.деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

    1.Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

    2.Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей. В беседе о труде близких людей дети рассказывают, где и кем работают их родители и другие взрослые члены семьи. Воспитатель усиливает и углубляет чувства детей, направляет их на активное проявление знаков внимания и уважения к близким (оказывать им посильные услуги, готовить к праздникам подарки и т. п.).

    3.Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах. Беседуя с детьми о школе, а также о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, воспитатель подкрепляет у детей желание учиться, интерес к школе, книге.

    4.Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

    5.В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.

    В беседах о предметах быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о некоторых орудиях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться.

    Что необходимо учитывать при подборе программного материала для бесед? При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы. «Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,- писала Е. И. Тихеева. Личный опыт ребенка, приобретенный путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям.

    П.3 Подготовка воспитателя к беседе и требования к вопросам.

    Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.

    Вот несколько примеров:

    Беседу об осени можно начать показом репродукции картины Левитана «Золотая осень» (старшая группа), чтобы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кроме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время экскурсий в парк или в лес.

    Началом беседы о работе почты (тоже в старшей группе) может послужить стихотворение С. Я. Маршака «Загадки» («Синий домик у ворот»).

    Беседу о Москве хорошо начать показом картины, изображающей Кремль или Красную площадь, так как эти исторические места столицы известны по репродукциям каждому ребенку.

    Вопросы. С чего лучше начать беседу? В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы, например:

    «Дети, кто из вас ездил на поезде?» - спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.

    В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно.  В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям. Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель.

    Например, воспитатель спрашивает детей:

    «Какие листья на березе?» Дети отвечают: «Березовые». Между тем воспитатель хотел, чтобы дети назвали цвет листьев. Дети дали бы нужный ответ, если бы вопрос был сформулирован так: «Какого цвета листья на березе осенью?»

    Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.

    Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли. С этой точки зрения не следует задавать пяти - шестилетним детям такие вопросы: сколько ног у коровы? Сколько глаз у кошки? Сколько ушей у кролика? и т. п. Во-первых, это детям хорошо известно; во-вторых, беседа о количестве ног, ушей, глаз, хвостов ничего не прибавляет к знаниям детей о животных. Ведь все животные имеют одинаковое количество ног, ушей и пр. Одно животное отличается от другого не количеством частей тела, а характерными их качествами, образом жизни, повадками. У кролика уши длинные; у кошки ушки маленькие, стоячие; у белки на кончиках ушей кисточки. Следовательно, правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: какие глаза у кошки? Какой у нее хвост? и т. п.

    Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя. При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.

    Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

    Проводя беседу, воспитатель управляет познавательной деятельностью детей. Вопросы воспитателя условно можно разделить на репродуктивные (воспроизводящие) и продуктивные (поисковые, творческие).

     Репродуктивные вопросы требуют точного и полного воспроизведения знаний и способов деятельности и адресованы в основном к памяти дошкольников, продуктивные - требуют не только припоминания, но и активного мышления учащихся: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, выделения главного, умозаключений и пр., т.е. предполагают применение полученных знаний. Можно выделить следующие виды продуктивных вопросов: на сравнение; установление причинно-следственных связей; определение цели действия, явления, процесса; подведение конкретного под общее; применение общего к конкретному; на классификацию предметов и явлений, на доказательство, объяснение, альтернативное решение и др. Вопросы воспитателя должны быть доступными для понимания дошкольников и вместе с тем достаточно сложными; определёнными по содержанию, краткими по форме; предполагать чёткий ответ, быть связанными с темой в целом.

    Вопросы для беседы:
    1.Прямые – с однозначно понимаемым смыслом, например:
    «Нравится ли тебе твоя группа?» Иногда личные вопросы смущают собеседника, поэтому ответ может быть неискренен.

    2.Косвенные – истинные цели для собеседника замаскированы. Например:
    «Всегда ли тебе хочется быть в группе?», «Нравится ли вашим ребятам ваша группа?» При ответе на безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

    а) Проективные вопросы (разновидность косвенных вопросов). В них речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке или персонаже:
    «Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?» При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом, выразит свое собственное отношение.

    б) Вопросы внушающего действия.
    Очень внушающие: «Не согласен ли ты с тем, что…», «Не считаешь ли ты…», «Не кажется ли тебе…»
    Внушающие: «Поделки ты делаешь?» (здесь неизвестно делает ли вообще ребенок поделки)
    Менее внушающие: «Или – или» («Любишь ли ты делать поделки или рисовать?»)

    Наиболее благоприятная форма вопроса (определительные вопросы) «Чем ты любишь заниматься дома?»
    При формулировке и постановке вопросов предпочтительно:
    *задавать вопросы в косвенной форме;
    *вопросы должны быть краткие, максимально понятные собеседнику;
    *достижение каждым вопросом определенной цели.

    Избегать:
    *вопросов в «лоб»;
    *малораспространенных слов, слов с двойным значением;
    *формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы;
    *формулировок, внушающих определенные ответы;
    *слов, вызывающих определенное отрицательное (положительное) отношение;
    *не этично затрагивание интимных сторон личности самого собеседника.

    Требования к вопросам:

    Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

    Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

    Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.

    Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

    Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Так называемые полные ответы строятся ребенком по готовому шаблону: он повторяет все слова вопроса и присоединяет к ним ответное слово:

    «Что делает кошка?» - «Кошка делает... спит!» Подобная педантичность делает беседу сухой и нудной.

    Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать. «Никто не слышал, что ты сказал,- должен пояснить воспитатель. - Повтори громко свой ответ».

    Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры. При подготовке и проведении таких вступительных бесед воспитатель должен соблюдать те же правила. Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

     Наглядный материал. Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку. Наглядный материал готовится заранее и хранится так, чтобы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.

    С помощью чего в конце занятия следует углубить эмоциональное воздействие на детей? В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале (на это отводится 3--5 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.

    Какой вариант изберет воспитатель, зависит от темы беседы, от запаса знаний детей и от времени, когда проводится занятие. Беседу об овощах можно закончить дидактической игрой «Угадай на ощупь овощи»; беседу о подготовке к празднованию Нового года можно заключить новогодней песней, которую дети уже разучили на музыкальных занятиях.

    При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа.

    Основные требования к проведению беседы.

    1.Подготовка к беседе:
    А) определить цель беседы.
    Б) определить целевые вопросы.
    В) определить вопросы, поддерживающие беседу.

    2. Вступить в контакт можно:
    А) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику.
    Б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер.
    В) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.
    Если вы увидели пассивность собеседника, то Вы:
    - начали с неудачного вопроса;
    - спросили невпопад;
    - у него нет настроения;
    - взяли не тот тон;
    - или угодили в больное место.

    3.Создайте атмосферу доверия.
    •собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
    •при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами;

    4.Обстановка для беседы:
    *благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, изолированная комната)
    *не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей; тревога, беспокойство)

    5.Во время беседы следите за:
    -точностью формулируемых мыслей;
    -оговорками, недомолвками;
    -желанием уйти от ответа;
    -паузами;
    -тембром голоса, интонацией;
    -мимикой, жестами;
    -срабатыванием механизма так называемой психологической защиты.

    ЛИТЕРАТУРА :

    1.Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.201-202.

     2.Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994. - 63с.

    3.Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.221-229.

    4.Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961

    5.Алексеева М.М. Методика развития и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.,2000.

    6.Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 51-61.

    7.Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.

    8.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 1999. - 363с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

    Беседа как метод формирования диалогической речи...

    Беседа как метод формирования диалогической речи у дошкольников.

    Беседа как метод формирования диалогической речи...

    Презентация "Беседа как метод развития диалогической речи"

    Презентация к консультации  для воспитателей...

    «Беседа как метод обучения разговорной речи детей среднего и старшего возраста»

    laquo;Беседа как метод обучения разговорной речи детей среднего и старшего возраста»...

    Беседа, как метод обучения детей диалогической речи.

    Беседа, как метод обучения детей диалогической речи....

    Разговор как метод обучения диалогической речи.

    Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседником, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взг...