Главные вкладки

    Программа по ознакомления дошкольников с культурой казахского и русского народа.
    методическая разработка на тему

    Джунусова Айгуль Михаметьяновна

    Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российской самоидентичности и самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма.

     Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры. Приобщая дошкольников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить представителей различных этносов к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального государства.

    В нашем ДОУ для детей созданы наиболее оптимальные условия для воспитания эстетической культуры школьников с использованием потенциала этнокультурной среды. На современном этапе национально-региональные системы образования должны обеспечить высокий уровень готовности своих выпускников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре. Одним из направлений этой работы является этнокультурная коннотация художественно-эстетического образования детей. Художественно-эстетическое образование —это процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества в целом, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, нравственной и эстетической культуры, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon strukturnoe_podrazdelenie_gbou_sosh.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области «детский сад Аленушка».

    ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

    Автор: А. М. Джунусова

    село Кинель-Черкассы 2013год.

    Пояснительная записка.

    Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российской самоидентичности и самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма.

     Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры. Приобщая дошкольников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить представителей различных этносов к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального государства.

    В нашем ДОУ для детей созданы наиболее оптимальные условия для воспитания эстетической культуры школьников с использованием потенциала этнокультурной среды. На современном этапе национально-региональные системы образования должны обеспечить высокий уровень готовности своих выпускников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре. Одним из направлений этой работы является этнокультурная коннотация художественно-эстетического образования детей. Художественно-эстетическое образование —это процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества в целом, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, нравственной и эстетической культуры, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

    Цель: создать условия для формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества посредством ознакомления и приобщения к культуре и традициям русского и казахского народа.

    Задачи:

    1.     Приобщать дошкольников к миру искусства;

    2.     Развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

    3.     Развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности;

    4.     Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми;

    5.      Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

    Актуальность.

    Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

    плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

    это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

    А.С. Макаренко  

                Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

      Поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей дошкольного возраста с культурой казахского и русского народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

    Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, мы старались всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.

     Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе. Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

    Реализуемая Программа воспитания и обучения   в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е. несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов»

    Ведущая педагогическая идея.

    Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей дошкольного возраста интерес к культуре русского и казахского народов, через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

    Проблема

    Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал:

    1. у 35% воспитанников не сформированы   знания по   ознакомлению с бытом и культурой русского и казахского народов.
    2. Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей дошкольного возраста с национальным наследием этих народов. Результаты анкетирования: «Какие игры детей русского и казахского народов вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Разорви цепь». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру.
    3.  Из национальных праздников 50% назвали праздник «Масленица», «Пасха». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций русского и казахского народов.
    4. Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями русского и казахского народов проводится через традиционные формы работы.

    Противоречия

    Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

    1) между необходимостью работы в детском саду, как условия формирования интереса к культуре русского и казахского народов у детей дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

    2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

    Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагогов в группе, которая способствует развитию интереса у детей дошкольного возраста   к культуре, традициям русского и казахского народовКроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.

    Гипотеза:

    Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского и казахского народов», по расширению знаний детей о культуре и традициях  этих народов, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.

    Новизна

    Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности.

    К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

    1. программа реализуется в течение трех лет (в средней, старшей и подготовительной группе)
    2. реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Вераксы Н.Е., а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
    3. предполагает создание в группе богатой предметно-развивающей среды - мини-музея «Мой дом».
    4. обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.
    5. предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
    6. включать в работу совместную проектную деятельность с родителями.

    Основные направления работы педагогов с детьми по приобщению к искусству:

    • Ознакомление с предметным миром, миром людей и природы через произведения изобразительного искусства, художественной литературы и музыки.
    • Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой деятельности (художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализованная и т.д.)
    • Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное и театральное искусство).
    • Становление эстетической развивающей среды.

    Результативность программы:

                 Отношение дошкольников к другим народам проявлялось в интересе, позитивности, внимании, чуткости к детям и взрослым, толерантном отношении к людям других национальностей и культур. Это выражается в желании больше знать о разных людях: узнать игры разных народов; узнать о профессии родителей; об обычаях и традициях разных народов; национальной еде; какие праздники отмечают и любят; национальные танцы и песни; виды спорта; промысел. 

         Благодаря работе по программе «Ознакомления детей дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов» дети подготовительной группы:

    • знают, любят и умеют играть в русские и казахские народные игры;

    • используют в активной речи русский фольклор;

    • умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

    • принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;

    • знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;

    • знают историю русского и казахского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма; умеют различать изделия разных народных промыслов.

             Таким образом, положительные результаты проведенной работы позволяют в дальнейшем воспитывать в детях поликультурную и этнотолерантную личность. В нашем дошкольном учреждении необходимо продолжить дальнейшую работу с дошкольниками по поликультурному воспитанию. Необходимо продолжать знакомить детей с культурой разных народов, учитывая внимание и заинтересованность детей.

    Заключение.

          Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении знаний у детей дошкольного возраста о культуре и традициях русского и казахского народов с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в программе «Ознакомления детей дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов». Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре этих народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.  

    Тематический план (средняя группа)

    N

    Месяц.

    Тема

    Часы.

    1.

    Сентябрь.

    Музей - что это?

    1 ч.

    2.

    Октябрь.

    Добрая изба.

    1 ч.

    3.

    Ноябрь.

    Печь кормилица.

    1 ч.

    4.

    Декабрь.

    Хозяйкины помощницы.

    1 ч.

    5.

    Январь.

    Посидим у самовара.

    1 ч.

    6.

    Февраль.

    Оденем куклу  в казахский костюм.

    1 ч.

    7.

    Март.

    Наша  кукла Дуня в сарафане.

    1 ч.

    8.

    Апрель.

    Волшебная прялка.

    1 ч.

    9.

    Май.

    Давайте жить дружно.

    1 ч.

    10.

    Итого

     

    9 ч.

    Тематический план (старшая группа)

    N

    Месяц.

    Тема.

    Часы

    1.

    Сентябрь.

    В гостях у Хозяюшки.

    1 ч.

    2.

    Октябрь.

    Мир старинных вещей.

    1 ч.

    3.

    Ноябрь.

    Вечера долгие руки умелые.

    1 ч.

    4.

    Декабрь.

    Рабочие руки не знают скуки.

    1 ч.

    5.

    Январь.

    Рукодельницы.

    1 ч.

    6.

    Февраль.

    Так мы раньше одевались.

    1 ч.

    7.

    Март.

    Что за праздник – «Наурыз»?

    1 ч.

    8.

    Апрель.

    От лучинки до электрической лампы.

    1 ч.

    9.

    Май.

    Люби свой край и воспевай.

    1 ч.

    10.

    Итого.

     

    9 ч.

    Тематический план (подготовительная к школе группа)

    N

    Месяц.

    Тема.

    Часы

    1.

    Сентябрь.

    Милости просим в нашу избу.

    1 ч.

    2.

    Октябрь.

    Печь - как мать родная.

    1 ч.

    3.

    Ноябрь.

    Хлеб - всему голова.

    1 ч.

    4.

    Декабрь.

    Что о себе расскажет посуда.

    1 ч.

    5.

    Январь.

    Бабушкин сундук.

    1 ч.

    6.

    Февраль.

    Живая старина.

    1 ч.

    7.

    Март.

    Праздник- « Курбан айт »

    1 ч.

    8.

    Апрель.

    Хозяйкины помощницы

    1 ч.

    9.

    Май.

    Дружба и братство дороже богатства.

    1 ч.

    10.

    Итого.

     

    9 ч.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Иванова А.А. Восхождение человека к Природе в процессе природного воспитания: Методические разработки по этнопедагогике и народоведению для педагогов дошкольных учреждений, школ, других специалистов социогуманитарного знания и широкого круга читателей. Самара - Ореховка, 2004

    2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000-448 с.

    3. Ревенок Т. Программа "Весточка" по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - С.24-30

    4. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45

    5.Цурюмова С. В. Этнокультурная коннотация дополнительного художественно-эстетического образования детей / Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов: материалы всероссийской научно-практической заочной конференции / под.ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. С. 137140.

    6. www. kolyadka. h1. ru



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

    Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой сво...

    ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

    Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр...

    Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст

    Цель: ознакомление детей с  культурой и бытом русского народа, через создание игровой  ситуации.ЗадачиОбразовательные:·        познакомить детей с русской ...

    Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

    Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. ...

    Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа

    В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...

    Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа

    Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...

    игры для ознакомления детей с культурой и обычаями русского народа

    Вашему вниманию хочу предложить развивающие игры...


     

    Комментарии

    спасибо за материал!