ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Хуснутдинова Лилия Кенжекуловна

Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

        Поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей дошкольного возраста с культурой казахского и русского народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

         Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации.

Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, мы старались всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.

             Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

        Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

Реализуемая Программа воспитания и обучения   в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е. несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов»

действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_khusnutdinova_l.k.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

Хуснутдинова Лилия Кенжекуловна, воспитатель.

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области «детский сад Аленушка».

Цель: Познакомить дошкольников с историей, культурой и бытом казахского и русского народа.

Задачи:

- Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы.

- Развивать интерес, любознательность к предметам старины.

- Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора.

- Формировать уважение к историческому прошлому Казахстана.

- Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Актуальность.

            Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

        Поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей дошкольного возраста с культурой казахского и русского народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

         Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации.

Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, мы старались всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.

             Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

        Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

Реализуемая Программа воспитания и обучения   в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е. несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов»

действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

Проблема

Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 35% воспитанников не сформированы   знания по   ознакомлению с бытом и культурой русского и казахского народов.

  1. Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей дошкольного возраста с национальным наследием этих народов. Результаты анкетирования: «Какие игры детей русского и казахского народов вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Разорви цепь». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру.
  2.  Из национальных праздников 50% назвали праздник «Масленица», «Пасха». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций русского и казахского народов.
  3. Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями русского и казахского народов проводится через традиционные формы работы.

Противоречия

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

1) между необходимостью работы в детском саду, как условия формирования интереса к культуре русского и казахского народов у детей дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагогов в группе, которая способствует развитию интереса у детей дошкольного возраста   к культуре, традициям русского и казахского народовКроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.

Новизна

Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности.

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

  1. программа реализуется в течение трех лет (в средней, старшей и подготовительной группе)
  2. реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим», а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
  3. предполагает создание в группе богатой предметно-развивающей среды - мини-музея, обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.
  4. предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
  5. включать в работу совместную проектную деятельность с родителями.

Заключение.

      Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении знаний у детей дошкольного возраста о культуре и традициях русского и казахского народов с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в программе «Ознакомления детей дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов».Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре этих народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ознакомления дошкольников с культурой казахского и русского народа.

Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою нацио...

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. ...

Формирование нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

laquo; РУССКИЙ народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранят...

Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...

Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Приобщение родителей к русской народной культуре, устному народному творчеству.Развитие желания пополнять музей экспонатами деревенского быта....

Консультация для родителей «Значение мини - музея «Навстречу прошлому»» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой сво...